Почему экономический рост не работает

Sep 06, 2012 00:48

В последние два года я читала несколько статей на тему того, почему нынешняя модель экономики не работает, начиная со статьи в Nature под названием "Questioning economic growth". В той статье в основном шел упор на ограниченность природных ресурсов, что тоже важный довод, но сейчас много говорят и про то, что экономический рост уже давно не ( Read more... )

смысл жизни, 100 комментов, деньги, анти-капитализм, современный мир, общество потребления

Leave a comment

geshulka September 6 2012, 20:20:18 UTC
по порядку - отчета не читала, и не знаю, соберусь ли в ближайшее время. но убожество системы именно от квиютных учителей, которые не боятся увольнения в сочетании со всей системой (и не спорь со мной). Учителя, нанимающиеся через посредников - последнее, что отрицательно влияет на образование.

В Израиле есть мадаим-ве-омануйот, клево. на этом список заканчивается, между прочим. и эта школа существует на пожертвования, будь уверена, что госбюджет в ней никак всерьез не участвует, существует, как и все хорошее в израильском образовании, не благодаря, а вопреки Минпросу.

Народное образование в Израиле никогда не работало, увы. как говорил мне один очень умудренный и опытный учитель математики (кстати, он в свое время преподавал в твоей Гимназии), автор ряда учебников, и человек довольно тертый: израильское образование держится на соплях с помощью двух факторов: энтузиасты и еврейские головы, которые быстро не удается оболванить.

научно-технические и культурные достижения - ха-ха три раза. как ни грустно в этом признаться, кабы не развал Союза, да и вообще не постоянный приток мозгов, образованных извне, учителей, обученных не в Израиле... все было бы гораздо печальнее, гораздо, мы даже не можем оценить, насколько. Раньше все было чуть-чуть получше - потому что классы были поменьше, например, да и культуру так просто не выжжешь каленым железом из людей, Бен-Гурионовские мечты заняло время в жизнь-то претворить. И вязанная кипа некоторое время еще барахталась - а ведь выпускницы религиозно-сионистских школ часто преподают в обычых школах.

В последнем - может ты частично и права. Я сама об этом недавно думала. современное образование очень утилитарно, знания, как таковые, никого не интересуют. именно поэтому религиозные йешивот тихонийот и ульпаны гораздо лучшее образование дают - потому что дети учатся ради знаний, как таковых. и советская интеллигенция так же училась. а теперь детям не объяснить, зачем им нужна таблица умножения - есть же калькуляторы, грамотность тоже не нужна - существуют извозчики спелл-чекеры. о читать умные книги для кругозора - и помыслить страшно... но сводить это явление в культуре только к экономике - поверхностно, я считаю. многое поменялось - авторитет родителей и учителей слишком ослаб, например.

на мой взгляд, приватизация, по крайней мере, отменит монополию на образование, и у родителей появлятся альтернативы. Я внимательно слежу за деятельностью родимого министерства изнутри, и злорадно потираю ручки, надеясь, что недалек тот час, когда все это нагромождение просто лопнет от абсурдности своей организации. Процессы идут в этом направлении, и в последние годы все сильнее. И тогда, в результате кризиса, когда учителя перестанут в эту кабалу впрягаться, а родители перестанут детей отдавать в эти зверинцы, возможно, что-то к лучшему и изменится. а пока все контролируется системой, которая образование в принципе в гробу видала, надежды все равно нет.

Reply

motek September 6 2012, 20:53:26 UTC
Хорошо, насчет учителей не буду спорить. :) Скажу только, что у меня в Гимназии было несколько замечательных учителей - энтузиастов, да, причем из старой гвардии (не Хасин, если ты его имела ввиду - т.к. в моей группе училась его дочка, то у нас как раз вела религиозная тетенька).

Но тебя послушать - как будто все израильские профессора обучались в школе заграницей. А это далеко не так. И классы - судя по токбэкам в этой статье в вайнете, раньше тоже были большие классы. Математика упала с 79 на 89 место - не знаю за какой срок, но надо полагать, в это время размер класса уже не менялся, да и Бен-Гуриона уже не было (насчет него я кстати тоже не совсем уверена, в смысле его отрицательного вклада, но не будем спорить).

