Малышок заболел. второй раз за свои полных 13 месяцев. я давно собиралась написать про врачей - но нет, не сейчас - тема на сегодня неподъемная (особенно на фоне последних минздравовских кульбитов реформ). поэтому напишу про болезни. тема тонкая - как ноябрьский лед, посмотрим, пойду ли я концу текста ко дну. на всякий случай, сразу оговорюсь, что на каждый новый год ничего уже много лет не загадываю, как только здоровья себе и своим близким.
тем не менее: люди сегодня совершенно разучились болеть. болеть - то есть принимать болезнь как норму, как часть жизни (и снова оговорюсь, речь идет об "обычных" эпизодических болезнях, а не о тяжелых наследственных или приобретенных расстройствах систем жизнедеятельности (всегда меня это слово смущало). по телевизору старательно обрабатывают население: "что-то там (что надо в себя впихнуть) - некогда болеть", "затяжная простуда? забудьте об этом!", я прямо вижу как копирайтеров руки чешутся сморозить что-нибудь в стиле: болезни - это для лузеров! стесняются пока, в отличие от хита "фарма-маркетингового" лицемерия - журнала "здоровье от природы", просто нафаршированный рекламой синтетических лекарств и (!) новинок пластической хирургии и просто агрессивной косметологии. но это немного другая история...
так вот для большинства сегодня - болеть, это значит, "пропускать" жизнь, которая полна важных дел, и на такое "дело", как следование логике (природы, физики, химии - кто во что горазд верит) - просто нет времени. все готовы на все, лишь бы не болеть "долго" (реклама вообще призывает жечь напалмом любые симптомы). современная фармакология - тоталитарна, она в упор не учитывает индивидуальных особенностей организма. она за всех уже решила, сколько и какой организм должен с какой простудой бороться. ответ - нисколько! сразу надо выздороветь! особенно, если в рекламе болеют дети. кому интересен/нужен больной ребенок?
- негативные эмоции, гнев, раздражение, злость, негодование, усталость, стресс - плохо, ненормально. то есть если ты - твое тело - не выдерживает нагрузки, которую ты на нее взвалил, надо не нагрузку сбавить, а "укрепить" себя и еще, как говорит моя мама, "помочь себе". чем? всем: синтетическими витаминами, противовирусными, иммуномодуляторами и, конечно, золотым "запасом" медицины - антибиотиками, все это, с легкостью, можно купить в любой нашей аптеке без рецепта. это ведь снова о том, что надо бы уважать пределы своего тела (и психики тоже). но никто не готов вообще хоть как-то смириться с тем, что эти пределы есть и у всех разные - в рекламных-то роликах скачут розовощекие кабаны, то радостно едят майонез в кругу семьи, то валяются на диване в шелках с куском шоколада во рту...
это прямо спарта какая-то - больной - значит, плохой. нервный, злой - тоже плохой. всех сбросить в море срочно. мир помешался на здоровье, красоте и позитиве. и детям достается больше всего. детям ни в коем случае нельзя болеть, плакать, злиться, впадать в отчаяние. взрослым так и быть иногда можно, они все-таки взрослые - на работе устают. (то, что быть ребенком - это та еще работа - такой вариант не рассматривается. я помню, когда Малышку было три месяца, я пожаловалась сестре - как тяжело быть мамой малыша. на что она мне сказала: "МАЛЫШОМ БЫТЬ ЕЩЕ ТЯЖЕЛЕЕ, ты хоть можешь дать его мне на пять минут, а ЕГО ВООБЩЕ НЕКОМУ ПОДМЕНИТЬ"). вот собственно почему я стараюсь придерживаться, не скажу в воспитании (это для меня слишком громко), а в подходе к нашим с Малышком будням
теорией Ньюфелда, который не считает, что дети и родители должны подавлять свои негативные эмоции, а учит родителей помогать детям выражать их, понимать, и принимать - как часть жизни, и жить с ними и после них. конфликт - это хорошо. потому что это - к переменам. и чаще всего к лучшему. болезнь - это тоже хорошо. потому что нельзя как следует выздороветь, если ты как следует не болел. плохо - это почти хорошо. потому что, когда ты знаешь, как плохо, у тебя и по поводу хорошо вопросов не будет.
