Основные задачи и проблемы пространственного планирования в Швейцарии. Статья издания NZZ

Sep 06, 2016 17:11



Эта статья в швейцарском издании NZZ была любезно переведена для моего журнала racoon_pierre. Швейцарская пресса старается соблюдать интересы жителей, стараясь публиковать наиболее актуальные материалы для развития своей собственной страны. Этот материал является показательным для сравнения с тем политужасом, которым сегодня завалена отечественная пресса. Швейцарские журналисты стараются быть настоящими, а не бумажными патриотами. У них нет цели кому-то что-то доказать. Есть цель построения лучшего на своей земле. Это и есть настоящий престиж государства. Поэтому они стараются правильно акцентировать наиболее важные моменты, что заставляет людей думать о своей собственной стране. В конечном счете, это позволяет Швейцарии добиться именно того уровня, который сегодня считается недостижимым для остальных стран. Несмотря на это статья очень хорошо показывает проблемы недостатка количества планировщиков в Швейцарии и необходимость работы с обществом, школами и ВУЗами для модернизации подхода. Без этого невозможно развиваться дальше. Также я подготовил небольшой собственный фотоматериал.

Убедительная просьба. Не надо ныть по поводу того, что тут показано как там все хорошо, а у нас плохо. Воспринимайте материал как руководство к действию. Рискните хотя бы раз в жизни оторвать мягкое место и добиться хотя бы частично такого же результата на своей собственной земле. 21 век, инструментов и рычагов для этого предостаточно. Итак, поехали.

Пояснения к статье даны швейцарскими специалистами высшего уровня.

Лукас Бюльман (директор консультационного бюро и швейцарской ассоциации пространственного планирования VLP-ASPAN), Франк Аргаст (профессиональный планировщик, президент объединения швейцарских планировщиков, строительное ведомство Цюриха)


Лекцию Франка Аргаста можно посмотреть тут:

image Click to view



Сейчас не хватает хорошо подготовленных планировщиков, которые могли бы помочь кантонам и общинам развивать свои населенные пункты в соответствии с законом. Термин «пространственное планирование» для многих звучит экзотично и порой даже ассоциируется с космическим пространством.

«Вы работаете планировщиком пространства? Занимаетесь внутренней отделкой помещений?» Нам уже задавали подобные вопросы. А также: «Ага, пространственное планирование - теперь Швейцария беспокоится еще и о космическом пространстве?» Такие вопросы означают, что общество вряд ли понимает, что это такое и чем соответственно занимаются специалисты по планированию.

К тому же планирование или развитие пространства - хорошо или плохо реализованное, либо не реализованное вовсе - везде и всюду. Оно задает типовые условия для пространственного развития нашего общества и экономики. (Очень важно, обратите внимание на связь с экономикой, о которой постоянно говорю, прим. А.М.) Планировщицы и планировщики пространства заботятся о том, чтобы организовать населенные пункты, а также транспортно-энергетическую инфраструктуру по принципам рациональности, экономичности, связанности и устойчивости.
Пренебрежение работой с молодыми специалистами
На данный момент характеристика профессии малоизвестна. На протяжении долгого времени в Швейцарии пренебрегали работой с молодыми специалистами. Ежегодно швейцарскому рынку дополнительно требуется примерно 100-120 хорошо подготовленных специалистов по пространственному планированию, что в два раза превышает фактическое количество подготовленных кадров. Каждый год лишь около 60 выпускников, в основном мужчины, получают полноценные, согласно реестру профессий, специальности в области пространственного планирования.

Нехватка специалистов так велика, что многие студенты уже после окончания бакалавриата идут работать в частные планировочные бюро либо в управляющие муниципальные органы.  И из-за огромной нехватки рабочих кадров внутри страны приходится привлекать иностранных специалистов, прежде всего из стран-соседей. Дефицит персонала объясняется сокращением предложений профессионального образования в 90-х годах, с одной стороны, и сильно возросшим спросом с другой.

Уже прошли те времена, когда планирование общин ограничивалось преимущественно отдельными застраиваемыми районами. С принятием в 2013 году пересмотренного варианта закона о пространственном планировании на народном голосовании (Stimmvolk 2013) развитие населенных пунктов должно быть организовано в соответствии с ним.

