Mar 07, 2013 23:37
Читала сегодня детям в очередной раз "По Щучьему веленью". Эта сказка одна из немногих, в которой большинству людей не понятна мораль. И наверняка же есть родители сознательно не читающие детям такую вредную литературу. И действительно. Лежит себе Емеля на печи и все ему лень. А что такое хорошо? Труд - это хорошо. Нужно трудиться и будет тебе счастье. Ну конечно все верно, но не до конца, сказка-то как раз о противопоставлении массового сознания и индивидуальности. Но обо всем по порядку.
Мне эту сказку родители преподносили как пример того как человек работает головой, а не руками. Можно же просто заказать щуке теплую печь, но нет, он спланировал поездку и распределил, что куда двигается и куда укладывается и т.д. Но это верхний уровень. Сегодня мне открылся еще один уровень.
Читаем?
Живет на свете Емеля. И все его бурачком называют. Ни к чему он не стремится, НО делает ровно столько, сколько ему необходимо. Попробуй, пошли его на абы какую работу, если от этого ему толку нет, он с места не сдвинется. Вот воды принести можно, раз за это подарки обещали.
Далее… Дурак дураком, но увидев щуку, ИЗЛОВЧИЛСЯ и поймал ее. То есть если хочет, то способности вполне себе - не каждый голыми руками рыбу поймает.
Рыба богатство сулит. Но абстрактное богатство ЧТОБЫ БЫЛО ему не нужно. Это еще в начале сказке было сказано, Емеля работает на цель, а не на всякий случай. Он выторговывает себе УМЕНИЕ - чтобы все делалось по его слову. То есть - он оставляет за собой право решать, ЧТО и, главное, КОГДА ему нужно. Ну а дальше то, о чем я уже писала - замечательные способности руководителя - поставил задачу, распределил ресурсы - ведра туда, топор сюда, дрова по местам...
Примечательно, что жены братьев то его сразу зауважали, как он показал себя. "Какой же он дурачок, Вишь какой хитрый, заставил ведра идти."
Потом есть еще интересный момент - когда Емеля за дровами едет. С одной стороны показано, что неприятности-то он себе нажил, когда забыл оглобли подвязать, людей посшибал, то есть расслабился и накосячил - вывод, расслабляться можно на печи, а когда ты в деле, то голова должна работать всегда. Ну, каков мужик то! В этом же эпизоде показана и глупость людской массы. "Бегут люди за санями и сзади и сбоку и под сани кидаются. Охота им поглядеть как сани сами без лошади едут." Эту тупость людскую Емеля видит, он потом царю говорит - что лезли-то под сани - сами дураки, но на обратном пути оглобли то подвязал, то есть понимает, что такими методами людей уму разуму не научишь, да и охоты у него на это нет.
Следующий эпизод - общение с властью. Никакого страха и лести. Он желает разговаривать не просто на равных - прогоняет вельможу, который его оскорбляет и помыкает им, а хочет говорить по-мужски, по чести. Пожалел он второго посланца, поехал к царю. Однако же не увидев там достойного объекта для дискуссии, воротился домой (царь-то не особо вежлив был). Далее Емеля можно было бы сказать опять накосячил - не сделал выводы, что по чести там говорить не с кем, пустил хитрецов и обманщиков к себе в дом, они его и повязали. Но вспомним, что будучи во дворце он пожелал, чтобы царевна его полюбила. Тут можно проинтерпретировать двояко, хотя как ни крути все в пользу Емели. С одной стороны он заручился поддержкой в стану врага - создал себе союзника, с другой стороны он не просто союзника взял, а женщину - он подобрал себе половинку - добрал те качества, которых сам не имеет, но в которых нуждается. Вот есть чем восхититься ! То есть остался собой - мужиком, но стал более адаптивен. Он делает свое дело, женщина свое.
Да, попадает в передряги (поймали, в бочку посадили), но тут жена находит ключики, чтобы запустить его инстинкты выживания.
Далее в сказке начинается просто учебник психологии семейной жизни для женщин.
Читаем: "Развязала царевна Емелю и говорит". То есть сначала помогла ему выйти из унизительного положения - быть связанным (ее почему-то не связали), подготовила так сказать почву для подвига.
"Что ты спишь, Емелюшка! Проснись! Мы ведь в бочке сидим, в окиян-море брошены. Не пивши, не евши с голоду помрём!" - показывает, что нуждается в нем и причем четко описывает в чем именно.
"Я спать хочу" - не убедила :)
"И я хочу, да не до сна теперь! Выкати бочку на берег. Ты ведь умный, всё можешь!" - активно послушала, приняла его чувства, напомнила, о чем просила, и конечно восхитилась.
"Ну, будь по-твоему" - УРА, заработало.
Немного ниже "Емелюшка, а как же мы жить будем? Здесь, гляди, ни села, ни города. Нам бы хоть избушку маленькую..." - показывает, что не ей чего-то надо, а ИМ.
"Будет у нас и не избушка", говорит Емеля. Раз женщина ждет от него решения, никуда не лезет, не планирует и командует, тут его мужское уже проснулось до конца - он творит.
Ну и в заключении к семейным ценностям
Царевна говорит, что скучно ей, родных бы повидать. Кто сначала появляется? Родственники Емели. Есть муж, есть его семья - это теперь семья жены. Ну, потом конечно и царь появился и покаялся.
Общая мораль концовки сказки - будь собой, следуй за своим сердцем, реализуй свое. У других на уме то одно, то другое, что на них смотреть? Сегодня ругают, завтра любят. Твое предназначение понятно только тебе.
Вот это то, что вот сегодня я увидела между строк. Может есть и еще уровень, глубже ? Но мне он пока не виден.
психология,
женщина и мужчина,
сказка,
семья