Каунас. Почему Литва не хочет быть Европой.

Oct 23, 2016 18:56



Andrius Aleksandravicius

Доброго. После публикации прошлой статьи, если заметили, появился один весьма несдержанный человек, который основательно напортил в комментариях, закидав их кучей фотографий заборов своего любимого Каунаса. Он меня давно просит сделать сравнение Литвы по его фотографиям и аналогичным фотографиям России/Швейцарии которые я найду.

Но тут его просто прорвало. Проблема в том, что он хочет сравнить одну архитектуру частных домов, его фотографии даже старательно обрезаны. А для меня архитектура без качественного пространственного планирования ничего не стоит. То есть работы муниципалов и регионалов над тем, что до забора личных участков. Поэтому я просил его подготовить фотографии всего остального. Но он этого не хочет, позднее я понял почему. В результате вместо более эффективных дискуссий о безопасности дорог мы обсуждали каунасские заборы и почему Литва не является Европой и не хочет ей быть. Но после такого комментария (под катом) он достучался и получит репортаж по полной. Вернее, два.

Сегодня мы поговорим об инфраструктуре, а в другой раз об архитектуре. И вы узнаете, существуют ли правильные руки у архитекторов в России и нормальные частные дома, за которые мне не стыдно перед развитым миром. Если, разумеется, наш литовский товарищ на этот раз будет хорошо себя вести. Цивилизованно, уважительно и по-европейски. А может быть даже оплатит символическую сумму специалисту, который сейчас трудится над переводом швейцарского стандарта TEDnorm 2015, благодаря которому можно будет делать эффективные качественные и привлекательные улицы не только в Швейцарии, но и в городах на постсоветском пространстве. Итак, имел ли я право после комментария ниже, не полезть в Гугл мап и совершить виртуальный тур по городу, который на самом деле меня вообще не интересовал…


Тема моего скромного и небольшого изыскания
Инфраструктура города, общественный транспорт, дороги и безопасность, способность комфортно передвигаться без машины, порядок того, что находится за пределами квартиры/дома, привлекательная городская среда.
На самом деле для того, чтобы хорошо изучить город необходимо потратить огромное количество времени и найти кучу статистики. Например, посмотреть существует ли пространственное планирование в городе, каковы медианные зарплаты и разрыв между богатыми и бедными. Подробную статистику ДТП, есть ли активные транспортники и планировщики в городе. Надеюсь, что будут люди, которые смогут сделать подробный отчет и сравнение. Это поможет наглядно и экономически обосновать ошибки муниципалов Каунаса. А я попробую визуально оценить состояние города и отношение муниципалов к жителям.

Каунас
По состоянию на 2016 год в городе проживает 297 669 человек (2016), площадь 158 km², плотность 1 884 км². Убыль населения.

Данные по Цюриху и Женеве
Это нам поможет понять каковы ошибки Каунаса и почему город не добился швейцарского или даже простого европейского успеха. По состоянию на 2015 год

Цюрих
По состоянию на 2015 в городе проживает 396 027 человек, площадь 91.88 км², плотность 4 310 чел./км². Прирост населения.

Женева
По состоянию на 2015 в городе проживает 201'164 человек, площадь 15,89 км², плотность 12 333 чел./км². Прирост населения.
Вот так выглядят три города.

Цюрих
Здесь очень хорошо использованы принципы компактного города. Порядок в застройке города, работа архитекторов. Не казарменно-линейная, а правильная с точки зрения человеческого масштаба. В самый престижный район центра города заходит мощная железнодорожная система, являющаяся началом артерий шнельбанов всей метрополии Цюриха и его международным порталом (железнодорожным и транзитным до аэропорта). Очень высока мобильность жителей. Система общественного транспорта и железных дорог развита настолько, что у каждого жителя круги охвата земли значительно выше нежели в городах на постсоветском пространстве. Почему круги? Потому, что первых круг - это пешая доступность, вторая общественный транспорт, третья железные дороги. Добраться на равное расстояние удобнее в Цюрихе нежели в Москве или Омске. Напомню, что мобильность швейцарца на всех видах транспорта (включая автомобиль) и пешком ежедневно составляет порядка 40 км.


