Фото:
http://eclectic-magazine.ru Доброго. Один из читателей задал мне вопрос относительно "утопичности" системы общественного транспорта в классическом понимании и привел в пример дизайнера Пирожкова разделяющего такую точку зрения. Человек не простой, за его плечами есть соответствующее швейцарское образование и работа в ведущих концернах мира, а поэтому стоит подготовить отдельную публикацию.
Давно наблюдаю картину, когда талантливые дизайнеры имеют свой взгляд на жизнь. Очень часто это красивые, на первый вгляд утопии, которые по понятным причинам не могут быть реализованы. Понятно, что человек креативный часто поставлен в рамки из которых ему хочется вырваться. И такой свисток ему нужно давать, однако в таких вещах необходимы иные знания. Безусловно в данной ситуации интересно то, что такой человек прошел Швейцарию, которая готовит не людей, но "машины успеха" в своей узкой специальности.
Для начала тот самый комментарий:
"Александр, есть вопрос. Вот в последнее время в России поднимают вопрос ОТ класса ультра-секс уровня хай-тек, а вдруг это прошлый век и никому не нужно? Но, как известно, мы отстаем от развитых стран лет так на 30-50, и может стоит перепрыгнуть этот разрыв при помощи чего-то совершенно нового.
По некоторым оценкам, рынок летающих автомобилей будет больше, чем нынешний рынок автомобилей. И если реально появятся летающие автомобили, а появятся они очень скоро - множество компаний работают над этим, то людям уже не придется зависеть от ОТ и они смогут жить где угодно на большом расстоянии, который НОТ не сможет покрыть. И такой транспорт позволит людям прилетать из точки А в точку Б напрямую, без использования ОТ.
Это, наверное, даже перспективнее и дешевле, чем строить ВСМ через всю Россию. И никаких дорог. Вот в России есть человек, который этим занимается - Владимир Пирожков (погуглите, с ним много интервью и лекций).
Интервью с ним.
Я не говорю, что исключительно "за", меня больше беспокоит вопрос того, что деньги, которые планируют потратить на развитие ОТ по всей России, вскоре, в течении 10-15 лет, окажутся потраченными впустую на уже никому ненужную инфраструктуру"
Вопрос понятен, давайте думать вместе.
Владимир Пирожков
"Однажды, еще будучи студентом, он увидел в газете фото знаменитого швейцарского промышленного дизайнера Луиджи Колани (О нем можно
почитать тут и еще
тут, прим. А.М.), позировавшего на фоне разработанной им новой модели автомобиля Chevrolet Corvette. «Вот это дизайн! - вздохнул Владимир. - А мы тут какими-то тракторами занимаемся!» Под впечатлением от увиденного он написал Луиджи Колани письмо, в котором высказал свое восхищение и выразил робкую надежду поработать под его руководством.
Пирожков, родившийся в Кишиневе, выросший в Тольятти и учившийся в Свердловске, о Швейцарии тогда мог лишь мечтать, но Колани неожиданно пригласил его на двухмесячную стажировку, которая обернулась двухгодичным контрактом. В студии Колани Владимир проработал два года: создавал флаконы для парфюмерии Yves Saint Laurent, спортивную одежду и обувь Adidas, разрабатывал компьютерные клавиатуры, велосипеды и автомобили. Затем была учеба в престижной школе дизайна Art Center College of Design в городе Монтре на западе Швейцарии. Следующие пять лет он проработал на Citroen, а еще семь - в студии Toyota Europe Design Development в Ницце.
С 1994 года работал в компании Citroen, где разрабатывал интерьеры ряда моделей и занимался рестайлингом. С 2000 года - старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota в Ницце, участвовал в создании моделей Yaris, Auris, Corolla, Avensis и концепт-каров MTRC и UUV. В 2007 году основал в России центр промышленного дизайна и инноваций «Астраросса». Одним из первых проектов центра стала разработка раскраски и элементов фирменного стиля нового пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100.
Сам Aero G может двигаться на автопилоте, используя встроенную систему навигации - тоже российской разработки. Разумеется, наличие автоматики не означает, что пилоту не нужно учиться.
если в России будет создан персональный летательный аппарат стоимостью до $150 тыс., он имеет все шансы стать конкурентоспособным экспортным продуктом."
