По волнам Пурима. История самого весёлого еврейского праздника

Mar 26, 2016 09:03

Оригинал взят у dona_anna в По волнам Пурима


Пурим, наверно, самый веселый еврейский праздник. Ни в какой другой праздник не приказано евреям так напиваться, чтобы не отличить Амана от Мордехая. Шуточные пурим-шпили и карнавалы, столь нехарактерное веселье для еврейской традиции, все можно именно в этот праздник.



Немного истории, ведь без нее никуда, даже в Пурим.

Я не буду сегодня подробно рассказывать об истории Пурима или пересказывать Свиток Эстер, во всяком случае в этот раз:) В сети об этом много всего, достаточно погуглить просто Пурим.

Я же расскажу о другом.
Сначала о замечательных свитках Эстер, которые есть в разных музеях. Я их много собрала и хочу вам показать. Первая мысль, которая у меня появляется, когда я на них смотрю: это же сувенирные, подарочные издания! Не зря они выставлены в музеях. Конечно они очень дорогие и красиво оформленные, доступные не каждому. Чаще всего они небольшого размера, а есть просто крошечные. Их футляры - произведения искусства, и хотя они находятся под стеклом, так хочется их вытащить и потрогать...

Все свитки написаны от руки, если не указано иное.



Свиток Эстер, Голландия 17в., вырезка из бумаги (!), находится в Музее еврейской истории, Амстердам. Высотой 12,5см. Из моего рассказа Искусство вырезки из бумаги - старинная еврейская традиция



Свиток Эстер в футляре, Музей Израиля , 17 век.



Свиток Эстер в футляре, Музей Израиля, 17-18 век (?), довольно подробно иллюстрированный, несмотря на то, что иудаизм запрещает.



Свиток Эстер, Италия, 1755г. , Музей итальянского еврейства (Иерусалим)



Свиток Эстер, Италия, 1755г., Музей итальянского еврейства (Иерусалим)



Свиток Эстер, 18 век (?), Музей итальянского еврейства. Это единственный большой свиток, который я видела.



Иллюстрированный Свиток Эстер, Германия, нач. 18 века, Музей Израиля. Показываю его фрагменты покрупнее. Обратите внимание на иллюстрации, это редкость для еврейской традиции. Они изображают совсем другое время, не то что описано в свитке. Как часто делали в те времена: иллюстратор наряжает героев свитка в одежду своего времени (18 век). Посмотрите на дам в париках и кавалеров со шпагами.



Иллюстратор дает в руки музыкантам инструменты, о которых во времена Эстер и Мордехая еще слыхом не слыхивали.



А вот знаки зодиака из этого свитка, наоборот, древняя еврейская традиция.
Помните изображения зодиакального круга в древних синагогах Эрец-Исраэль (4-5в.н.э.), о которых я подробно писала тут. Знаки Зодиака пришли в Эрец-Исраэль из Персии, мы их видим в древних синагогах в Ципори и в Бейт-Альфа, а затем они перебрались вместе с евреями в синагоги Восточной Европы 17 века. Вот и в Германии в начале 18 века они на законных основаниях.



Миниатюрный Свиток Эстер 18 век (?) размером 6см в ширину, 4 см в толщину, длина свитка 152см. Музей итальянского еврейства.



Свиток Эстер в футляре, Венеция, Музей итальянского еврейства, 18 век.



Трещетка, серебро, Вена, Австрия, 1826 год. Музей Израиля.
Текст "Проклят Аман, желавший погубить меня!"
Во время чтения свитка при произнесении чтецом имени Амана присутствующие поднимают шум топаньем ног, свистом, специальными трещетками и т. п., выражая таким образом ненависть и презрение к памяти злодея. Серебряную трещетку можно передавать из поколения в поколение, от отца к сыну.



Это футляр для Свитка Эстер, серебро, филигрань, конец 20х годов прошлого века.
Дизайн Зеэва Рабана, Школа Бецалель. Выставка "Еврейское искусство 19века, большие мастера".



Свиток Эстер в форме коробки, картон, печать, 1950г. Музей Эрец-Исраэль.
Тут уже труба пониже и дым пожиже детская игрушка доступная всем из-за низкой стоимости бумаги, но дающая представление о свитке.

Маски и карнавальные костюмы - это тоже еврейское?