тем временем, болезнь вообще и болезнь ребенка в частности воспринимается обществом как неудача: ЧТО ЖЕ ОН У ВАС ВСЕ ВРЕМЯ БОЛЕЕТ? что же ты все время болеешь. СКОЛЬКО МОЖНО БОЛЕТЬ! сил моих больше нет никаких женских. СМОТРИ НЕ ЗАБОЛЕЙ! и т.д. ребенок, особенно маленький, слышит как родители убиваются, но не поводу того, что ему плохо, а по поводу того, что ИМ ПЛОХО от того, что ему плохо). скорбное выражение лица, поджатые губы, ахи-вздохи при виде градусника или зеленых соплей из носа (ааах! ты посмотри (все срочно идите сюда и посмотрите) А СОПЛИ-ТО У НЕГО ЗЕЛЕНЮЩИЕ!!!) - все это не дает ребенку ощущения поддержки, напротив, создает ощущение, что ажиотаж вызывает совершенно не он - ажиотаж вызывают сипмтомы, а он сам - в лучшем случае, досаду. поэтому возможно, впоследствие так отчаянно во время болезни хочется, чтобы тебя жалели...
конечно, "давать" детям болеть - тяжело. не просто тяжело, а очень трудно. поддержки от близких, скорее всего не будет. даже наоборот, как подсказывает мой опыт: так случилось, что в обе болезни Малышка наш папа оказывался в командировках, а я соответственно - одна. тогда, в июне, я и сама должны была ехать, но в день отъезда с утра намеряла у Малышка 38,8, и муж уехал один. врач поставил диагноз обструкивный бронхит и выписал антибиотки (а еще сироп от кашля (которые детям до трех лет вообще-то нельзя), ингаляции с беродуалом (который никому нельзя), антигистаминные, жаропонижающие, лактобактерии, капли в нос, регидрон, и вездесущий мирамистин). я сделала такую табличку, чтобы ставить в ней крестики, и поняла, что сойду с ума - каждые полчаса в 9-месячного ребенка нужно было что-то пихать, проще было на мне поставить крестик - один и большой. моя подруга, гениальный врач-веретинар реаниматолог, сказала, что я сделала то, что в медицине называется "стационарная сеточка", и еще, что ее клиентам - владельцам бесполезно прописывать больше 4-х позиций в уходе за животным дома, никто не выдерживает такой интенсивной терапии, направленной на питомца, ну для ребенка, может быть можно добавить одну позицию и то - не факт...
антибиотики я давать не стала - от бронхита антибиотики не помогают, а аргумент "может перейти в воспаление легких" - мне показался странным. может ведь и не перейти? я оставила по совету подруги только то, что имело отношение к
доказательной медицине, а также совместный сон, грудное вскрамливание, и ношение в рюкзачке - нон-стоп. моя мама заходила пару раз в день, и прессовала меня - ты мучаешь его, он давно бы уже был здоров, давно бы уже гуляли, что же ты за мать, это какой-то садизм-мазохизм в одном флаконе. малыш захлебывался мокротой и его рвало время от времени, это приводило маму в ужас, она ахала, закрывала лицо ладонями - и малыш плакал, он пугался. но не рвоты, а бабшкиной реакции. я же не реагировала на рвоту никак - просто вытирала лужу тряпочкой, а Малышку давала попить, так что он воспринимал эти неприятности как нечто само собой разумеющееся. ну или почти так. я вычитала это
у Ледлеффв ее книге: ее поразило отношение индейцев к недугам, то как они обходились эмоций - жена, мужу которой, кажется, делали операцию без наркоза, просто сидела рядом и гладила его по голове, не охая и не ахая. и я вне контекста болезней стараюсь ни на что не реагировать преувеличенно - ни на падения, ни на разбитые чашки, сломанные вещи, на мокрые или грязные штанишки, поднятую с полу крошку хлеба и засунутую в рот и т.д. я стараюсь оценивать намерения, а не результат, так мне кажется, правильным. но сейчас не об этом.
температура на пятый день спала, а на шестой поднялась снова - из-за насморка и температуры начался отит. так что антибиотики давать все же пришлось. мама выпрыгивала как чертик из коробочки: вот все равно же даешь, вот чего было упираться, вот надо слушать врачей. а я не жалела - в его первую болезнь я дала ему побороться. боролся он в основном сном. дело было житейское. когда температура уползала выше 39 - сбивала. у меня было время подумать о причинах. о сорванной поездке - режиссерском дебюте, о встрече, на которой я здорово сорвалась на одну женщину, мне кажется, мой гнев и невроз с молоком ушли к Малышку, и его защита ослабла. это не из области мистики. это из области взаимосвязи всего со всем. я сконцентрироалась на другом, и болезнь ребенка вернула фокус в нужное место. дороговата цена, скажете вы. зато выводы - надежные. что же делать, если я такая бестолочь.