ссылка Еще раз подтверждает тот факт, что с одной стороны швейцарская школа чрезвычайно сильна.
А с другой то, что на самом деле можно сделать специалиста мирового уровня из самого обычного человека, вложив суперзнания и раскрыв талант. Необходимо лишь упорство и желание, а главное изучение языков.
Неоднократно говорил, что важны не деньги, а знания. Ничем мы от швейцарцев не отличаемся, отличие только в самой школе и подходе. Мы можем и должны построить такую же страну, с инфраструктурой, заводами, огромными зарплатами и отношению к человеку и окружающей среде, которая обойдет большинство развитых стран. В этом сегодня заключается наша главная задача.
Выбирая Швейцарию, мы выбираем цель, которая позволит на ступень быть выше ЕС и на две-три ступени быть выше чем тотальная неэффективность США, проигравших битву другим развитым странам вставших на путь интенсивного развития.
Утопия
Вернемся к идее Пирожкова. По идее если он хочет заниматься транспортом на таком же уровне, на котором он занимался дизайном, ему следовало бы получить еще одно швейцарское образование в области пространственного планирования. И поработать с лучшими планировщиками Швейцарии, которые с успехом максимально эффективно решают задачи 21 века. Это мое мнение.
К сожалению, сама по себе идея массового летающими автомобилями утопична и вредна. Она не решает базисных проблем, стоящих сегодня перед развитием городов и земель. Площадки понадобятся в любом случае. Инфраструктура должна будет растянуться, одновременно с этим личное пространство человека сильно пострадает.
Этот вид транспорта ставит жирный крест на швейцарской идее сверхэффективных компактных городов, доказавшей свою выгоду в развитии народного хозяйства. Заменить трамвай или троллейбус они не могут. Неужели вы думаете, что кто-то будет одну остановку на них летать? Это глупо. Вопросы хранения.
Дальнейшая дифференциация населения по имущественному положению. Летающая машина будет стоить от 150 тыс. долларов. На финальной стадии, уверен, цена вырастет до 300. Вы же сами все понимаете. Но даже 150 будет означать, что этот транспорт будет доступен единицам в отличие от хай тек в области троллейбусов, трамваев и электричек Швейцарской Конфедерации. В которой и миллиардер, и обычный продавец Migros ездят в невероятном троллейбусе ценой в 1,3 млн швейцарских франков. И обо по большей части сидя, а не при такой загрузке, при которой локоть одного не оказывается у носа другого.
Только в СПЭ додумались в миллионниках использовать односекционные троллейбусы, трамваи и троллейбусы. В швейцарских городах от 50 тыс. автобусы техника сочлененная. В том числе троллейбусы с двойным сочленением. Безумно дорогой троллейбус хай тек произведенный в Швейцарии оказывается много выгоднее односекционного трамвая в СПЭ, который из помоев латают уже 30 лет.
Про электрички новейшего поколения и говорить не приходится. Совсем скоро Штадлеры будут в Аэроэкспрессе и все постсоветское пространство, да и Европа, будут просто ошарашены технологиями, комфортом и очарованием швейцарского хай тек.
Подобная техника принципиально снижает разницу между богатыми, средним классом и самыми простыми людьми. Современные наукоемкие автомобили, а особенно летающие, в условиях разрухи и деградации дифференцируют. В СПЭ это будет просто разрушительно.
Когда я читал эту очередную утопию меня посетила мысль. К чему все это, если все тоже самое уже было? Велика ли разница с Аистом, дешевым самолетом больших возможностей Fi-156А? По данным
http://www.airaces.ru«разбег составлял всего 50 м, а при встречном ветре был ещё меньше. Для посадки же хватало 20 м!»
Возможности были столь интересны, что тащили все. Опять же по данным эирспэйс:
"ОКА-38 «Аист» - советская копия Fi-156А, разработанная под руководством O.K. Антонова. Двигатель -6-цилиндровый МВ-6 (240 л.с). Прототип испытывался осенью 1940 г., весной 1941 г. велась подготовка к серийному выпуску на заводе № 465 в Каунасе, но из-за начала войны ни одну машину изготовить так и не успели.
