Интересные сюрпризы преподносит жизнь. Как один эпизод позволил задуматься о жизненных принципах .
Вчера меня посетила легкая паника, так как мне почудилось, что мой младшенький подцепил скарлатину. Скарлатину мы проходили со старшими в прошлом году и такое развлечение, а главное его последствия, еще раз прожить мне ой как не хотелось. Мой диагноз не подтвердился и теперь, смотря назад, и анализируя свои действия и пришла к очень интересным мыслям.
Моя первая реакция была вызвать врача. Замечу для меня это крайне не характерно. Я вызываю врача только в крайних случаях, когда мое традиционное лечение не помогает (лежать, пить, полоскать горло, греть ноги) или когда мне очень не понятны симптомы (например какая то незнакомая сыпь) или мне нужен дифференцированный диагноз (хрипы это от соплей или воспаление спустилось в легкие). Поскольку вызвать участкового врача было поздно - было 16 часов (а вызовы они берут до 14), я вызвала скорую. Задаю себе вопрос "что я хочу от скорой?" .Ведь если это скарлатина она до утра никуда не убежит. И удивленно обнаруживаю ответ - придется давать антибиотики и лучше не тянуть. Это второй вообще не характерный для меня сценарий. Антибиотики это мои главные враги, и мои учатсковые врачи прописывая их (как положено) уже не закатывают глаза от удивления и спокойно пишут рядом альтернативное лечение. Так от чего же такие метаморфозы?
А все от того, что скарлатина старшего сына хорошо подкосила его здоровье. Да, мы обошлись без антибиотиков, как обходились до нас люди многие сотни лет, но если для дочери, обладающей более сильным здоровьем все сложилось благополучно, то такой же подход к лечению сына , привел к сильному его ослаблению аж на 8 месяцев.
Собственно выводы мои не касаются вопроса лечения, нужны антибиотики или нет, хорошо это или плохо. Интересен факт, что наличие отрицательного, можно сказать травматического опыта, заставило меня полностью изменить отношение к вере в силу организма ребенка, ресурсам самооздоровления. При этом реакция была автоматической и безсознательной (это уж потом я все раскрутила) и как водится генерализованной. То есть по хорошему должна была возникнуть мысль, а к какой иммунитет у младшего? а как он переносил болезни до этого ? какое именно ЕМУ лечение лучше всего ? а получилось как в пословице "обжегшийся на молоке дует на воду".
А вот теперь если отвлечься от моей конкретной ситуации.
Я бы выделила три области развития ребенка, связанные с различными этапами вхождения, проявления, погружения его в мир :
- биологическая - его здоровье, задачи ребенка - адаптироваться к окружающей среде (климат, бытовые условия)
- физическая - его самостоятельная деятельность в пространстве, задачи ребенка научиться управлять своим телом и взаимодействовать с предметной средой своего окружения.
- социальная - его жизнь в обществе, задачи ребенка - научиться жить в группе (коллективы различных типов - семья, школа, секция, работа...)
Адаптация детей во всех трех областях проходит уже многие тысячелетия и надо полагать, что внутри у нас заложен достаточный ресурс для того, чтобы та самая пресловутая адаптация произошла. Да, среда меняется как биологическая (экология наша заботит всех), так и физическая (индустриальное развитие не стоит на месте), да и общество тоже кидает из стороны в сторону. Но она менялась всегда и люди до сих пор не вымерли.
Но при этом, наше отношение к потенциалу ребенка, его ресурсам и возможностям адаптации далеко не всегда связаны с реальным состоянием той или иной области. Скорее это отношение связано с нашим личным опытом, ли даже опытом поколения воспитывающих в данное время своих детей.
В идеале, в отсутствие травмы в той или иной области имеет место наличие доверия в возможности ребенка, что предполагает участие родителя как опытного взрослого готового прийти на помощь в ситуации, когда адаптация долго не наступает. В ситуации же личной травмы - ребенок рассматривается как страждущий и беспомощный, и предполагается либо во возможности избегание проблемной ситуации, либо экстренное кардинальное ее устранение.
Вот давайте посмотрим как это бывает.
