Этнография детства. О батаках (остров Суматра)

Jan 06, 2011 06:40

В продолжение этнографических заметок
Некоторые обычаи батаков дикие и страшные, на наш взгляд, так что особо впечатлительным лучше не читать (хотя самых страшных я сюда не поместила), но есть и греющие женское сердце, например, как о будущей маме заботятся во время

В особом положении в связи с ожиданием ребенка находится не только будущая мать, но и будущий отец. Во время беременности жены муж не ходит на охоту. В это время он не смеет давать клятву, а если она уже дана, то исполнить ее должен кто-то другой . В этот период муж беременной отказывает в помощи даже близким родственникам жены, обещая помочь им после "праздника", т. е. после родов. Ему нельзя в это время давать огонь от своего очага. Муж беременной не должен стричь волосы, иначе ребенок родится лысым, а  также ногти! Представляю, как выглядит будущий отец ближе к родам:)
Ближайшие родственники, прежде всего муж, стараются удовлетворить любые желания будущей матери, особенно в отношении еды, иначе тонди ребенка может потом отомстить им. В доме будущей матери всю работу делает муж, он готовит для жены, дарит ей подарки, не забывая и ее родственников. У мандайлинг и тоба отец женщины, ждущей ребенка, на седьмом месяце беременности выделяет ей участок рисового поля, приносит дары, среди которых улос ни тонди (платок жизненной силы) для защиты тонди матери и ребенка.
Все девять месяцев беременности женщины носят в волосах специальные обереги, амулеты в виде двух детских фигурок (мальчика и девочки) или золотой монеты, завернутой в белую ткань. Эти амулеты охраняют детей в утробе матери, предотвращают болезни, преждевременные роды. Существуют определенные правила изготовления и ношения этих амулетов. Все они делаются специальным жрецом. Когда говорят хадекдекан сангул - "потеряно украшение прически", то это значит, что у женщины произошел выкидыш.
Беременная не облизывает ложку при варке риса и не зашивает дырки на своей одежде прямо на себе - это может обернуться для ребенка кожной болезнью. Беременная женщина должна следить за тем, чтобы не оказаться перед открытой дверью, иначе ей предстоят трудные роды. Ей не разрешается присутствовать при родах другой женщины, поскольку тонди (жизненная сила) ее ребенка может перейти к роженице. Беременной полагается есть не спеша, иначе ее ребенок будет извергать пищу. Ей нельзя брать еду у других, доедать за кем-нибудь. Во время беременности рекомендуется есть древесную золу, чтобы глаза злых духов бегу, подстерегающих будущую мать, стали мутными.
Женщина, ожидающая ребенка, не должна смотреть на мужчину, у которого не подпилены и не почернены зубы, потому что большие и белые зубы, по мнению батаков, бывают именно у бегу. Если женщина оближет ступку для растирания пряностей, то голова у ребенка будет такая же лысая, как облизанная ступка. во время беременности волосы следует завязывать узлом, а при родах, наоборот, распустить их, чтоб облегчить выход ребенка. Во время беременности волосы следует завязывать узлом, а при родах, наоборот, распустить их, чтоб облегчить выход ребенка - распущенные волосы вызывают ослабление родовых путей и преждевременные роды.
Вся община охраняет будущую мать: к ней часто приходят соседки, особенно многодетные, приносят дары, красивую одежду, украшения, осыпают голову беременной зернами риса, ласково обращаясь при этом к тонди ребенка: "Пусть твоя тонди будет так же крепка, как эти зерна риса"
Большая роль в возникновении жизненной силы ребенка приписывается брату матери. Его кровь наследует мальчик. Когда спрашивают: "Кто дал жизнь этому ребенку?" (т. е. сыну), то хотят узнать, кто его дядя с материнской стороны

Предсказания
Если будущие родители видят во сне копье, значит, надо ожидать рождения сына, который в будущем станет вождем, если во сне фигурирует нож, то из этого следует, что сын будет глупым, если родителям приснилась ткань, следовательно, у них родится девочка. Видеть во сне пальмовое вино означает, что жизнь ребенка сложится удачно, солнце, - значит, у родителей будет только один сын, но вполне благополучный.
Предсказывают судьбу ребенка по тому, какие подарки преподносят беременной: твердые или металлические предметы свидетельствуют о крепкой и твердой жизненной силе, а, следовательно, и благополучной судьбе. Если же в дар приносят мягкие предметы, то жизнь ребенка сложится непросто.

Плацента - орган, насыщенный особой жизненной энергией (тонди); также как ногти, волосы, зубы, слюна, кровь, пот, слезы, экскременты, отошедшие во время родов околоплодные воды и пуповина.
Очень внимательно следят, чтобы плацента вышла сразу после появления ребенка. Отец новорожденного у тоба-батаков бьет по балке и кричит, обращаясь к плаценте: Порсак дон-ганму (Следуй за своим другом). Плаценту называют младшим братом или сестрой новорожденного, а околоплодные воды - старшим братом. Эти "братья" являются в то же время духами - хранителями детей на протяжении всей жизни. Плацента содержит очень много жизненной силы; ее обычно закапывают под домом, иногда предварительно завернув в белую ткань или положив в рисовый мешок, как это делают батаки-тимур. В месте, где зарыта плацента, ничего не должно расти, дети не смеют там играть; считается, что здесь находится тонди всего дома.