Традиция одевать маски и карнавальные костюмы на Пурим появилась в Средние века в Венеции, видимо, под влиянием местных карнавалов. Еврейская традиция объясняет это по-разному. Одно из объяснений раввина Шломо Авинера говорит о том, что все главные герои истории "наряжаются" определенным образом:
Эстер не рассказывает, что она на самом деле еврейка и не рассказывает Ахашверошу о своих намерениях. Она неожиданно рассказывает Ахашверошу о планах Амана уничтожить ее народ.
Ахашверош снаружи выглядит как всемогущий человек, а на самом деле окружающие вертят им как хотят.
Аман демонстрирует крутость и уверенность в себе, а на на самом деле он трус. Он наезжает на слабых, легкомыслие с которым он объявляет дату убийства евреев говорят о его слабости и несостоятельности взять ответственность за свои решения.
Мордехай снаружи чиновник высокого ранга, верный Ахашверошу, но вместе с этим, внутри он - еврей, верный своему народу и земле.



Вот главные герои Свитка Этер, справа налево, сверху, Ахашверош и Мордехай, внизу, Вашти и Эстер. Сфотографировано в Музее итальянского еврейства, Венеция, конец 18 века.
Обратите внимание, что иллюстратор не вкладывал усилия в поиски образов, и положительные и отрицательные герои похожи друг на друга. Вполне годится для игры "Найди 10 отличий". Но надо отдать должное иллюстратору, который при запрете изображений все-таки проиллюстрировал свиток. А может быть именно на сущность Пурима и намекают эти изображения? Чтобы превратить Ахашвероша в Мордехая надо просто сменить маску?



By Moritz Daniel Oppenheim - dgFpr-VoEaILSA at Google Cultural Institute, zoom level maximum, Public Domain, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21908121

Moritz Daniel Oppenheim, создавший в 19 веке серию изображений из жизни евреев, так увидел праздник Пурим (1873г., Германия). Мне кажется, что костюмированные персонажи напоминают Венецианский карнавал, во всяком случае итальянскую традицию. Может быть это наемные артисты, пришедшие в Пурим развлекать богатую еврейскую семью, а один из сыновей примерил на себя артистическую маску?

Пурим-шпиль "Эстер из Карпантра" ("Esther de Carpentras"), из моего рассказа о старейшей существующей французской синагоге, которая находится в городе Карпантра.

До конца XVIII века еврейское население Прованса пользовалось в быту умершим ныне языком шуадит. Шуадит или еврейско-провансальский диалект - диалект окситанского языка, на котором говорили евреи графства Конта-Венессен - единственная группа евреев, сохранявшаяся на территории Франции между 1501 и 1791 годами, папские евреи. Говорила на этом языке часть провансальских евреев до XX века. В 1977 году умер последний носитель языка Арманд Люнель.
На шуадите существовала литература, классический образец которой - «Трагедия о королеве Эстер» М. Астрюка (конец XVII в.).
В 1925-1927 композитор Дариюс Мийо (Milhaud, Darius) (1892-1974) выходец из небольшой общины папских евреев и писатель Арманд Люнель, последний носитель языка шуадит, написали оперу-буфф "Esther de Carpentras" ("Эстер из Карпантра"). Она была написана как пурим-шпиль, по мотивам шуадитского фольклора. Я так думаю, что она перекликалась с «Трагедией о королеве Эстерь» М. Астрюка, но никаких подтверждений не нашла.
Я нашла только краткий пересказ либретто "Эстер из Карпантра":

Еврейские лидеры в Карпантра должны получить разрешение католического кардинала провести на улице праздник, и он согласен, так как тайно планируют заставить пройти крещение всех городских евреев, когда они соберутся вместе.
Праздник начинается, кардинал приходит и объявляет, что евреи должны принять христианство или будут изгнаны из города.
Молодая девушка, исполняющая роль Эстер, проникновенно читает свое обращение к Ахашверошу.
Кардинал смягчается и разрешает евреям остаться в городе.

Премьера оперы состоялась в 1938г. в l'Opéra-Comique, в Париже. Весьма символично, нет?

Спляшем Пегги евреи, спляшем.

Надо сказать, что Тель-Авив любил праздновать Пурим. Особенно в 20-30 годы прошлого века.
Первое карнавальное шествие было проведено в Тель-Авиве по инициативе Авраама Альдемы в Пурим 1912г.. В 1917 году образовалась группа Траск, которая видела своей задачей "принести радость в сердца жителей Тель-Авива" во времена, когда в этом городе было мало мест для развлечения.
Параллельно с группой Траск с 1921 года Барух Агадати начинает устраивать пуримские балы, которые стали пользоваться большой известностью среди жителей еврейского ишува. Группа Траск критиковала эти балы, считая их слишком коммерческими.