Вики
Еще один важный момент, это характерно для Швейцарии. Подчинение инвесторов архитекторам и планировщикам города, интересам города, комфорту жителей, человекоориентированному масштабу. А не наоборот, как в городах СПЭ, где город подчиняется инвесторам, торговцам (в т.ч. нелегальным) и застройщикам. Нелегальная уличная торговля отсутствует, легальная сведена к абсолютному минимуму и в основном представляет собой редчайшие встроенные киоски (как правило, для туристов) в первые этажи зданий и ярмарки выходного дня. Взамен этого бизнес активно вкладывается в развитие торговли на первых этажах зданий по всему городу, осуществляя качественный и удобный для жителей охват районов.

За счёт всего вышеперечисленного привлекательность земли для жителей и инвестиций чрезвычайно высока. Бескомпромиссно развит зеленый общественный транспорт различных типов, троллейбусы и трамваи. Это самая эффективная система в мире. Если хотите покататься на лучших в мире троллейбусах, вам в Цюрих. Невероятный вклад города в модернизацию и строительство трамвайных депо фантастической архитектуры, качества, оснащенности и органичности с жилым пространством.

Женева
Аналогичные плюсы. Добавлю здесь визуально заметную, ярко выраженную границу урбанизированной части города и пригорода. Это огромный плюс и тяжелая работа планировщиков, которая прописывается в стратегиях пространственного планирования. И Цюрих, и Женева, и другие города Швейцарии на 100% используют потенциал набережных, что позволяет добиться максимального вклада в привлекательность своей земли. Аналогично высоко развит зеленый общественный транспорт различных типов, троллейбусы и трамваи. Положительный вердикт системы TOSA и её дальнейшее развитие.


Вики

Каунас
Среди плюсов заметно отсутствие многоэтажной застройки-гетто, которая губит любой город. Сохранение исторического центра и озеленение улиц. На этом все. Несмотря на это видим хаотичное, пущенное на самотек, развитие земель за пределами центра. Нет ярко выраженной границы городской земли, частный сектор строится по прихоти владельца участка, а не с соблюдением муниципальных предпочтений и требований, которые похоже отсутствуют. Развитие города притупляется приоритетом автомобильного транспорта, подходящим даже по широкой набережной вплотную к домам. Отчетливо видно, что даже самый лакомый участок для дохода городской казны и привлекательности Каунаса отдан многополосной дороге. Доступ жителей города к воде ограничен. Без нарушения ПДД пройти к набережной невозможно. Как таковой её для человека тоже не существует.

Отчетливо видно строгое следование позиции Москвы, Киева и многих слаборазвитых стран в этом вопросе. Похоже по аналогичной проблеме любых СПЭ, местные жители и чиновники не желают учить немецкий язык, довольствуясь английским. Очевидно, что именно отсюда в городе мы наблюдаем развитие дорог и улиц гибридной модели между СССР/США уровня 30-60-х годов.

Ведь переводить с английского легче. Итогом является расплата за подобный подход видна на улицах города и пригорода. Далее вы в этом убедитесь. Логична и провальная удельная статистика смертности на дорогах в столь маленькой стране, которая фактически равна статистике США, но не приличных европейских стран и тем более Швейцарии с примерно аналогичными по размеру и населением городами. Не думаю, что литовцы сильно отличаются за рулем автомобиля от русских, швейцарцев и немцев. Вопрос в инфраструктере, которая психологически заставляет нарушать.



sa2ua.com

Транспортная система Каунаса.
Плюсов немного, но они весомы. Сохранение троллейбусной системы, закупка немного нового подвижного состава, хотя и весьма несовершенного, и неспособного конкурировать с комфортом легкового транспорта. Всего в Каунасе на 16 маршрутах 160 троллейбусов. А также имеется еще 168 автобусов. Зеленый НОТ это все плюсы. Огромный минус, который переносит Каунас и всю Литву вместе с ним в разряд стран третьего мира и самых беднейших из них, это маршрутки. В городе семь линий маршрутного такси.

