Все военные должны понимать, что репутация высшего командования превыше всего, но что будет, когда один принципиальный офицер вдруг решит, что ещё важнее честный и справедливый суд? Фильм «Офицер и шпион» 2019 года (режиссёр Роман Полански) основан на реальной истории, жёстко расколовшей французское общество более ста лет назад и вынудившей Эмиля Золя уехать из страны, но тема остаётся остро актуальной и сейчас: приказ сверху, рука руку моет, сфабрикованные следствием улики, организованные «народные» восторги или беспорядки и даже зачистка неугодных лиц. Ничего не изменилось, старые добрые методы всё ещё хороши.
«Офицер и шпион» 2019. Фото со съёмок, в центре - режиссёр Роман Полански
Французский военный суд наскоро приговаривает за госизмену одного военного-еврея Дрейфуса, причём улики секретные и рассматриваются без предъявления их защите - обойдутся, и так всем ясно, что лицо больно подозрительное.
Главный герой - перспективный офицер, отлично продвигающийся по службе и не обременённый семьёй, зато с удобной связью с замужней женщиной - само собой, без обязательств. Казалось бы, живи и радуйся, но некоторым людям вынь да положь борьбу за правду.
«Офицер и шпион» 2019
Поиск шпионов приводит главного героя к настоящему предателю и пониманию, что осуждённый еврей невиновен. Более того, само дело полностью сфабриковано. Караул? Но высшее командование сразу и недвусмысленно даёт понять, что лучше покрывать шпиона, чем признавать судебную ошибку. Невиновный человек не той национальности может и посидеть ради Франции в тюрьме на скале посреди океана, не развалится, никто особо рыдать не будет.
«Офицер и шпион» 2019
Но некоторые намёков не понимают, так что приходится воздействовать на упорствующего офицера со всей мощью военной администрации: инспекции в самые отдалённые уголки и разведка в самых опасных местах.
Фильм показывает во всей красе, как попытка скрыть неудобную правду заставляет высшие чины врать в суде, фабриковать новые улики и нанимать для грязных дел разных людишек.
Очень примечателен финал, ведь политическая фортуна капризна, сегодня нужны одни идеи, а завтра - прямо противоположные. В любом случае, позже французский парламент отдельным решением помиловал всех причастных к фальсификации дела Дрейфуса во избежание дальнейшего раскола общества.
«Офицер и шпион» 2019 и обращение Эмиля Золя "Я обвиняю!"
А как же писатель Эмиль Золя? Он помог обнародовать правду, написав знаменитое обращение «Я обвиняю!», поимённо перечислив всех тех, кто запятнал себя заведомо ложным судилищем и попытками замять дело. Слог его прекрасен - политическим блогерам стоит обратить внимание:
Я обвиняю генерала де Буадефра и генерала Гонза в том, что они стали соумышленниками того же преступления, один, несомненно, в силу своей приверженности церкви, другой - подчиняясь закону круговой поруки, благодаря которому Военное ведомство превратилось в священную корову.
Я обвиняю генерала де Пелье и майора Равари в том, что они произвели злонамеренное расследование, то есть расследование, проникнутое духом возмутительного пристрастия, непревзойдённым по бесхитростной дерзости шедевром коего является заключение упомянутого майора Равари.
Я обвиняю трех экспертов-графологов, сьёров Бельома, Варикара и Куара в том, что оные составили лживое и мошенническое заключение, если только врачебным освидетельствованием не будет установлено, что они страдают изъяном зрения и умственной неполноценностью.
Эффект от памфлета Эмиля Золя был подобен разорвавшейся бомбе: общество раскололось на две воинствующие половины: антидрейфусары и дрейфусары, в полемике разрушались рабочие и дружеские отношения. Даже Антон Чехов рассорился по этому поводу со своим издателем!
Ничего не напоминает?
В главных ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель, Эмманюэль Сенье, Грегори Гадебуа, Эрве Пьер, Владимир Иорданов, Дидье Сандр, Мельвиль Пупо, Эрик Руф, Матьё Амальрик.
Оригинальное название: «J'accuse».
Ещё про знаменитый судебный и политический скандал в Великобритании: фильм
«Опасные секреты» с Кирой Найтли.
Журналистское расследование, обнажившее шокирующие изъяны в судебной системе Швеции:
«Идеальный пациент».