Моше Абрбанель один из владельцев кинотеатра Эден на костюмированном балу, проходившем в кинотеатре, 1924г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Фотограф Ш.Корбман не только фотографировал в Пурим, но и сам участвовал в празднике. Вот он в костюме араба на частной пуримской вечеринке, 1925г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Костюмированная группа от Еврейского национального фонда на карнавале 1925г.
Дети изображают ангелов возрождения, в руках у них коробки для сбора пожертвований для возрождения земель Эрец-Исраэль.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Актуальные сатирические костюмы, карнавал 1928г. Посвящено событиям в Петах-Тикве в 1927 году, когда произошла конфронтация между еврейскими рабочими и крестьянами из мошавов, которые нанимали арабских рабочих за меньшие деньги на уборку цитрусовых. Во время столкновения были раненные, что было отражено в карнавальных костюмах.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Костюмированная группа представленная "Батальоном защитников языка иврит" ("גדוד מגיני השפה"), изображает Вавилонскую башню и призывает писать вывески на иврите. 1928г..
На башне лозунги "Возрождение языка-возрождение народа", "Смерть и жизнь во власти языка" ((21) Смерть и жизнь во власти языка, и любящие (берегущие) его вкусят (от) плодов его. Мишлей)
"Батальон защитников языка иврит" использовала Пурим чтобы заниматься пропагандой важности языка иврит. Они также устраивали соревнование пуримских костюмов, рассказывающих о важности иврита.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Йегуда Бен Йегуда, получивший звание "Самый развитый младенец", Карнавал младенцев 1929г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Дети в костюмах на территории Пуримской выставки, 1929г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.

Начиная с 1926г. Барух Агадати начал устраивать во время пуримских балов выборы "королевы бала", которую он назвал "королева Эстер". Ближе к Ту Бишвату, за полтора месяца до Пурима начинали рекламу бала, выборы королевы бала и, самое главное, продажу билетов на бал. Голосование на конкурсе проводилось с помощью билетов на бал. Каждый, уже купивший билет, мог написать на нем имя понравившейся ему кандидатки. А чтобы стать участницей конкурса на звание "королева Эстер", как мы сказали бы сейчас, девушка должна была представить имена 50 человек, которые ее рекомендуют.



Ципора Цабари, "Эстер, еврейская королева", карнавал 1928г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.

Золушка из "Керем-Тайманим" (Йеменский виноградник, иврит)
Среди тех, кто видел объявление о пуримском бале с выбором "королевы Эстер", была молодая девушка 17 лет, родители которой приехали в Эрец-Исраэль из Йемена. Она жила со своим больным отцом в районе "Керем-Тайманим". Ее звали Ципора Цабари. Ее силой выдали замуж в 12 лет, но она очень быстро стала вдовой. В детстве она училась танцевать, и пробиралась в кинотеатр чтобы помечтать о том, что в будущем станет актрисой кино. В школе она училась всего 4 класса и была вынуждена оставить школу и помогать больному отцу, потому что просто не было денег платить за ее обучение. Ее отец развозил молоко жителям Тель-Авива и Ципора, сменив его, стала разъезжать на осле по городу с бидоном молока. И так проезжая по городу на осле, она увидела объявление, в котором говорилось о бале и о том, что каждая желающая участвовать в конкурсе должна принести письмо с пятьюдесятью подписями. Она записалась в качестве участницы, а собрать подписи было для нее не проблема: отдавая молоко она просила подпись у каждой семьи, которую знала.



Никто не помогал Ципоре собираться на бал, как помогали Эстер собираться к Ахашверошу по версии Ж. Труа (1738г.) с выставки "Еврейское искусство 19века, большие мастера".