Как и во всех малоразвитых странах с маршрутками, подвижной состав весьма убог, неудобен и подвержен различным ЧП и авариям. В последнее время по аналогии с Москвой стали появляться новые модели маршруток, но проблему самих маршруток, разумеется это не снимает. Работают они в ущерб развитию системы общественного транспорта и интересах города, как и в Москве или Омске.



www.diena.lt

Стыд и позор любого европейца...


lrytas.lt

Примерно так выглядит прошлое Москвы и текущее состояние малоразвитых стран, в том числе африканских. Для Европы это нереально.


www.15min.lt

Замена новыми моделями ситуацию не меняет. В любом цивилизованном городе маршрутка является нежелательным паразитирующим отбросом транспортной системы и экономики города, место которой только на свалке. Настоящим транспортом является только глубоко убыточная, по своей природе, но эффективная муниципальная система оснащенная зеленым подвижным составок класса хай-тек и сопутствующей инфраструктурой. Маршрутки, раздутые модели на их базе, ПАЗообразные "грузовички" являются африканским и недопустимым видом транспорта.


www.15min.lt



Lrytas.lt

Правда есть ростки того, что некоторые люди понимают убогость развития Каунаса и пытаются сделать нечто более правильное. Однако кроме архитектуры похоже подход все тот же советский.


www.kaisiadorieciams.lt

Из хорошего. Условно новые троллейбусы


trollino.mashke.org

И старые


Lrytas lt

Небольшой найденный мной фотоотчет о поездки в Каунас можно посмотреть вот тут.

Виртуальное путешествие
Теперь посмотрим Гугл мап, почему человек так старательно скрывал от нас инфраструктуру города и пригородов, транспортную систему и все остальное. Почему жители зачастую предпочитают родной земле глухие заборы.

v_gardens отчаянно закидывал меня примерно такими домиками

v_gardens

И дикими постсоветскими заборами, которые видимо должны говорить о развитости страны и высоких позициях в международных рейтингах. Но о заборах и домах в другой раз.


v_gardens

На самом деле первое место куда я ткнул на Гугл мап, оказался дилерский центр Krasta Auto одного из немецких автопроизводителей (справа). Что тут? Заборы, ворота в здании и советские дорожные ГОСТы... За четверть века развития 0. А что касается заборов от дилерского центра, то видимо они не в курсе, что даже в Москве у дилеров европейских марок заборы убирают.


Далее ткнул на одну из улиц прилегающего частного сектора. Четверть века без СССР. Никакими TEDnorm и SNnorm даже не пахнет.


Надежно хранят память об СССР, чтобы никакой Европы и близко не было.


Знаете почему так происходит?
Отсутствие стратегии пространственного планирования и идеи компактных городов над которыми должны работать лучшие в мире планировщики. В итоге инфраструктура вытягивается, земля становится неприспособленной для мобильности человека, круги мобильности сужаются. Заметил, что в Каунасе практически полностью отсутствует малоквартирное строительство. Есть частные дома, есть много квартирные. Выпадает целый класс населения, который мог бы компактно проживать на территории высокой комфортности в идеальных 2-8 квартирных домах. Вся Швейцария живет этим, поэтому города и пригород такой развитый. Здесь от этого страдает и транспортная система.

