Почему экономический рост не работает

Sep 06, 2012 00:48

В последние два года я читала несколько статей на тему того, почему нынешняя модель экономики не работает, начиная со статьи в Nature под названием "Questioning economic growth". В той статье в основном шел упор на ограниченность природных ресурсов, что тоже важный довод, но сейчас много говорят и про то, что экономический рост уже давно не ( Read more... )

смысл жизни, 100 комментов, деньги, анти-капитализм, современный мир, общество потребления

Leave a comment

gview September 6 2012, 15:05:43 UTC
Нaпрягaться нaдo пo мнoгим причинaм.

Вo-первых, чтoбы не дегрaдирoвaть, дa. Все цивилизaции, решившие пoчить нa лaврaх зaгнили и рaспaлись.

Вo-втoрых, пoтoму чтo в мире всегдa есть кoнкуренция. С другими нaрoдaми, культурaми.

В-третьих, челoвечествo пoстoяннo стaлкивaется сo всё нoвыми прoблемaми. И сплoшь и рядoм едвa-едвa успевaет пoлучить кaкие-тo жизненнo вaжные вoзмoжнoсти, кaк их уже требуется применять. Мoжет быть, в этoм есть мистический мoмент - пo мере нaшегo взрoсления и прoдвижения перед нaми стaвят всё бoлее трудные зaдaчи. A мoжет быть и нет. Нo если действительнo пoтребуется в будущем прoтивoстoять кaкoму-тo кaтaклизму, мы не смoжем себе прoстить пoтерю темпa, из-зa кoтoрoй не прoдвинулись тaк дaлекo, кaк мoгли бы.

В-четвёртых, нaибoльшегo индексa счaстья мoжнo, нaвернoе, дoстичь при пoмoщи нaркoтикoв. Нo мaлo кoму прихoдит в гoлoву зaявлять, чтo в этoм - следующий этaп рaзвития челoвечествa.

Нaсчёт тoгo, чтo гoнкa не мoжет, якoбы, прoдoлжaться вечнo. Люди нaпрягaются сейчaс несрaвнимo меньше, чем кoгдa-либo! И рaбoчий день сейчaс кoрoче, и бескoнечнoе изoбилие технических средств дoступнo.

И кaк рaз нaдo oстaнoвиться нa пути сoкрaщения рaбoчей недели. При двух выхoдных, прaздникaх и oтпуске у людей и тaк уже имеется oкoлo 150-ти нерaбoчих дней в гoду. Хвaтит! Делу - время, пoтехе - чaс. С пoявлением нoвых технических вoзмoжнoстей нaдo не культивирoвaть безделье, a бoльше успевaть. Стрoить, исследoвaть, улучшaть и т.п.

Reply

motek September 6 2012, 16:49:04 UTC
Признаться, вот уж чего не ожидала, что речь пойдет о деградации. Ниже я уже дала ссылку о том, как Израиль деградирует как раз сейчас - скатился на 89 место по математике в школе. Это и к вопросу о культурах и цивилизациях. Посмотришь ТВ - и кажется, что это наша культура как раз деградирует. Хотя экономика растет (в том числе благодаря ТВ!). Вообще, лично я чувствую, что чтобы я и особенно мои дети не деградировали, мне скорее нужно больше свободного времени, чем наоборот. И не для безделья, а для развития! Да, я понимаю насчет потери темпа, но вопрос в какую сторону несет нас этот темп, ради чего мы так стараемся. Ради того, чтобы опять купить и выкинуть? Чтобы дома не было места от вещей? Чтобы постоянно тратить время на вещи, на покупки? Чтобы целые группы людей не занимались ничем, кроме перекладывания бумажек, - не создавали ничего, кроме ненужных услуг? Наверное, сбавлять темп не надо, но экономический рост это еще не показатель того, что мы движемся в нужную сторону - т.е. в развитых странах это уже не показатель, или далеко не единственный.

Reply

(The comment has been removed)

motek September 6 2012, 17:25:20 UTC
Ха! Вы думаете, что школы у нас государственные? Я видела данные, что работа мин. образования сегодня приватизирована процентов на 40% или даже больше. Т.е. мин-во передает полномочия частным структурам. Многие учителя (вот тоже почему-то помню цифру 40%) работают через посредников. Я не знаю, в этом ли дело. Но то что уровень снижается - да, я думаю, тут виновата нынешняя экономическая модель.