Прототип Fi-156V2 в начале 1941 г. отправили для нужд авиации Японии. Там «по мотивам» «Шторха» спроектировали собственный самолет аналогичного назначения - «Кокусай» Ки 76, серийно строившийся с весны 1943 г."
Был налажен выпуск в Чехословакии и Франции. Парк Аистов эксплуатировался в СССР, Чехословакии, Польше, Великобритании, Норвегии, Швейцарии и т.д. А если его сделать из современных сверхлегких материалов? Только зачем если ни его, ни значительно более сложный летающий автомобиль в городах использовать просто нельзя будет? Давайте посмотрим, что ждет владельцев такого «автомобиля».
Да, опять Каунас. С ним, к сожалению, все понятно. Он сегодня так и не успел стать Европой, о чем регулярно пестрит с недавних пор моя лента ФБ. А ведь могут, даже самолет строили.
Технические аспекты
Дамы и господа, вы хотя бы примерно представляете проблемы, связанные с эксплуатацией общественного транспорта в плохую погоду, зимнее время? Обледенение для электричек - это порой проблема, с которой сегодня неплохо справляются. Но все равно это очень сложно и затратно. Токоприемники, контактная сеть. Токоприемники должны очень часто смазываться специальной смазкой для предотвращения наледи.
А как насчет авиации? Вы представляете себе масштабы? Зимой летали или только мягкие места в Турции погреть? Знаете, как прямо перед вылетом с пассажирами на борту весь самолет купают в розовом геле, чтобы не было наледи? Кто купать будет ваш собственный летающий самолет зимой? Сами?
Оставлю тонкости подготовки к полету и проверку техники перед ним специалистам. Они все доступно объяснят. Кстати, многие из вас проверяют автомобили перед каждым выездом так, как этого требуют различные правила? А многие ремонтируют по каждому чиху? Если возьмем электрички, то посмотрите какие там требования, проверки и обслуживание. Упадете. А теперь посмотрите на этот двигатель.
Раз и
два (газета
Коммерсант). Судя по картинкам тут много чего не хватает, но тем не менее, деньжат у вас хватит его обслужить хотя бы разок?
Поэтому для такой машины нужно будет держать специалиста дома для вылета и такого же спеца в месте прилета. С ящиком авиамеханика, обилием токсичных жидкостей и прочего мусора. Даже если это будет аэрокаршеринг, всего этого не отменить.
Безопасность (обновлено)
Кто любит летать наверняка наблюдал как во время посадки и высадки специально обученный персонал выстраивается стенкой со стороны двигателей, чтобы пассажиры к ним не подходили близко. Наверняка есть какие-то еще причины. Кто в нашем случае будет обеспечивать безопасность людей в городе? Это абсолютно бредовая идея. Так это выглядит обычно. Два-три человека и конусы образуют стену. А тут будет гроход над тротуаром около театра - живо разбегайся, "тело" нужно к входу доставить!
Фото: Carfield76
photobucket.com Есть еще одна проблема. Порча транспортного средства. Ключами по машине это одно. А похулиганить с винтами летающего аппарата? Кто в городах будет защищать его? А диспетчерские? Вы представляете себе загрузку аэропортов, когда в небе выстраиваются настоящие карусели очередей на посадку? Какие пробки над крупнейшими аэропортами мира, адская работа диспетчеров. А ведь люди не на работу и в булочную каждый день летают. И тем более не на личном самолете. Подсчитайте сами масштабы утопии.
Окружающая среда, аварийность, нарушение конституционных прав
Представляете себе, сидите на пятом этаже, уснули на диване, а вам окно проламывает такая штука полная топлива. Красиво, да? Смертность и ущерб будут высоки. А ведь пока что ущерб ограничивается улично-дорожной сетью. Полет в плохую погоду это будет игра в рулетку. В любом случае никакой гарантии в бесперебойной работе транспорта не будет.
Фото: astrarossadesign.ru
Если внимательно посмотрите, то на картинке написано Дизель. Все верно. То есть сегодня в развитых странах стоит основная задача в снижении ущерба окружающей среде, а вы, значит, хотите то, что будет гадить везде и всегда. Ребята, это мечты из фильма Метрополис 1926 года. Тук, тук, посмотрите на календарь. Травить людей шумом и выбросами, да еще и прямо под окнами? А сливать антиобледенители куда? В почву? А как вы хотели. Зимой без них никак. Три ведерка перед взлетом берете и выливаете на ваш "автомобиль" перед каждым полетом.