Согласна, что дело далеко не только в экономике и даже не только в "культуре общества потребления" (хотя во многом в ней, я считаю)... Да и в общем у меня недостаточно данных на тему образования.

Абсурдность это точно, вот ты почитай про нынешнюю скрытую приватизацию и поймешь что такое абсурдность и что действительно, час недалек. А насчет частных школ - ну, я вот с одной стороны не очень верю, что частные структуры могут хорошо заботиться о нашем образовании (как и о здоровье), а с другой - здесь-то мы в частной школе, еврейской - и очень довольны. Так что у меня нет окончательного мнения насчет образования.

Reply

geshulka September 6 2012, 21:44:17 UTC
да, я именно его и имею в виду... он больше не преподает - здоровье совсем никуда. а Юдька (вот уж не подозревала, что вы в одном классе учились!) на постдоке в Америке... тесен этот мир.

не все профессора и не все программисты. но большой процент, очень большой. и он влияет, никуда не денешься, повышает планку, создает конкурентность некоторую. плюс вышеобсуждаемые головы - умные люди есть, слава Богу. а вот простых людей не обучают даже процентам, чай не интегралы. математика падает постепенно - раньше было лучше. Зато с чтением раньше было сильно хуже - ставились серьезные эксперименты, в результате которых целое поколение школьников подошло к багрутам, не умея читать. Это давно, лет тридцать тому, с тех пор немного полегчало - но не то, чтоб детей учат читать в школе, хотя бы не мешают учиться. а вот за математику взялись, с каждым днем все хуже. я не хочу вдаваться в подробности - я буквально на днях, в ходе своей работы, испытала очередное желание всех удушить, и я подозреваю, что дело не в конкретной учительнице, и даже не в конкретном предмете, а в очень глобальной тенденции. Раньше все было просто - зубрили таблицы Брадиса, квадратные корни, стихотворения наизусть, а кому не повезло - тот даже латынь. а теперь детей мучают идиотскими вопросами с первых классов, "учат думать", типа, а читать-писать-считать - это лишнее. вечно в ЖЖ вопросы растерянных родителей - детям задали придумать новое слово, объянить несуществующую идиому, чего только учительницы не придумают. а мы в начальной школе дураки, маслом старались переписывали в тетрадочку упражнения на слитность частицы "не" или повторяли условия задачи... ладно, не буду на броневичок залезать, сколько можно.

насчет здоровья не знаю - в Израиле медицина, кажется, лучше построена, чем в Америке, хотя и не частная. а вот с образованием - пока у родителей есть выбор - отдавать ли в частную, и если да, то в какую - потому что их больше одной, то надежда есть. пока дикие деньги из кармана налогоплательщика уходят в воздух, кипы бумажек и бесконечные проекты минпроса, которые нужны только чиновникам, их порождащим, до образования руки не дойдут. и учителя будут становиться все хуже, потому что хорошие специалисты еще куда-то пойдут, или свой лучший потенциал потратят на частную практику.

Reply

motek September 7 2012, 02:19:21 UTC
Как-то мы с тобой уже это обсуждали, насчет Юдит. :) Здорово, что и она на постдоке, и жаль насчет здоровья ее папы.
По поводу частных школ. Только что прочла в Макор Ришоне - что в Иерусалиме сейчас камбэк религиозно-государственных школ ("мамад"). В этом году - на 8% больше записавшихся в мамад. Открылось несколько новых школ-мамад, отчасти по инициативе родителей, а одна частная школа (Хорев) превратилась в государственную. Родители говорят, что хотят обычные, не "элитные", а районные школы - хотят, типа, "общинности". Конечно, тебе виднее, что там сейчас происходит, но по-моему у многих сейчас такие же ощущения, как у меня. Конечно, уровень обучения тоже важен... В общем, вернемся в Израиль, будем разбираться.

Reply


Leave a comment

Up