Reply

(The comment has been removed)

motek September 6 2012, 17:37:33 UTC
Проблемы конечно есть везде, но 89-е место это надо еще постараться выиграть. И именно Израиль славится своим экономическим ростом среди других развитых стран. Я не говорю про "непроизводящие" экономики - исключительно про развитые страны. При социализме может образование было еще лучше, но социализм мы уже проехали, надо придумать что-то новое.

Reply

geshulka September 6 2012, 18:43:22 UTC
Израильские школы все под пятой Минпроса, за редким исключением. То, что учителя работают через посредников - не знаю, где ты это читала, но это не в Израиле. И деградация образования (которая, насколько я знаю, удел не чисто Израиля, но тут я, хотя бы, знаю лучше) не имеет никакого отношения к экономике, во всяком случае, ее капиталистическому аспекту. Просто раньше образование делилось на элитарное и народное - народное было плохим, или никаким, элитарное - прекрасным. в Израиле элитарного образования, помимо некоторых очень немногочисленных религиозных школ не существует, народное образование пожрало все. А народное образование - это неудавшийся проект, нигде в западном мире. Не обязательно в народных школах стреляют на уроках и насилуют в коридорах, но образования там никакого. Этот эксперимент длится уже почти сто лет, СССР из него выпал, по причине тоталитаризма, теперь в России те же проблемы - проект не удался. народное просвящение приводит не к тому, что все образованны, а к тому, что все деградируют. Наличие нормальной системы элитарных школ очень полезно и для остальных школ, ибо хотя бы где-то в стране существует нормальное образование. к сожалению, в Израиле этого, почитай, нету. Экономика тут не при чем, не надо все в одну кучу валить.

Reply

motek September 6 2012, 19:47:43 UTC
Ты наверное не читала про последний отчет гос. контролера. Погугли חינוך и הפרטה и заодно מורי קבלן.

Элитарные школы не обязательно должны быть частными, по-моему. Да и есть в Израиле элитарные школы (типа мадаим ве-омануйот). Почему народное образование - неудавшийся проект? Потому что оно скатывается в последние годы? Ведь раньше оно работало, факт. Замечательные научно-технические и культурные достижения Израиля - разве не руками (и головой) тех созданы, кто учился в основном в этом народном образовании?

Что значит экономика не при чем? Если деятельность правительства оценивается главным образом по экономическим показателям (а среди них главный это рост), если все нацелено на рост, то очень даже при чем. Связь на самом деле сложная, но я думаю, что она есть. И дело конечно не только в приватизации образования.

Reply

geshulka September 6 2012, 20:20:18 UTC
по порядку - отчета не читала, и не знаю, соберусь ли в ближайшее время. но убожество системы именно от квиютных учителей, которые не боятся увольнения в сочетании со всей системой (и не спорь со мной). Учителя, нанимающиеся через посредников - последнее, что отрицательно влияет на образование.

В Израиле есть мадаим-ве-омануйот, клево. на этом список заканчивается, между прочим. и эта школа существует на пожертвования, будь уверена, что госбюджет в ней никак всерьез не участвует, существует, как и все хорошее в израильском образовании, не благодаря, а вопреки Минпросу.

Народное образование в Израиле никогда не работало, увы. как говорил мне один очень умудренный и опытный учитель математики (кстати, он в свое время преподавал в твоей Гимназии), автор ряда учебников, и человек довольно тертый: израильское образование держится на соплях с помощью двух факторов: энтузиасты и еврейские головы, которые быстро не удается оболванить.

научно-технические и культурные достижения - ха-ха три раза. как ни грустно в этом признаться, кабы не развал Союза, да и вообще не постоянный приток мозгов, образованных извне, учителей, обученных не в Израиле... все было бы гораздо печальнее, гораздо, мы даже не можем оценить, насколько. Раньше все было чуть-чуть получше - потому что классы были поменьше, например, да и культуру так просто не выжжешь каленым железом из людей, Бен-Гурионовские мечты заняло время в жизнь-то претворить. И вязанная кипа некоторое время еще барахталась - а ведь выпускницы религиозно-сионистских школ часто преподают в обычых школах.