Врезка с пояснением взята у swissinfo о голосовании (прим. А.М.)

Сокращение площади застройки.

Гораздо меньше общественность дебатировала два других федеральных вопроса референдума 3-го марта, а именно, вопрос о внесении изменений в швейцарский «Закон о районировании и земельном кадастре» («Raumplanungsgesetz»), а также предложение о введении в Федеральную конституцию страны специальной «семейной статьи».
Напомним, что первый вопрос касается проблемы все большего дефицита свободных земель при неуклонном росте спроста на жилую и иную недвижимость и угрозы превращения Швейцарии в бетонную пустыню.

Народу предлагается оценить, насколько разумным было бы резко сократить площадь отводимых под застройку земель, притормозив процесс загромождения Швейцарии жилыми домами, автобанами и безликими торговыми центрами. (Москвичи, ничего не напоминает? прим. А.М.)

Предлагается так же выплачивать компенсации владельцам, чьи участки будут менять свою зональную принадлежность и переводиться в разряд строительных земель. Если же при этом землевладельцы будут получать прибыль в результате роста стоимости такой земли, то тогда 20% от этой прибыли будут отчисляться в качестве налога в бюджеты кантонов и общин (коммун).

Модернизированный таким образом закон призван стать «контрпредложением» на так называемую «ландшафтную законодательную инициативу», выдвинутую природоохранной организацией «Pro Natura».

Инициатива требовала вообще введения жесткого моратория на процесс перевода земель природного, сельскохозяйственного и иного назначения в категорию земель под застройку. В случае, если народ согласится с предложенными правительством изменениями в «Законе о районировании и земельном кадастре», то тогда «Pro Natura» обещала отозвать свою «ландшафтную инициативу».

По данным опросов, проведенных по заказу «SRG SSR», за эти предложения выступают 59% опрошенных. Андреас Кейзер. Swissinfo

Вместо того чтобы дальше расширять территории и сельскохозяйственные земли населенных пунктов, следует развивать уже имеющиеся застроенные зоны внутри них. В Швейцарии стало недостаточно пригодных для людей территорий, поэтому необходимо больше компетентных планировщиков, способных профессионально развивать кантоны и общины. (Одно из доказательств того, что эффективность любой крупной страны, включая США, просто равно нулю по сравнению с Конфедерацией, где с особым трепетом относятся к собственной земле. У них просто нет таких целей, прим. А.М.)

В эпоху растущего населения, интенсивного миграционного движения, высокой мобильности и увеличивающейся урбанизации велики и ожидания от пространственного планирования. Для того чтобы провести умелое планирование, пригодное также для будущих поколений (В рамочку и на стенку, прим. А.М.), необходимы не просто дополнительные кадры, а междисциплинарная команда специалистов, которые должны не просто иметь естественнонаучные и технические способности, но и знать общественные связи, уметь руководить проектами с множеством самых разных участников и находить пути решения конфликтов.

Например, когда речь идет об уплотнении, вопросах уровня шума, транспортных проблемах, защите ландшафта и других спорных моментах, относящихся к пространственному планированию, которые составляют ежедневные заботы планировщика.

Ввиду проблемы с молодыми кадрами, ведущие швейцарские союзы, высшие школы и университеты, относящиеся к пространственному планированию, решили действовать и приняли хартию о поддержке молодых специалистов в этой сфере. Своей подписью под данной Хартией о поддержке молодых специалистов в швейцарском пространственном планировании они обязались усилить, а также координировать подготовку и последующее обучение с целью повышения квалификации пространственных планировщиков, опираясь на современную квалификационную характеристику специальности.

(Весь абзац ниже в рамочку и на стенку, прим. А.М.)
В профессиональных информационных центрах, в школах и организациях, имеющих отношение к планированию, следует рассказывать о квалификационной характеристике и культуре пространственного планирования. К тому же следует выделять больше учебных мест. И, конечно же, на самих специалистах по планированию лежит ответственность за то, чтобы сделать преимущества точного планирования очевидными для каждого. Качественное пространственное планирование подразумевает бережное обхождение с землей и улучшение качества населенных пунктов.
Ключевая роль в политической дискуссии
Пространственное планирование играет ключевую роль в современной политической дискуссии, хоть и существует нехватка хорошо подготовленных планировщиков, способных обеспечить кантонам и общинам гарантированное законом развитие. Качественное пространственное планирование работает с долгосрочными моделями развития, которые получат широкую поддержку у современного населения, но при этом будут достаточно гибкими для того, чтобы суметь организовать пространство в соответствии с запросами будущих поколений. Компетентный планировщик (или планировщица) считается с местом, его культурой строительства, жителями и пользователями, и их представлениями. Именно такие профессиональные и гуманнее планировщики нам и нужны.