врачи, мама, сестра - прессовали меня жестко. не пасть духом помогали подруга, муж хоть и по телефону и, как ни странно, не очень мной любимый (из-за своего панибратства в том числе) безумный шляпник Комаровский, практически гуру дзен-буддизма, который опирается на "здравый смысл", западные "ВОЗовские" стандарты, раскладывает все по полочкам, и призывает в большинстве случаев детских простуд - ничего не делать. как это ничего не делать?! надо же что-то делать. надо делать - ничего.
забавно было прочесть
тут, что в Австралии заболевшим детям не дают вставать с постели, не дают игрушек, книжек и мультиков, чтобы они не симулировали болезнь. мне это непонятно и дико, я помню, как в детстве, забиралась на табуретку, открывала узкую как бывает в старых домах форточку и дышала морозным воздухом изо всех сил, чтобы заболеть. как капала йод на кусок сахара, потому что говорили, что от такого сахара поднимается температура. как совала градусник в чашку с горячим чаем. я не хотела идти в школу. точнее - я хотела остаться и быть дома. подумаешь, книжки, игрушки, мультики. любимую кровать и пейзаж за окном-то никто не отнимет. и тени от веток на стене. и шум посуды на кухне. и мамин голос. и сны.
нет никакой разницы - подлинная болезнь или симуляция ее со стороны ребенка, это сигнал о том, что ребенок... в расфокусе. настало время сконцентровроваться на одном - не на болезни ребенка, нет, а на нем самом. точнее, на своей связи с ним. болезнь - время укрепления или восстановления этой связи, время тишины, время двоих - матери и ребенка, время заботы, время, когда все другое неважно и мельчает. дать право болеть и принимать это как норму - не убиваться по поводу того, что ребенок "опять болеет", доверять ему в его стремлении выздороветь, не подгонять, быть рядом с непоколебимой верой в то, что ребенок обязательно поправится, и конечно - любить. это все и есть то самое ужасное ничего-не-делать. этому нужно учиться. потому что просто любить - это так сложно, ведь правда.
в качестве апдейта и постскриптума, еще раз: всем детям на свете я желаю никогда и ничем не болеть, я желаю невозможного, и потому предпочитаю думать, что болезни зачем-то нужны. итак, если все же малыш заболел вот какие подходы я сформулировала для себя:
1. обзавестись врачом, который не помешан на применении медицинских стандартов и скорейшем выздоровлении, а которого заботит развитие имунной системы, здоровья малыша в настоящем и в перспективе, с учетом ВСЕХ его и семьи индивидуальных особенностей.
2. если такого врача нет, обзавестись ресурсом, человеком, оракулом божественной бутылки, у которого можно будет консультироваться по поводу назначенного лечения (соотносить его с ВОЗовскими позициями, например), к сожалению, мы к в докторе хаусе - trust no one.
3. не выражать досаду или сожаление по поводу болезни ребенка, чтобы он ни в коем случае не воспринимал болезнь как неудачу, а себя (такой хилый!) как ее виновника.
4. сочувствовать без крайних эмоций конкретным проявлениям болезни - у тебя болит голова, потому что у тебя температура, тебе плохо - тебя тошнит.
5. учиться быть чуткой к болезни ребенка, видеть ее динамику, чтобы "понимать" его здоровье, и учитывать его при проведении лечения. "отпускать" болезнь, когда она отпускает нас: не говорить о ней не с врачом, не пересказывать ее по телефону друзьям и родственникам и т.д.
6. воспринимать болезнь ребенка (без крайностей), даже если это "случайная", на первый взгляд, травма как сигнал об утрате "фокуса", концентрации, направленных на ребенка, сигнал об ослаблении привязанности.
7. и последнее. запретить себе думать, что болея, мы "пропускаем" жизнь. состояние болезни - часть жизни. просто это такая жизнь. в ней все равно есть место самому главному - любви. а значит, мы ничего важного не пропускаем. важное там - где мы.
"