Возить автобусы ради 5-8 человек по таким территориям... В результате автомобилизация и следовательно огромные и сверхширокие дороги в городках на 300 000 жителей, которых зачастую не часто встретишь даже в многомиллионных городах. Вся Литва лишь 3 млн. человек на территории чуть большей чем Швейцария. Такой подход никогда не позволит Литве стать эффективным государством, с эффективным управлением землями и высокой отдачей вложений. Всегда будут лужи, грязь и разбитые дороги там где живет большое количество людей.

В результате растянутую инфраструктуру невозможно содержать! То есть физически и финансово это нереально для любой страны мира. Слишком дорого и неэффективно. Поэтому когда швейцарские планировщики решают задачи модернизации постсоветских городов, они прописывают все эти вещи и начинают работу с принципиальных иных стратегических вещей и идей компактных высокоэффективных городов.


Среднестатистическое жилье среднего класса. Архитектура не фонтан, но более менее порядок, правда заборы. И чтобы добраться сюда нужно изрядно вываляться в грязи, растрясти позвоночник на разбитых дорогах, предварительно погоняв на абсолютно неприглядной серой широкой и сверхопасной магистрали.




Вполне обычная картинка для постсоветского поселения на территории РФ, но никак не Европы и Швейцарии.


Поэтому и заборы...




Видимо для того, чтобы спрятаться от всего этого, жители строят глухие заборы. И наверное боятся друг друга как мы в 90-х. Починил крышу, заштукатурил кирпич, купил профнастил и поставил глухой забор. Молодец, помог Литве азиатчиной. В России и на Украине это тоже любят. И ведь это не в СССР так было. Заборчик новенький, вроде как стали условно-независимыми.


К частному сектору и архитектуре мы еще вернемся, а сейчас вернемся к инфраструктуре. Дороги и перекрестки одни из самых опаснейших, которые я видел на постсоветском пространстве. В лучшем случае делают разделители с газоном. Но проблема в ширине полос, всего пространства и конструктивных мер по снижению скорости. Пешеходные переходы встречаются в исключительных случаях.

По идее европейский подход в наличии отдельного автобана и безопасной загородной дороги. Но в Каунасе и пригородах развивают советские гибриды. Отсюда высочайшая смертность. 10,6 человек на 100 000 населения, в США аналогично Литве 10,6. В настоящей стране Европы Швейцарии 3 человека. Очевидно, что надо было не американские бумажки читать, а учить немецкий и изучать швейцарские.


Зачем стране с 3 млн. населением в пригороде Каунаса такой ад?


Пожалуй, типичная земля любой СПЭ. Все лучшие начные умы, инженеры и специалисты по дорогам Литвы за 25 лет придумали как обезопасить пешеходные переходы. Как и в России они просто обклеили вокруг знака светоотражающую пленку. Ау.... В Швейцарии уже второй стандарт по пешеходным переходам вышел! Даже в РФ к этому бардаку хотя бы европейскую желтую разметку зебры добавили.


Глядя на все это безобразие, которое можно встретить в любом городе РФ или Украины можно сказать одно. Да, хочется закрыться от всего этого заборами. К счастью, в городах немного привели в порядок. Конечно, все это абсолютно далеко от Швейцарии с её продуманными землями в которых промзона выступает в роли компактного, но эффективного и легко доступного для человека пространства.


Вот этот фасад "под Европу" подойдет для съемок кинофильма, но не для безопасности пешехода. Если не брать качество, то действуют древние советские и амерканские ГОСТы 50-х годов когда надо было красить в черно-белый и все. Мы уже обсуждали этот вопрос подробно. И да, здесь вместо ОБ простые знаки, что не во время аварии может нанести еще больше увечий. Из таких мелоче и складывается статистика Литвы.


С логикой у них все плохо. На такой трассе 50. Какой адекватный человек будет держать 50 км/ч на этой дороге?...


А в жилой зоне частного сектора "зона 50". Для фильма сойдет. Только в Европе "зоны" делают 20 и 30. А за городом на дорогах скорость 80.


Тут нам предлагают 50. Ладно, 50 так 50...