При травме на биологическом уровне родитель стремится создать не просто наиболее благоприятные условия для жизни ребенка, а идеальные, так сказать, инкубаторские, исключив вообще возможность угрозы его здоровью. Биологическая среда это враг. Для этого используются прививки, изоляция от потенциальных переносчиков инфекции, все должно быть очень очень чистое и обработано антибактериальными средствами. Конечно прививка северному человеку от тропической лихорадки если уж ему приспичило посетить амазонские джунгли это одно, а вот прививка младенцу от 15-20 болезней которых он в 90 % случаев в ближайший год-два точно не встретит - это уже выглядит гротескно. Да не стоит ездить с грудным младенцем летом на овощную базу, где скопление разного народа неизвестного образа жизни, но вот заболевшим ОРВИ маме и папе живущем с этим младенцем в квартире одевать марлевую повязку при каждом подходе к ребенку - это уже перебор. Да есть горстями содержимое песочницы не полезно, но шанс подцепить инфекцию больше у того малыша кто до этого не облизывал ботинки коридоре не ел сушку с пола. И хотя все знают головой, что без некоторого колебания условий среды (то есть закаливания) иммунитет не укрепляется, а только чахнет, притворить в действие это самое закаливание получается с трудом. Да ученые доказали, что наиболее комфортной для человека является температура от 21 до 25, но если жить постоянно в этом температурном диапазоне, но рано или поздно в 21 будут появляться сопли от холода, а в 25 кружиться голова от жары.
Но это еще не все. Если угроза здоровью все же проникла через все кардоны, то начинается другая смертельная битва - лечение. Лечим какашки, мокрый нос, температуру, сыпь, удаляем все живое атибиотиками и антисептиками, тогда как помощь нужна не им, а ребенку, нужно помочь запустить и поддерживать его естественные возможности к оздоровлению, оценивая результаты и с опорой на прошлый опыт. Не хочу писать рецепты, при правильном настрое нужная информация легко ищется.
Что касается второй области - физической. Название мне не очень нравится, но подобрать что то лучшее не получается. Тут маленький человек предстает уже как самостоятельный и активный. В его задачи входит научиться ползать, ходить, сидеть, говорить, есть, бегать, лазить, плавать, прыгать, трогать, бить, гладить, брать, кидать, нажимать на кнопки, крутить и много много еще всего.
Но если для травмированного родителя предметная среда это враг, то самостоятельная деятельность ребенка максимально блокируется. 6 месячный малыш имеет право ползать только по специальному коврику, играть только в проверенные игрушки по возрасту, а не дай Бог нужными взрослыми вещами, при попытке ходить ребенок помещается в ходунки или привязывается к вожжам, при попытке бегать - останавливается и так далее. Конечно все что положено ребенок выучится делать и в таком "режиме", однако любопытство и пытливость будут глубоко похоронены. Конечно в мире много опасного, конечно ребенок нуждается в помощи взрослого, но он нуждается также в собственном опыте, в том числе и неприятном и даже болезненном. Без переживания неудач, не так славны победа и достижения.
Ну и подходим к третьей области - социальной. Задачи ребенка научиться говорить о своих потребностях и слышать о чужих, уметь сотрудничать и соревноваться, уметь получать знания и делиться своими, овладеть нравами и обычаями своей культуры, отстаивать свои права и решать конфликты, оценивать себя и других.
Травмы на этом уровне, как и на рассмотренных выше, ведут родителей к избеганию общества во всех его проявлениях. "Личность это первично и ценно, а общество это толпа"
"Личность в обществе - это винтик в механизме"
"Общество перемалывает все нестандартное и уникальное"
Таких тезисов может быть много и разных. Важно, что ребенок тут также выращивается в инкубаторских условиях.
Страх социума ведет родителей прочь от
- неправильных бабушек и дедушек, которые своим советским воспитанием покалечили их, а теперь и внуков также хотят обидеть. И конечно намного легче устранить угрозу совсем - изолировать ребенка от родственников, чем пытаться разобраться с причинами и мотивами обеих сторон и построить новые отношения позитивные для всех сторон.
- неграмотных нянь и воспитателей, которые не понимают чуткую душу ребенка, требуя слишком много на взгляд мамы и манипулирующие детским незрелым сознанием. Хотя можно сформулировать свои требования и искать человека готового им следовать.
- детских садов, где дети "сидят" как тюрьме не имея возможности проявлять свои таланты и развивать свой потенциал, но подвергаются унижению. Хотя воспитатели уже давно не бьют по лицу писанными тряпками и не пихают насильно кашу в рот. Родители могут участвовать в жизни сада, выбирать образовательную программу, оценивать квалификацию воспитателей.
- школ, где не учитывается индивидуальные особенности ребенка, его потребности и привычки. Да можно выучить географию и математику дома, но а как же научиться отстаивать свои права и решать конфликты, если это забота родителей, как научиться разбираться людях, оценивать себя и других, если выбор собеседников ограничен.
Конечно кидать в воду, чтобы научить плавать, не лучший метод, но и "тепличные условия" к сожалению сильно искажают развитие.
К сожалению, найти своих тараканов совсем не означает от них избавиться, но если знать чего хочешь, а не бежать от того чего не хочешь, то шансов прийти к цели больше.