Терминологию, употребляемую автором доноса, вернул в обиход закон о неправительственных организациях, поправки к которому были приняты летом 2012 года. Согласно этим поправкам, неправительственные организации, получающие какое-либо финансирование из-за рубежа, должны вставать на учет как «иностранные агенты», проводники зарубежных интересов на территории России. А буквально недавно, пока готовился этот текст, произошло еще одно событие, укладывающееся в тот же тренд поиска «врагов» внутри страны: Госдума одобрила сразу во втором и первом чтениях поправки к УК РФ, в соответствии с которыми можно будет «при желании называть шпионом и изменником любого неугодного или "неудобного" человека под предлогом его простого общения с иностранными структурами и иностранцами как таковыми». Расплывчатость формулировок - еще один инструмент для манипуляций и очернения. Угроза социологическим и другим исследованиям, касающимся актуальных проблем общества, возрастает: интерес и поиск потенциально неудобной для государства информации (а это вся информация, включая общественное мнение о социальных проблемах) и последующее ее представление на международных конференциях могут оказаться чуть ли не уголовно наказуемыми.
Обе инициативы на уровне законодательства отчетливо перекликаются с языком и методами, свойственными сталинской эпохе, и параллели с 1937-м годом, периодом начала сталинских репрессий, стали часто встречаться в публикациях в СМИ и в социальных сетях. Тревожные данные приводит и социологический «Левада-Центр»: согласно проведенным недавно исследованиям, негативно оценивают фигуру Сталина лишь 22% россиян, в то время как в 1998 году таких было 60%. При этом 48% считают, что Сталин сыграл позитивную роль в истории страны. Это изменение можно объяснить снижением осведомленности населения об истории страны в те времена: за 25 лет количество ничего не знающих об этом увеличилось с 30 до 70%. Таким образом, историческая некомпетентность новых поколений россиян об ужасах тоталитарного режима вкупе со специфической новой идеологией создает опасную ситуацию.
В первую очередь, внимательным в такой ситуации стоит быть именно сообществу исследователей, в чью сферу интересов попадают общественные процессы - и, неизбежно, их критика. Социология по сути своей является критической наукой - в ее задачи входит общественная рефлексия, внимание к неравенству, неписаным правилам игры и отношениям власти, альтернативным мнениям и культурам. Такая позиция делает ее уязвимой для всякого рода манипуляций и обвинений.
ПОЛИТ.РУ: Донос на науку