Перед конкурсом Ципора купила недорогую ткань из которой сама сшила себе платье.
В зал, где проходил конкурс, ее привезла карета из тыквы она пришла в поздно, так как работала и развозила молоко. Агадати был этим очень не доволен. Ко всеобщему удивлению, она легко опередила соперниц и получила большинство голосов. Это был настоящий сюрприз для всех.
На следующий день после конкурса, когда стали готовиться к главным пуримским мероприятиям, отец Ципоры скончался. За несколько дней до этого, когда он был еще жив, но очень плох, он заставил Ципору поклясться, что она продолжит осуществлять свою мечту несмотря ни на что. Она даже хотела отказаться участвовать в веселых празднествах после смерти отца, но ее уговорили и она повязала на шею большой черный шарф в знак траура. Этот шарф вы видите на фотографии выше и на всех остальных ее фотографиях того Пурима.
Она была официально признана "королевой Эстер" и в честь нее был устроен специальный прием в мэрии Тель-Авива.
Но в жизни все не так легко и просто как в сказке, где Золушка, туфелька, принц и счастье...
Официальное звание не удовлетворило Ципору и она решила использовать рекламу, которую ей дал конкурс, чтобы отправиться за границу и стать танцовщицей и актрисой. С помощью друзей она собрала деньги на билет и отправилась в Прагу, где всех поразила ее экзотическая внешность. Но она не может там делать артистическую карьеру - не знает язык, и выступает в кафе с восточными танцами и в цирке.
Ципора перебирается в Берлин и даже снимается в крошечных ролях в фильмах с Марлен Дитрих, изображая "экзотических девушек". Ее карьера киноактрисы там не сложилась.
В 1939 году она бежит из Германии и возвращается в Эрец-Исраэль. Но снова не находит себя тут и после войны опять возвращается в Германию, где она работает горничной в гостинице (!). В 60е годы она возвращается в Израиль и несмотря на помощь друзей и несколько небольших ролей в спектаклях, она работала няней...
Вот так сложилась жизнь реальной Золушки, "королевы Эстер" 1928 года.

Знающие иврит могут посмотреть и послушать интервью 2013 года с Ципорой Цабари.

image Click to view



Пришел 1929 год, а с ним новая королева и новая роскошная корона, которую возложил на ее голову Барух Агадати.


Сейчас это экспонат из Музея Эрец-Исраэль, из павильона Иудаика, корона для коронации "королевы Эстер". Серебро, филигрань, драгоценные камни, в стиле работ Бецалель, 1929г., Тель-Авив. В узоре короны использованы еврейские мотивы: маген-давид, скрижали завета...
Ручная работа, ювелир Хаим Исраэль Бар Авраам Граф (חיים ישראל בר אברהם גראף). К сожалению, ничего не нашла об этом ювелире. Может быть вы что-то о нем знаете?
Коронация была торжественным завершением знаменитых пуримских балов, бывших центральным событием в культурной жизни Тель-Авива, в них был национально-еврейский посыл между прошлым и современным в Эрец-Исраэль.



Хана Полани - "Эстер, еврейская королева", карнавал 1929г. Она - первая королева, на голову которой была возложена эта корона. Ее жизнь сложилась благополучнее жизни предыдущей королевы, Ципоры Цабари, о которой можно снимать фильмы. Хана родилась в Иерусалиме, в обеспеченной семье, ее отец Йосеф Миюхас возглавлял городскую комиссию евреев Иерусалима. На конкурс она пришла уже будучи замужней дамой и была выбрана именно благодаря своей европейской внешности. Может быть по контрасту с Ципорой Цабари?
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Параллельно с выборами "королевы Эстер" на балах в Тель-Авиве, отдельные общины, в частности, выходцы из Йемена, каждый год выбирали свою "королеву Эстер".
Рахель Аякари избрана "королевой Эстер" йеменской общины, карнавал 1929г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.

Семейная история, без которой никак нельзя.



Эту старую фотографию я помню уже на протяжении последних 50 лет. На ней мой двоюродный дед Айзек Розовский в Пуримском костюме, который занял первое место на костюмированном балу в Тель-Авиве в 1929г. На домике написано "Национальный дом" (имеется в виду национальный дом для евреев, чуть ниже "декларация Бальфура", и это все, что я смогла разобрать). Вобщем, политическая сатира.



Родной старший брат деда уехал в Палестину в 1921, он был сионист. Мой дед был красный директор леспромхоза и остался в СССР. Но связь не была прервана - в СССР осталась большая еврейская семья, которая активно переписывалась с Палестиной.

Айзек был очень творческим человеком, хотя и работал штукатуром. В те времена слова "авода иврит" (еврейская работа) имела только одно простое значение: евреи не гнушались никакой работы... Строили дома, прокладывали дороги - Азек во всем этом участвовал... Но это не мешало ему писать стихи, бороться за внедрение иврита как разговорного и письменного языка - Айзек был членом "Батальона защиты иврита".
Пурим он любил особо, участвовал в работе группы Траск и писал песни и стихи к Пуриму. Эти его костюмы заняли первые места на конкурсах костюмов на пуримских тель-авивских карнавалах 1920-1930гг.



Если присмотреться и хотя бы частично прочитать надписи, то становится ясно, что на этой фотографии сатира вполне современна и направлена против сокращений в бюджете еврейского ишува. Против сокращений расходов на алию, на образование. Так мало что изменилось за последние почти 100 лет в еврейском государстве.