Роды
Муж принимает деятельное участие в процессе родов. В его обязанности входит изготовление бамбукового ножа для отрезания пуповины, заготовка дров для очистительного огня, приготовление особого блюда из куриного мяса, лимонного сока и перца, которое способствует сокращению матки роженицы. Кроме того, муж в это время выполняет всю работу по дому: обрушивает и сушит рис, готовит пищу, кормит свиней, работает в поле и на огороде. Он устраивает праздничную трапезу после родов и приглашает на нее всех женщин общины. На этом празднике муж дарит отцу своей жены лошадь, буйвола или быка как ответный дар на подарки, преподнесенные тестем до родов.
После рождения ребенка женщина должна пройти обряд очищения, т. е. сидеть у огня в течение 4 - 24 дней у тоба.
Волосы новорожденного, как и зубы, содержат концентрированную жизненную силу. Поэтому ребенок, родившийся с волосиками на голове, считается подарком божества. Сила сохраняется и в отрезанных волосах, ее можно передать тому, кто хранит их. Вот почему при первой стрижке волос преподносят дары тонди, чтобы она не испугалась, а отрезанные волосы, содержащие много легко улетучивающейся жизненной силы, старательно оберегаются. Волосы и зубы (особенно клыки), как зримые выражения все увеличивающейся и крепнущей силы ребенка, связаны между собой: первые волосы нельзя стричь до появления клыков.

Наречение
Обряд наречения именем совершается на 4, 7, 8, 10 или 24-й день после рождения. До совершения обряда ребенок не имеет имени. Его называют Си Бурсок (Малыш), Си Бутет (Малышка) или Си Тонгат (Мальчик) и Си Беру (Девочка) или Си Бату (Камень)- мальчик, Си Таринг (Очаг)-девочка.
Надо следить, чтобы ребенок не носил имени кровного родственника, живого или умершего. Кроме того, выбранное имя должно состоять из стольких букв, сколько их в названии дня, в который родился ребенок. Первый сын обычно носит имя брата матери, а первая дочь - имя сестры отца. Именами могут быть самые разные слова и выражения. Если ребенок много болеет, его имя можно изменить. Полученное имя человек носит до вступления в брак и до тех пор, пока у него не появятся собственные дети. Родителей тогда называют по имени первого ребенка. Имена отца и матери - табу. Только став взрослым, ребенок узнает, как зовут его ближайших родственников.
В обряде наречения ребенка первый раз взвешивают - противовесом служит рис.

Кормление
Детей кормят грудью долго - до появления следующего ребенка, иногда до четырех лет. Поскольку батаки рано начинают курить, то еще в начале века можно было видеть четырехлетнего ребенка, сосущего грудь и держащего в руках папиросу. С первых дней жизни ребенку дают бананы и вареный рис, часто разжеванный матерью.

Ношение ребенка
рудного ребенка мать всюду носит с собой в платке на бедре или на спине. Дома младенцы спят в люльке с тряпьем, подвешенной к балке дома. Матери работают в поле с грудным ребенком за спиной, иногда укладывают его прямо на меже.

Школа
Точный возраст ребенка известен не всегда, и, чтобы определить, пора ли идти в школу, делают так: Ребенку приказывают встать совершенно прямо и охватить руками голову. Затем проверяют, может ли он кончиками пальцев коснуться ушных раковин. Если может, значит, он достиг школьного возраста.
Степень благосостояния семьи измеряется не площадью полей, не количеством скота, а тем, какую школу - начальную или более высокую - посещают дети. Счастливым, процветающим считается тот, у кого дети посещают школу более высокого разряда. Чем больше детей в семье учатся в школе, тем счастливее считают ее соседи.
И повод для отеческого оптимизма -  глава небогатой семьи, имеющий дочь, посещающую школу, может позволить себе транжирить деньги, потому что он уверен, что дочь его обязательно выйдет замуж и тогда он возместит свои расходы:)

Любоф (на молодежном слэнге;)
В общении между юношами и девушками распространен так называемый язык цветов (листьев). Это своего рода молодежный метафорический язык. Названия листьев определенных растений ассоциируются по звучанию с определенными словами. Например, пау (папоротник) означает ау (я), пау рара (красный папоротник) означает ау ра (я хочу). Если девушка называет юноше следующие листья: булунг ни сатарак, булунг ни дунгдунг, булунг ни ситата, булунг ни подом-подом, пау, то этим она хочет сказать: дунг до хита марсарак, лаинг на джоло тангис до ау ансо модом (после того как мы расстались, я плакала и не могла заснуть).

этно

Previous post Next post
Up