Советский подход не искореним даже через 25 лет. Литва просто кричит: "Я хочу быть только советской, хочу только советские ГОСТы!"


Маршрутки.


Такое "Евро" есть в любом городе России, на Украине и в Азии. Но не в Европе.


Уже объяснил почему здесь ничего нельзя сделать. Менять нужно планировщиков.


"Въезжаем" в город.


Зачем городу в 300 000 аж 8 полос? В миллионниках России такое не часто встретишь. От парковки на транспортноориентированных улицах у швейцарцев ужас будет. Лично видел в Москве как водитель выезжал с парковки задом, а другой, как любят говорить читатели "двигающийся с комфортной для себя скоростью", красиво влетел и с трамплина сделал переворот на крышу. Зато все водители довольны. И скорость "комфортная" и парковки куча.


Тут нужны мои комментарии?


Тут даже что-то пытались что-то сделать. Но потом бросили. Про европейскую оранжевую разметку в России слышали и делают. В Каунасе не знают.


Вот из России. Хотя бы с Америкой как в Литве не скрещивают. Получается просто гибрид СССР/Европы. Явно лучше чем было.


Зеленые улицы это хорошо. Но следят за деревьями как у нас, почти не следят.


Если не умеете, лучше не делайте. Тротуар... Плохо положенная плитка хуже чем плохой асфальт. Ворота с забором недопустимы в городе.


Иногда инвесторы любят портить здания. Мы это прекрасно знаем.


Подземных систем раздельного мусора до сих пор нет.




Как в России и на Украине здесь встречается вот такое отношение к зданиям. Просто закрасили часть здания другой краской, чтобы создать ощущение новизны.


Тротуары...


А тут мы можем поучиться. Грамотно оформленное общественное стространство. Правда, нужны скамейки, столбики с пакетиками для собак и другое оснащение.




Аналогично России, Украине и Азии остановки общественного транспорта паразитируются торговлей. Посмотрите на пустые первые этажи зданий слева. Если бы торговля была там, улица стала бы живой и любимой людьми.


Часто в Каунасе на первых этажах жалюзи. Улица становится мертвой. Очень похожа на наши старые улицы.


Нельзя строить ТЦ, если не наведен порядок с уличной торговлей, а вокруг на первых этажах её нет. Сначала нужно оживить улицы.




Пока еще не инвестор подчиняется городу, а город инвестору. Улицы теряют привлекательность у среднего класса, обеспеченных граждан и туристов. Экономика страдает. Швейцарцы за такое очень больно накажут.


Парковка вгрызается в тротуар. Ширину полос нужно сокращать. Посмотрите, почти в два раза шире автомобиля. Веделенная полоса для ОТ это хорошо.


Автобусная станция в худшем представлении по типу наших в 90-х годах. Зато вокруг уличная торговля и ларьки, чего быть вокруг станции не должно.


А тут начинается ужас. Приличный человек сюда не пойдет.


Азия. Гадюшник натуральный. К счастью, мэр Москвы Собянин практически всё это снес.


Вокзал. Очень большая проблема. Вокзал для Европы это сердце транспортной системы города. Здесь должен быть миниТПУ для общественного транспорта прямо перед входом. Но Каунас этого не знает. Для человека здесь ничего нет. А улицу сзади лучше не показывать, хотя она на прошлых двух фотографиях. Приехал с вокзала, почувствовал себя отбросом на празднике машин, а затем попал на улицу в Азию с котомками и палатками.


Цюрих. За кадром сзади лучшая улица города. Полупешеходная Банхофштрассе. Перед нами титанический труд проектировщиков. Кстати, под землей тоже пересадочный узел. Здесь все для человека.


Слева от вокзала Каунаса есть небольшой отстойний для транспорта. Возможно он используется в похожих целях? Здесь же вход на платформу с электричками.


Переходы в очень плохом состоянии. Они оснащены хуже наших. На некоторых отсутствует даже элементарная советская или европейская зебра.