Автомобили портят воздух, но еще и сливают жижы яда текущих ДВС, систем охлаждения на асфальт. А тут будут сливать все это прямо вам на голову. Классно, не так ли?
А потом будете удивляться почему не в состоянии вылечить рак? Удорожание лекарств от рака в десятки раз это катастрофа. Это трупы своих родных и близких. Не зря темой озаботились на высшем уровне. Но вы подумайте о предпосылках.
Кстати, вы знаете как работает обычный квадрокоптер? Помню в Швейцарии такой впервые услышал. Хорошая вещь, но из отеля все постояльцы сбежались. Акустика того места доводила звук до вертолетного. А теперь представьте в размерах. А чего представлять, роликов на ютубе всяких «авиамотоциклов» с пропеллерами полно. Врубайте на полную и наслаждайтесь.
Сегодня автомобили приблизились к феноменальной тишине, а алюминиевые электромобили, троллейбусы и электрички просто поражают своей бесшумностью. Поэтому пока не будет изобретен другой вид двигателя для подобного класса летательных аппаратов о безопасности для человека (в том числе по шуму, воздушному потоку) и окружающей среде, не может быть речи. Забудьте.
Такой летательный аппарат действительно имеет место быть, но за пределами городов. И если я правильно понял, то его автор именно это и имеет в виду.
Только его применение действительно может быть в первую очередь у спасателей. И маленький процент очень обеспеченной категории частников за пределами городов. Учтите, что зимой при крушении в плохую погоду к вам на помощь вряд ли кто дойдет. Если вообще живы будете. Богатый человек сможет обеспечить феноменальный сервис и надежность своего вертолета, а вы?
Забудьте и спуститесь на землю
Ни о какой замене автомобилям, НОТу и шнельбанам в городах не может быть речи. Здесь вы нужнее своим людям и стране. Сегодня нужно думать о том, что нужно вкладывать в идею компактных сверхэффективных городов, которые позволят использовать землю России на свое, а не китайское, благо. Перенимать стандарты SNnorm, SIAnorm, отдавать людям землю и коммуникации под их многоквартирными домами без дополнительных налогов и сборов. Пусть сами обслуживают, это их земля и владения.
Мы снимем нагрузку с бюджета и прекратим недовольство жителей системой ЖКХ, которая не позволяет исполнить все их законные запросы и развивать свое хозяйство в соответствии с возрастающими потребностями. Людям надоела деградация и безнадега. Сегодня ситуация складывается так, что интерес людей выходит за пределы своей квартиры, они становятся той опорой, которая не позволит деградантам и бракоделам загнать нас в категорию банановых республик.
С другой стороны, задача управленцев только расширяется. Максимально эффективно развивать, строить городские и пригородные коммуникации, инфраструктуру, систему НОТа которые для экономики будут рациональны и не лягут неподъемной ношей из-за непомерной растянутости.
Количество городов и населенных пунктов увеличится и люди смогут наконец-то пользоваться благом «большой земли», проживая в комфортабельных домах на 5-10 квартир, оборудованных лучшей техникой и коммуникациями. Именно при таком подходе можно будет создать эффективную экономику и мощный средний класс.
Важно то, что система НОТа должна будет стать принципиально убыточной с уровнем субсидий, как минимум, на швейцарском уровне в 50%. Но это позволит отбить в десятки раз больше в экономике городов. И здесь ни один летающий автомобиль не позволит добиться швейцарской эффективности, процветания и комфорта для городов.
Но если вы начнете прыгать и ликовать с целью запуска летающих автомобилей в городах, то на тротуарах вас не только будут распихивать ведра с болтами с целью доставки очередного обленившегося и плюющего на всех тела к входу в театр/салон красоты/офис, но на этот раз будут давить на тротуаре с воздуха. А вы в раскоряку в минус 20 будете топать с тяжелыми сумками по пол километра в поисках перехода, который внезапно окажется подземным. Так может быть наконец поработаем на благо большинства и своей страны по-швейцарски?
С уважением, Александр Мостовой