NZZ, Август 2016

Надеюсь, что статья вам понравилась. Обратите внимание на то, что несмотря на различия наших стран, проблемы одни и теже. Вопрос не в пресловутом менталитете, а в психологии человека, в психологии бизнеса.

1) Проблемы с застройкой едины и в России и в Швейцарии. Вопрос как эти проблемы решаются у нас и у них?
2) Еще одна схожесть в относительной пассивности общества в вопросах застройки и планирования земель, В какой-то степени у нас на текущий момент очень большая схожесть. Но без понимания общества проблема не будет решаться, так как идеи правильного пространственного планирования усложняются.
3) Вопрос который не был затронут это утечка кадров. Швейцарские планировщики тоже иногда уезжают работать в другие страны и такие примеры мы знаем.
4) Очень правильный вывод швейцарских специалистов о необходимости работы с обществом и изменение подхода к учебным заведениям. Само появление подобных статей за пределами научной среды, в широкой прессе, является весьма смелым шагом швейцарских спецов и журналистов.
5) Интересно провести опрос населения в России аналогично проведенному «SRG SSR» в Швейцарии относительно перевода земель.

Теперь поговорим о нас и том, что нужно заимствовать у конфедератов.

Россия и постсоветское пространство
Так получается, что сегодня в России отсутствует понимание пространственного планирования. Можете спорить, но фактически 100% рыночная экономика, как я уже говорил, лишь в России, На Украине и в Китае. В развитых странах инвестор подчиняется государству, а не наоборот. В перечисленных странах можно готовить любые городские проекты, но все заканчивается, когда бизнесмен хочет вложить свои деньги в застройку или торговлю. Без разницы, легально или нелегально. Суть не меняется. Все летит в мусорную корзину. Подробности уже публиковал в статьях Подчинение и Оболванивание элит.

Результатом является разрастание крупных городов постсоветского пространства и угасание периферии. Очень хорошо различие подхода Швейцарии и России заметно с воздуха. Даже во время полета через европейскую часть страны со стартом из Москвы очень хорошо видно саму столицу, её плотность. Остальные территории выглядят абсолютно бесхозными. Отдельные населенные пункты слишком разрознены и мелки. Вопрос даже не в отсутствии дорог или качества самих построек.

Такое планирование территорий ведет к краху и заведомой неконкурентоспособности страны и её народного хозяйства. В условиях федерального выделения средств населенные пункты и фабрики возможно имеют шанс на жизнь. Но по отношению к развитым странам Европы и Азии шансов просто нет. Содержать территорию с таким подходом губительно. И по сути за последние 25 лет мы наблюдаем её омертвление. В какой-то степени, при данном подходе к планированию городов, федералов понять можно. Поэтому уничтожаются школы, детские сады, электрички и т.д. Так или иначе это понимали и в СССР. Поэтому газа и канализации не было тогда, нет и сейчас.

США
На такие же грабли наступили США. А так как мы 70 лет строили пародию на США под другим флагом, то косяки вышли приличнее. Сегодня в США градостроение точечно начинает менять подход в сторону немецкого и швейцарского. Особенно это касается общественного транспорта и железных дорог. Кстати, американцы только что приняли за образец политехи Швейцарии. На высшем уровне признали, что подготовка технических кадров в Конфедерации гораздо лучше американской. Стоит ли вспоминать о том, что некоторые образцы штатовской военной техники на самом деле являются швейцарскими, которые производятся американцами по лицензии. Смысл копировать страну, которая не является технологическим и экономическим лидером в области интенсификации и эффективности, а заработав кучу проблем пытается собрать с миру по нитке?

