В Париже в Центре Помпиду мы попали на выставку Роя Лихтенштейна. Выставка офигенская. Для начала советую
вот тут посмотреть видео каталог выставки.Высший класс.
А выставка эта была одной из тех, когда пришел и влюбился. Выставка полная, даже начинается первой его картиной в стиле поп-арт с Микки и Дональдом. Картина смешная, потому что фраза, которую произносит Дональд, двузначная, и может быть понята не только как "Я поймал крупную рыбу", но и как "Я подцепил клевую телочку".
Look Mickey, 1961
В каждом зале - много картин и скульптур, к какждой теме - пояснение на французском и английском языках. Кое-где стоят телевизоры, можно посмотреть и послушать интервью с Лихтенштейном. На рутрекере все еще можно скачать один такой
фильм на русском. По сути, в этом фильме он и рассказывает про этапы своего творчества, но на выставке информации было гораздо больше.
Roy Lichtenstein, 1923 - 1997
Как и многие художники его времени, Лихтенштейн искал себя в абстрактном импрессионизме, а нашел - в поп-арте. Он говорил о том, что когда он принес свою картину Look Mickey галлеристу, тот показал ему уже имеющиеся у него работы Уорхолла и еще нескольких художников, выполненные в похожем стиле. Он говорил, что никто ничего не копировал, все просто рисовали похоже, потому что поп-арт родился как ответ на то, что окружало людей в то время.
Лихтенштейну показалось остроумным брать картинки из комиксов и, вырывая их из контекста, вкладывать в них новый смысл. Также его заинтересовал способ выполнения изображений комиксов - машинная печать. Розовый цвет лица, допустим, создавался при помощи красных точек на белом фоне. При увеличении изображения точки становились видны, и выглядело это забавно. Картина Whaam! составлена из двух кусочков комикса.
Whaam!, 1963
Лихтенштейну нравилось ставить перед собой задачи и выполнять их, наверное, это одно из самых интересных его качеств. В живописи важна манера письма, то, как художник кладет мазок. Лихтенштейн хотел, чтобы его мазков видно не было, он хотел избавиться от них, подражая машинной печати. Он выбрал три цвета - красный, желтый и синий (позже еще появится зеленый), а смешивания добивался при помощи точек, как принтер. Из всех картин, которые взяты из военных комиксов, мне больше всего нравится Takka Takka
Takka Takka, 1962
Потом он взял из комиксов образ женщины. Картина Oh, Jeff... в сувенирных магазинах Центра Помпиду продается отпечатанной на подушках, сумках, блокнотах и открытках.
Oh, Jeff... I Love You, Too... But..., 1964
Лихтенштейн не боялся ставить себе тудные задачи. Например, он захотел изобразить зеркало, но без отражения. Как нарисовать зеркало? Он сделал несколько попыток, очень интересно вышло, на мой взгляд.
Mirror, 1972
Mirror, 1969
Mirror #10, 1970
О мазках он развил отдельную тему и изобразил мазок как таковой. Мне очень нравятся такие эксперименты, игры, шутки. Остроумно, короче)
Little Big Painting, 1965
У него есть и пейзажи, и переосмысления Пикассо, Матисса, Моне, антаблементы и интерьеры студий. Но еще мне понравились такие странные работы, на которых не видно части изображения. Лихтенштейн объяснял что когда-то он сфотографировал какую-то картинку через стекло, и часть изображения была скрыта за бликами. Ему это очень понравилось, появились картины, подобные Reflections on Sure!?
Reflections on Sure!?, 1990
И еще одну картинку покажу. Она мне полюбилась сразу. Можете сказать, что у меня проблемы с чувством юмора, но, по-моему, она ужасно смешная.
Magnifying Glass, 1963
Картин на выставке огромное количество, но уникальна она скульптурами. Я даже не могу выбрать, что мне больше нравится. Наверное, они дополняют друг друга.
Скульптура - объемное изображение, но Лихтенштейн не всегда с этим согласен и уводит скульптуру в плоскость. Wall Explosion II - фарфор, эмалированная сталь. На фотографии не видно, но оно все такое гладкое и блестящее, очень хочется пощупать.
Wall Explosion II, 1965
Или, например, лампа.
Lamp II, 1977, бронза, крашеная и покрытая патиной.
Но некоторые скульптуры более традиционны. Например Голова девушки. Правда, она не вылеплена, это просто покрашенный манекен, но и тут проглядывает идея поп-арта. На чем еще рисовать девушку из комиксов как не на промышленно произведенном манекене?
Blonde, 1965
Конечно, были истории с плагиатом, когда Лихтенштейн брал картинку из комикса и, перерисовывая, практически не изменял ее. Некоторым авторам льстило увидеть свою маленькую картинку в большом формате, а некоторые негодовали. Но Лихтенштейн этого никогда не стеснялся. Он не останавливался в своей работе, ища новые темы, идеи и бросая вызовы сам себе.
Всем, кто побывает в Париже до начала ноября очень советую выставку, как и основную выставку Помпиду, я о ней пару слов позже напишу.