Оригинал взят у
_whitemamont в
Том Вандербильт «Трафик: психология поведения на дорогах» Любопытная книжица продается сейчас - Том Вандербильт, «Трафик: психология поведения на дорогах». Довольно толстый том, интересный не только тем, что написано в нем прямым текстом, но прежде всего - гигантским количеством ссылок на различные исследования в области дорожного движения. Читаешь - и поражаешься, в какой же заднице находимся мы с нашими первыми робкими попытками понять, как управлять трафиком! Все давно придумано до нас. Многие вещи, о которых мы только начинаем догадываться, были описаны еще в 20-30х годах ХХ века.
Прямых рекомендаций нам, российским водителям в книге не найти - слишком далеки мы от цивилизованного общества, с позиций которого смотрит на вещи Вандербильт. Он всерьез обсуждает, насколько аморально перестраиваться при сужении дороги в соседний ряд не сразу, как увидишь знак «сужение дороги», а собственно перед препятствием. Про езду по обочине или повороты из второго ряда речи вообще нет - а нам интереснее было бы узнать цифры, насколько это снижает пропускную способность дорог. Но нет - на Западе подобный этап прошли слишком давно, чтобы сейчас о нем вспоминать.
Перевод книги вроде бы хорош с литературной точки зрения - но уже на девятой странице убивает понятием «мощность шоссе» и окончательно расстраивает полной путаницей с автомобильными терминами. Хотя, применив смекалку и обратный перевод на английский, понять можно все.
Если душа у вас болит за то, что происходит на наших дорогах - почитайте Трафик хотя бы чтобы помечтать о том, какие проблемы придется решать после стадии первобытного автомобилизма. И понять, каков уровень понимания транспортных проблем в цивилизованном мире.
Вот самые зацепившие меня цитаты:
«Водители проводят большую часть времени, глядя на заднюю часть других машин, стоящих перед ними, что с культурной точки зрения ассоциируется с подчинением. Трафик приводит к развитию односторонней коммуникации: вы видите кучу водителей, которые не могут видеть вас. Это напоминает попытку поговорить с человеком, идущим перед вами, а не стоящим к вам лицом. Эффективная коммуникация строится совсем иначе.»
«Некоторые водители, особенно в США, пытаются показать себя с помощью персонализированных и довольно тщеславных номерных знаков. Но возникает вопрос: неужели вы хотите, чтобы вся ваша жизнь была отражена в нескольких буквах номера?»
«Мигающий зеленый свет - «зона нерешительности». Чем больше автомобилей в ней находится, тем выше вероятность аварии» [вывод - после зеленого должен сразу включаться красный, без желтого или мигающего зеленого]
«Главный урок видеорегистраторов связан не с навыками вождения как таковыми (умением проходить повороты или избегать препятствий), а скорее с избеганием ошибок, порожденных чрезмерной уверенностью в себе»
«Исследователи считают, что максимальное время, которое водитель может потратить на находящееся внутри автомобиля устройство, будь то GPS или радио, не должно превышать 15 секунд в час»
«Мы в целом неправильно оцениваем скорость... Восприятие зависит от так называемого глобального оптического потока. Когда мы едем (или идем), то ориентируемся на «цель» - фиксированную точку на горизонте. Мы пытаемся выровнять ее так, чтобы она всегда оставалась неподвижной точкой...
Поэтому водители переоценивают свою скорость там, где очень много деревьев, а на участках с шумовыми экранами движение обычно замедляется. Чем мельче «текстура», тем выше кажется ваша скорость»
«Всегда кажется, что маленький автомобиль едет медленнее»
«Почему мы думаем, что ночью видим хорошо - хотя в свете фар важнейшее периферийное зрение не работает? Поэтому ночью на обочину и разметку мы смотрим много чаще»
«Умным» шоссе нужны умные водители»
«Правило одного часа»: исследования показали, что если человек добирается до работы больше получаса, то есть в день тратит на дорогу туда-обратно больше часа, его настроение начинает стремительно падать»
«Несколько поворотов подряд менее опасны, чем один поворот после длинного прямого участка. Время движения по абсолютной прямой не должно превышать одну минуту»
«Третий стоп-сигнал или АБС не уменьшают количество аварий, что подтверждено исследованиями и в Европе, и в США. Водители начинают ездить опаснее, сохраняя привычную «долю риска»
Сказано, вообще-то, про Китай: «Неосторожное вождение, то есть быстрое и опасное, обратно пропорционально доле демократических институтов. В авторитарном государстве единственное место, где простой человек может почувствовать себя влиятельной фигурой, - загруженная дорога. Только там он может поравняться с кем-то и обогнать кого-то»