В последнем - может ты частично и права. Я сама об этом недавно думала. современное образование очень утилитарно, знания, как таковые, никого не интересуют. именно поэтому религиозные йешивот тихонийот и ульпаны гораздо лучшее образование дают - потому что дети учатся ради знаний, как таковых. и советская интеллигенция так же училась. а теперь детям не объяснить, зачем им нужна таблица умножения - есть же калькуляторы, грамотность тоже не нужна - существуют извозчики спелл-чекеры. о читать умные книги для кругозора - и помыслить страшно... но сводить это явление в культуре только к экономике - поверхностно, я считаю. многое поменялось - авторитет родителей и учителей слишком ослаб, например.

на мой взгляд, приватизация, по крайней мере, отменит монополию на образование, и у родителей появлятся альтернативы. Я внимательно слежу за деятельностью родимого министерства изнутри, и злорадно потираю ручки, надеясь, что недалек тот час, когда все это нагромождение просто лопнет от абсурдности своей организации. Процессы идут в этом направлении, и в последние годы все сильнее. И тогда, в результате кризиса, когда учителя перестанут в эту кабалу впрягаться, а родители перестанут детей отдавать в эти зверинцы, возможно, что-то к лучшему и изменится. а пока все контролируется системой, которая образование в принципе в гробу видала, надежды все равно нет.

Reply

motek September 6 2012, 20:53:26 UTC
Хорошо, насчет учителей не буду спорить. :) Скажу только, что у меня в Гимназии было несколько замечательных учителей - энтузиастов, да, причем из старой гвардии (не Хасин, если ты его имела ввиду - т.к. в моей группе училась его дочка, то у нас как раз вела религиозная тетенька).

Но тебя послушать - как будто все израильские профессора обучались в школе заграницей. А это далеко не так. И классы - судя по токбэкам в этой статье в вайнете, раньше тоже были большие классы. Математика упала с 79 на 89 место - не знаю за какой срок, но надо полагать, в это время размер класса уже не менялся, да и Бен-Гуриона уже не было (насчет него я кстати тоже не совсем уверена, в смысле его отрицательного вклада, но не будем спорить).

Согласна, что дело далеко не только в экономике и даже не только в "культуре общества потребления" (хотя во многом в ней, я считаю)... Да и в общем у меня недостаточно данных на тему образования.

Абсурдность это точно, вот ты почитай про нынешнюю скрытую приватизацию и поймешь что такое абсурдность и что действительно, час недалек. А насчет частных школ - ну, я вот с одной стороны не очень верю, что частные структуры могут хорошо заботиться о нашем образовании (как и о здоровье), а с другой - здесь-то мы в частной школе, еврейской - и очень довольны. Так что у меня нет окончательного мнения насчет образования.

Reply

geshulka September 6 2012, 21:44:17 UTC
да, я именно его и имею в виду... он больше не преподает - здоровье совсем никуда. а Юдька (вот уж не подозревала, что вы в одном классе учились!) на постдоке в Америке... тесен этот мир.

не все профессора и не все программисты. но большой процент, очень большой. и он влияет, никуда не денешься, повышает планку, создает конкурентность некоторую. плюс вышеобсуждаемые головы - умные люди есть, слава Богу. а вот простых людей не обучают даже процентам, чай не интегралы. математика падает постепенно - раньше было лучше. Зато с чтением раньше было сильно хуже - ставились серьезные эксперименты, в результате которых целое поколение школьников подошло к багрутам, не умея читать. Это давно, лет тридцать тому, с тех пор немного полегчало - но не то, чтоб детей учат читать в школе, хотя бы не мешают учиться. а вот за математику взялись, с каждым днем все хуже. я не хочу вдаваться в подробности - я буквально на днях, в ходе своей работы, испытала очередное желание всех удушить, и я подозреваю, что дело не в конкретной учительнице, и даже не в конкретном предмете, а в очень глобальной тенденции. Раньше все было просто - зубрили таблицы Брадиса, квадратные корни, стихотворения наизусть, а кому не повезло - тот даже латынь. а теперь детей мучают идиотскими вопросами с первых классов, "учат думать", типа, а читать-писать-считать - это лишнее. вечно в ЖЖ вопросы растерянных родителей - детям задали придумать новое слово, объянить несуществующую идиому, чего только учительницы не придумают. а мы в начальной школе дураки, маслом старались переписывали в тетрадочку упражнения на слитность частицы "не" или повторяли условия задачи... ладно, не буду на броневичок залезать, сколько можно.