До 1932 года карнавальные шествия в Тель-Авиве так и назывались карнавальными шествиями.
В 1932 году был объявлен конкурс на лучшее имя для карнавала. Из 300 вариантов был выбран вариант писателя Й.Берковича "Адлаяда", источник Вавилонский Талмуд. Это означает напиться до непонимания окружающей действительности.



Адлаяда, площадь Бет Бановембер, 1934г.
На повозке изображение "Еврейства Эрец-Исраэль" в образе еврейского рабочего и первопроходцев из разных общин.
Музей Эрец-Исраэль, Тель-Авив.



Бойцы еврейской бригады с детьми на праздновании Пурима, 1946г.
Музей Еврейских легионов.

Смерть тирана

Пурим празднуют как чудесное спасение еврейского народа в древние времена. Но и еще одно чудесное спасение евреев произошло в Пурим. Сталин, который в 1953 году тоже собирался "решить полностью и окончательно еврейский вопрос" заболел и умер Пурим 1953г.



М.Гробман "Советский Молох" 1989г.. Коллаж на бумаге, частная коллекция.
Выставка "Русская история. Русский портрет от Путина до Распутина"

Архипархитура или адлаяда по-хайфски.

После образования государства традиция адлаяд была возобновлена только в 1955г.. В конце 60х адлаяды в Тель-Авиве постепенно прекратились, и шествия перебрались в Холон, но там это не были столь массовые мероприятия как в Тель-Авиве в 20-30е годы.
В 80е годы в Хайфе проводились пуримские шествия. Хайфская адлаяда называлась архипархитура, видимо для простоты запоминания. На самом деле, основными участниками шествия были студенты Хайфского Техниона по специальности "архитектура", отсюда взялось архи и тура в названии, архи-пархи на иврите означает бездельники, шалопаи.
Студенты создавали огромные экспонаты, которые устанавливали на грузовики. Грузовики проезжали по улице Герцль в сопровождение оркестра.

Оказалось, что у меня сохранились фотографии архипархитуры 1993 года.



Тогда в моде тоже была актуальность, как в 20-30е годы. Здесь легко узнаваема Шуламит Алони, тогдашний министр образования и культуры (Мерец).





И это была последняя хайфская архипархитура, в 1993 году хайфским мэром был выбран Амраам Мицна и он отменил единственное хорошее городское мероприятие, которое ему досталось от предшественника Арье Гуреля.

В 2012 и 2013 году в Хайфе была попытка возродить Архипархитуру в виде студенческого фестиваля не на Пурим, мой рассказ о нем тут

А что теперь? Где же Пурим?

А нигде... Уже давно нет таких массовых праздников, как когда-то на карнавальных шествиях - адлаядах в 20-30е годы.
К сожалению, Пурим стал только детским праздником, взрослые почти не участвуют, кроме как на небольших вечеринках. Даже в религиозных районах в костюмах в Пурим ходят только дети.
Вот несколько фотографий с Пурима в Бней-Браке:



Йешиботники в фирменных форменных костюмах. Многие йешивы одели учащихся в одинаковые костюмы. Например в такие.



Популярный костюм у девочек "невеста", она же королева Эстер.



Но в качестве сопровождающего часто выбирается полицейский, а совсем не Мордехай.



Мишлоах Манот (משלוח מנות) - обычай дарения подарков. Еще один пуримский обычай.

Еще пурим в Бней-Браке тут и тут

В Хайфе в Пурим очень грустно, пока мэрия не предложила жителям достойной замены шествия Архипархитура.



Юная Циона с одного из хайфских праздников. Редкий патриотический костюм.



Хайфский Мордехай Шрек. Необычно колоритный образ.

Еще Пурим в Хайфе тут и тут



Мы с murrrrzzzzja наконец-то добыли себе достойные карнавальные костюмы, пусть и не в Пурим:) Подробно тут.



И главное, напиться в Пурим так, чтобы не отличить проклятого Амана от благословенного Мордехая!
Всем веселого праздника!

Инфа:
http://www.mytelaviv.co.il/page.asp?page_parent=977
http://humanities1.tau.ac.il/zionism/images/stories/Israel18-19_margalit.pdf
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A2%D7%93%D7%9C%D7%90%D7%99%D7%93%D7%A2

בתיה כרמיאל
"קורבמן צלם תל-אביבי אחר, 1919-1936"

בתיה כרמיאל
"תל-אביב בתחפוסת וכתר
חגיגות פורים בשנים 1912-1935"

П.С. От себя добавлю, по горячим следам, что и дяди-тёти в костюмах нынче ходят, и карнавальные шествия были, в этом году, устроены в нескольких городах )!
Previous post Next post
Up