Пешеходные улицы
Общественное пространство и пешеходные зоны это индикатор отношения муниципалов к жителям. Посмотрим?


Andrius Aleksandravicius

Пешеходные зоны внезапно начинаются и так же внезапно заканчиваются. Напоминают Арбат, который я терпеть не могу из-за низкоквалифицированной работы планировщиков и самих рабочих. Если не умеешь хорошо делать, лучше не делай. Как и у нас, некоторые владельцы кафе гадят прямо на дороге своими конструкциями. Столики поставить просто так нельзя, надо настил сделать. Молодцы.


Уличная торговля, ларечники. Это не Европа...


Не хорошо и не плохо. Неплохой фонарь и тот испортили советскими украшательствами.






В этой части гораздо лучше. Но правое кафе нужно поучить приличию.


Все баловство заканчивается унижением человека, которого заставляют спускаться под землю и подниматься, чтобы попасть на продолжение пешеходной улицы. Ну да, у нас бы так в глубинке сделают. Наверное.


Нелегальная торговля это индикатор развития города. Как правило, это сети. Остальным надо давать место на ярмарках выходного дня. Подземный переход закопать, оборудовать наземный.


Редко когда можно увидеть нормально реконструированные дома в Каунасе. Да и в России тоже, если не брать улицы, которые сегодня превращены в пешеходные.


Иногда очень хорошая трассировка улиц. Здесь хорошо воспользовались этим, но качество...






Но по большой части выглядит вот так. Что примерно соответствует нашим... Каунас:


Псков
Чем не Каунас? Ах, да, забыли старую добрую советсно-американскую традицию 50-60-х красить бордюры. А в Каунасе помнят и чтят советские ГОСТы. Уважаемые муниципалы Пскова, снесите этот гадюшник на площади, расселите их на первые этажи, пусть платят аренду, а на ней сделайте нормальное общественное пространство произвольной формы с интересными геометриями как в Швейцарии, с фонтанчиком, зеленюшкой и скамеечками.


Тверь
Даже во многом чуть получше. Мне не стыдно за эту улицу в обычном русском городе.


Вернемся в Каунас
А этот гадюшник надо чистить...


Отличная площадь с большим потенциалом. Швейцарцы бы тут первые этажи зданий отдали бы под кафе, рестораны, мороженое и бутики. Провели бы оснащение площади.


Много хороших улиц, но работы еще больше.


TEDnorm 2015 просто рыдает...


Криворукие строители тоже.


Старый фонд страдает. Здесь полосы сузить до евростандарта и внедрить TEDnorm.




Типичный постсоветский город.


Что для Москвы или Пекина хорошо, то для крохотного городка ужас. Этот пример еще раз наглядно показывает, что не в размере дело, а в эффективности подхода к планированию городов и транспортной системы.


Andrius Aleksandravicius

Набережная
Отдана автомобилистам как в Киеве или Москве. Дорога вплотную к зданию. Человек для мэрии тут 0. Перейти на набережную не нарушив?


Даже хуже многомиллионной Москвы. Кстати, тротуар сейчас расширили и поменяли бордюры на аккуратные гранитные, старый снимок...


Но тоже проблема, ни одного переходного перехода. Напомню, всего в РФ 200 000 ПП, в Швейцарии 50 000. В Литве?


На этом фоне обычные российские города выглядят вполне на идентичном уровне. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Но не развалинами.

Псков


Почти правильное ограничение скорости, нужно 20-30.




Сузить дороги и будет много круче чем в большинстве стран Европы, поверьте.


Но города страдают от аналогичной Каусу проблемы. Стадионы ненужного асфальта.


Тверь
Частный сектор. Конечно, после дождя будут проблемы. Но по тем же причинам, о которых написано выше.










С уважением, Александр Мостовой

инфраструктура, Каунас

Previous post Next post
Up