Начнём с того, что ключевые герои псевдоисторического фэнтези «Сердце Пармы» 2022 вполне себе существовали (вассальный князь Михаил Пермский и языческий Асыка), да только их реальные действия связаны с продемонстрированными в кино приблизительно никак или с точностью до наоборот. Основной протагонист - москвичи, с очаровательной настойчивостью тарана строящие империю на местах вне зависимости от пожеланий пермского районного начальства. «Краснокафтанные» в фильме настолько поперёк глотки, что городским от отчаяния приходится объединяться с деревенскими, чтобы попробовать соскочить с поезда великого собирательства земель русских.
«Сердце Пармы» 2022
Поскольку реальную историю извратили, то логика в действиях нашего фэнтезийного князя слабо просматривается - сперва Михан пугает вассалов всесильной Москвой и по её приказу обречённо идёт покорять местных язычников (якобы даже с отвращением, но по долгу службы). Потом вдруг решает, что московские интересы ему вообще никаким боком не свесились, потому что он тут сам решает, кто ему дружбан, а кто не-а... Мол, москвичи ему - не указ. Когда начальство приходит покарать за непослушание центру - шок, почему-то желающих поддержать Михана супротив москвичей не находится. Кроме тех самых ранее обиженных им язычников, во прикол.
«Сердце Пармы» 2022
Обосновывается всё это антилогическое безобразие бесконечной любовью князя к симпатичной ведьме, по совместительству оборотню. Нашёптывает она ему всякое... Неприличное. Туда ходи, сюда не ходи. Ослушаешься - жди беды.
«Сердце Пармы» 2022
В реальности же Михаил сам попёр на Асыку без разрешения Ивана III, за что впоследствии и получил прилёт от кармы по темечку руками того самого Асыки. Не особенно они подружились, да и с чего бы? Но и факты непослушания Михаила тоже формально были зафиксированы - биться за Москву с должным усердием отказывался, негодник. И по шапке за то получал, ага. Ненавязчиво, по надуманному поводу.
«Сердце Пармы» 2022
Тем не менее, кино получилось «ни нашим ни вашим», то есть без явных перекосов показаны проблемы некоторой противоречивости имперских и местечковых устремлений. С соответствующим финалом - против лома нет приёма и не надо.
Как фэнтези - кино годное, костюмы яркие и очень старательно состаренные, хотя и явно далёкие от пермских климатических условий и моды тех лет.
По манере очень сильно торчат уши всяких игр престолов и хоббитов, но за выбор тематики можно же и похвалить. Снято богато, смотреть интересно. Любовная линия - зачёт.
Режиссёр: Антон Мегердичев.
По книге Алексея Иванова.
В главных ролях: Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Виталий Кищенко, Фёдор Бондарчук, Владимир Свирский, Роза Хайруллина, Елена Панова, Александр Горбатов.
Если сравнить с псевдоисторическим
сериалом «Викинги», то всё-таки заметно слабее снято, но в целом шаг в верном направлении. Ну не получилось из Александра Кузнецова русского Рагнара Лодброка, харизмы маловато.