В СССР авторское кино тоже снимали - не знаю, как режиссёры договаривались с уважаемыми редколлегиями, но факт остаётся фактом - было. Предлагаю подборку советского артхауса, который стоит увидеть (не только лишь для эстетов, хотя порой не для слабонервных).
«Кин-дза-дза!» 1986 (режиссёр Георгий Данелия) Самый популярный фильм из представленных, по нему очень просто и безотказно можно сверять эстетические вкусы - совпадают или нет. Фантастическая притча о космическом путешествии обычного советского гражданина с товарищем сочетает яростную социальную антиутопию и исключительно позитивный советский колорит.
«Кин-дза-дза!» 1986
«Трудно быть Богом» 2013 (режиссёр Алексей Герман) Экранизация братьев Стругацких, вызвавшая небывалые разногласия среди их поклонников - фильм совершенно не похож на юношеское приключение с лёгким налётом философии, а скорее тяжеловес в мире самых чудовищных антиутопий. Царапаюшая картинка, которую трудно забыть, удивительно чётко передаёт ту самую безнадёжность «исправления» человеческого пути, тоже присутствующую в оригинале - просто не все её увидели и прочувствовали.
Сюжет - человек из идеального будущего Земли наблюдает крайне отсталый мир другой планеты и надеется изменить всё к лучшему.
Трудно быть Богом» 2013
«Такси-Блюз» 1990 года (режиссёр Павел Лунгин) Написанный в технике блюз слепок позднего СССР - яркий, рвущий душу. Таксист подвозит саксофониста, но тот ловко сбегает, не заплатив. Не со зла, просто деньги кончились. Предприимчивый таксист пытается тушкой или чучелком получить долг, но в результате попадает под обаяние музыкального гения. Это в двух словах, но там столько оттенков, что передать невозможно, надо смотреть.
«Такси-Блюз» 1990
«Город Зеро» 1988 года (режиссёр Карен Шахназаров) Московский инженер застревает в провинциальном городке, не в силах справиться с подступающим со всех сторон липким абсурдом. Сможет ли захолустное болото поглотить главного героя, или он найдёт способ проснуться и вернуться к привычной жизни? Реквием по тонущему СССР, образчик переживаний мыслящей элиты тех времён.
«Город Зеро» 1988
«Асса» 1987 (режиссёр Сергей Соловьев)
Классический любовный треугольник: красивая девушка (Татьяна Друбич), пылкий мальчик Бананан и серьёзный взрослый бандит (Станислав Говорухин). Переплетение разных миров не может закончиться хорошо, когда на кону высокие чувства и отчаянная готовность бороться за своё.
Мальчик Бананан остался внутри нас, хотя мы перестроились всей страной, огрубели душой, а некоторые даже поумнели.
«Асса» 1987
«Остров» 2006 (режиссёр Павел Лунгин) В очень далёком монастыре живёт человек, к которому со всех сторон едут за чудом. А некоторые всё-таки думают - шарлатан, но больше тех, кто верит, и тех, кому помогает. Сам полусвятой, в лучших традициях советского бомонда, работает кочегаром и до сих пор так и не смог простить самому себе один-единственный малодушный поступок, зато нарастил такую совесть, что с лихвой делится ею с другими, замечательно прочищая мозг.
«Остров» 2006
«Груз-200» 2007 (режиссёр Алексей Балабанов) Эта картина часто вызывает мощное неприятие и может конкурировать по скандальности с «Трудно быть Богом» Германа, но завораживающий ужас происходящего опережает по силе большинство знаменитых триллеров в жанре «поворот не туда».
Монстр в погонах забирает себе случайно встреченную девчонку, а дальше всё, что вы не могли себе представить, а оно случилось.
Смотреть тяжело, забыть невозможно. Антураж СССР здесь напоминает антиматерию: это примерно как если бы взять все самые светлые советские фильмы и сделать негатив, но оставить в точности малейшие детали.
«Груз-200» 2007
Подборка приготовлена специально для
hifiNews - информационно-аналитический интернет-ресурс о рынке Hi-Fi техники.
Интересное продолжение советских артхаусных традиций в эмигрантской среде:
«Гив ми либерти» 2019.