Mar 12, 2014 23:00
Наши дети умнее нас. Такой вывод напрашивается, когда наблюдаешь за современными малышами, осваивающие сложные для нас взрослых вещи, например, компьютеры и другие гаджеты. Любой ребенок, если в доме есть планшет, к 1,5 -2 годам осваивает это устройство, ему ничего не строит включить устройство, найти нужную программу или мультик, он знает на что нажать. если попал не туда. Большинсво родителей такие "успехи" очень умиляют. Мы сами порой тратим значительное время чтобы разобраться с новым телефоном, а уж нечего сравнивать нас с нашими родителями (тем кому сейчас за 50-55 лет), которые с боем продираются к этим умениями.
Однако если вдуматься, то действительно ли это проявление особых способностей?
1. Любой навык человек осваивает лучше, если периду активного обучения предшествует пассивное наблюдение. Для детей это наиболее актуально. Дети природой запрограмированы освоить к 6-7 летнему возрасту образ жизни родителей, освоить навыки самообслуживания, научиться пользоваться орудиями труда, вжиться в ритмы (суточные, недельные, годовые..) общества. Поэтому все, что находится в его поле зрения, ребенок воспринимает как задачу к освоению, это то как устроен мир,что то где он будет жить дальше. Он видит родителей которые живут во всем этом, и соотвественно им передается ощущение что это норма, это безопасно и естественно.
Совсем по другому идет освоение того, с чем мы не выросли (как говорят не впитали с молоком матери). С одной стороны в нас заложено насторожено относиться ко всему новому, что конечно тормозит процесс освоения, с другой стороны изучение чего либо через голову идет значительно медленее чем если бы мы могли сначала понаблюдать как это делают другие.
2. Вторым пунктом мне хотелось бы определить, а что же собственно просиходит в голове ребенка, когда он использует планшет, какие психические функции задействованы.
Давайте подумаем: ребнок нажимает на кнопку пальцем
- задейстованность двигательной сферы ? - минимальная, но есть (зрительно-моторная координация конечно включается - надо же попась в нужную кнопку);
- мышечные усилия ? просто мизерные;
воприятие ? - тоже не значительно насыщено - в большинстве своем ребенок видит мелкие иконки и количество их ограничено (тут большее значение имеет, что собственно родители закачали для его развития);
- пространственные функции - опять же минимально - маленькие дети больше ориентированы на тип иконки, чем на ее расположение,
- память ? на начальных этапах задействована, но потом все зависит от типа развивалки или игры;
- мышление ? - простейшие логические операции - все выводы делаются, на основе многократного повторения - проб и ошибок. Все знают про опыты с обезьянками. При положительном подкреплении нажимать на кнопку, чтобы получить банан может любая рядовая обезьяна.
Таким образом, что мы имеем: за мизерный опыт выявления причины и следствия (контролируемый левым полушарием), ребенок пропускает в своем развитии целые пласты.
Как бы не ценили высоко урожай, нужно сначала вскопать землю, посадить семена, ухаживать за посевом и только потом собирать плоды. Не разовьется у ребенка левое полушарие, если не заработали на дожном уровне базальные стуктуры мозга (регуляция сна и бодрствования, координация движений и сохранение позы, тонуса и равновесия тела, эмоциональная сфера) и правое полушарие, не налажено межполушарное взаимодейтвие.
Когда двухлетний ребенок перепрыгивает через предмет лежащий на полу - активность его мозга похожа на новогонюю елку, вот где развитие!!!
возрастные особенности,
нейропсихология,
дети,
общество