насчет здоровья не знаю - в Израиле медицина, кажется, лучше построена, чем в Америке, хотя и не частная. а вот с образованием - пока у родителей есть выбор - отдавать ли в частную, и если да, то в какую - потому что их больше одной, то надежда есть. пока дикие деньги из кармана налогоплательщика уходят в воздух, кипы бумажек и бесконечные проекты минпроса, которые нужны только чиновникам, их порождащим, до образования руки не дойдут. и учителя будут становиться все хуже, потому что хорошие специалисты еще куда-то пойдут, или свой лучший потенциал потратят на частную практику.

Reply

motek September 7 2012, 02:19:21 UTC
Как-то мы с тобой уже это обсуждали, насчет Юдит. :) Здорово, что и она на постдоке, и жаль насчет здоровья ее папы.
По поводу частных школ. Только что прочла в Макор Ришоне - что в Иерусалиме сейчас камбэк религиозно-государственных школ ("мамад"). В этом году - на 8% больше записавшихся в мамад. Открылось несколько новых школ-мамад, отчасти по инициативе родителей, а одна частная школа (Хорев) превратилась в государственную. Родители говорят, что хотят обычные, не "элитные", а районные школы - хотят, типа, "общинности". Конечно, тебе виднее, что там сейчас происходит, но по-моему у многих сейчас такие же ощущения, как у меня. Конечно, уровень обучения тоже важен... В общем, вернемся в Израиль, будем разбираться.

Reply

shaulreznik September 7 2012, 08:00:08 UTC
Ведь раньше оно работало, факт.

По двум причинам:

1. Первые учителя (как и первые кибуцники и т. п. ) были идеалистами. Они готовы были работать: а) хорошо б) за копейки. Им на смену пришли обычные учителя-середнячки.

Reply

motek September 7 2012, 08:13:52 UTC
Логично. Ну так я и говорю, если сегодня основной идеал это экономический рост, оно так и выглядит. Я конечно не хочу сказать, что можно и нужно вернуться к тем дням, но еще раз, рост не может быть единственным показателем правильности направления. А на индивидуальном уровне - есть некие ценности помимо денег, в том числе человек может и сейчас был бы готов работать как минимум хорошо (а), если не за копейки (б), это вопрос общественых норм в том числе...
А где вторая причина?

Reply

shaulreznik September 7 2012, 08:22:48 UTC
2. В школах училась более гомогенная аудитория. Неуспевающие сефарды жили и учились где-то далеко, в Димоне-Иерухаме-Офакиме, успевающие ашкеназы - в центре страны. Поэтому статистику можно было формировать как угодно.

Ну так я и говорю, если сегодня основной идеал это экономический рост, оно так и выглядит.

Нет. При наличии частной системы образования середнячки останутся в госшколах зарабатывать с гулькин нос, а талантливые учителя пойдут в частные школы.

Reply

motek September 7 2012, 08:35:35 UTC
Ну ладно, не думаю, что статистику тогда выдумывали. Да речь и не идет о той статистике. Не знаю правда, за сколько именно лет Израиль скатился с 79-ого на 89-е место, но что-то мне подсказывает, что речь идет о нескольких годах - т.е. упадок происходит именно в последние годы (может, по сравнению со школами центра страны 50х тоже есть упадок, но речь явно не об этом).

Насчет частных школ у меня пока нет определенного мнения. Какое-то количество частных школ и так существует в Израиле, но общие показатели от этого не лучше. Может, нужно еще больше частных школ, а может, общие показатели вообще не важны, не знаю...

Reply


Leave a comment

Up