Подход Швейцарии
Принципиально иной. Развитие человекоориентированных малых и средних населенных пунктов в пределах четко обозначенных рамок с мощной инфраструктурой, коммуникациями и транспортной системой. Населенные пункты располагаются в пределах нескольких километров. Четкие рамки прописываются в стратегии планирования каждого города. За пределами урбанизированной части города, обрисованной в плане, строить нельзя. Должна быть четкая граница между городским образом и сельским. Она тоже обозначена в плане. Заброшенной земли быть не должно. В первую очередь это плановая экономика (не путайте с советской), которая задает четкие рамки инвестору.

Не инвестор открывает ногой двери муниципалов, а муниципалы стучат по голове инвестора, если ему вздумалось построить или пробить свой проект не так как это требует генеральная стратегия.

- зоны строительства определяет муниципалитет в лице швейцарских планировщиков с образованием мирового уровня (от государственных, до частных, которые занимаются городом). Вот тут можно, а тут нельзя.
- этажность определяет муниципалитет совместно с планировщиками и законом, который не позволяет закрывать вид другим людям и искажать историческую застройку.
- архитектуру определяет муниципалитет и швейцарские планировщики.
- наличие парковок и их количество определяет муниципалитет. При слове ХОЧУ МЕНЬШЕ или НЕ ХОЧУ инвестору легко влетает не место в журнале Форбс, а отдых в комфортабельных швейцарских тюрьмах. Гость, который сначала поднялся на нелегальной торговле, маршрутках, а затем на строительстве гигантских ТЦ и жилых крысятников - это не о швейцарском бизнесмене.

Это вопросы национальных интересов, безопасности государства и граждан.

Очень важно то, что швейцарские планировщики подходят к работе с позиции человеческой масштабности города и других населенных пунктов. Человек должен иметь в пешей доступности все необходимое. Сюда входит радиус качественного охвата территорий и масштабность городской застройки, включая инфраструктуру.

Два круга
Первый круг. Чем дальше человек легко может пройти пешком, тем качественнее ценится работа планировщика. Т.е. никаких препятствий, которые снижают мобильность человека.

Второй круг. Чем проще и дальше человек может проехать на общественном транспорте за определенный промежуток времени, чем шире охват всех территорий в радиусе, тем выше ценится работа планировщика.

Оба круга невозможны без создания мощной ливневой канализации без луж и подтоплений. Никаких "подождите 2 часа" невозможны. Даже 5 минут. Даже в сильный дождь обувь человека под зонтом должна быть сухой. Вода должна отводиться там, куда она попадает. Немедленно и постоянно. Никакие "месячные" швейцарцев не интересуют и не должны интересовать нас.

Масштабность городской застройки и инфраструктуры
Здания должны быть малой этажности. Квартир в каждом отдельном жилом доме должно быть примерно от 4 до 20 в зависимости от статусности недвижимости. Улицы должны быть компактными. Чем меньше проезжая часть, тем лучше. Повышается текучесть потока (и это у них прописано на бумаге), в том числе автомобильного, и решаются задачи "двух кругов". Уменьшение скорости движения. Мачты освещения, элементы инфраструктуры, знаки и т.д. должны быть компактными. Не человек ради инфраструктуры, а инфраструктура ради человека.

Особенно актуально для Омска. В историческом центре с ажурной архитектурой швейцарцы отказались от массивных классических столбов с освещением. Выбираются компактные фонари человеческого масштаба в минималистском стиле. Они не бросаются в глаза, но великолепно выполняют свою функцию. Позже будут иллюстрации. Человек чувствует себя не муравьем среди таких фонарей, а человеком для которого существует эта улица и эти фонари. Одновременно, фонари и другие элементы не оттеняют собой архитектуру и структуру улицы. Это очень важный момент.

Задача инфраструктуры расступиться перед человеком, идущим по тротуару и заслонить его (не нарушая стандарты Швейцарии) тогда, когда это необходимо для его безопасности. Например, столбы "впечатываются" к поребрику на тротуаре со стороны газона или дома, но островки безопасности на пешеходных переходах оснащаются мощными, но эстетически продуманными и компактными толстостенными болванками.

Натуральные отделочные материалы предпочтительны, но они не являются самоцелью швейцарцев. Их использование рационально и никогда не является результатом желания показать роскошь или избыток денег. Настоящая цель заключается в создании на 100% работающей безопасной и привлекательной инфраструктуры. Она приносит городу принципиально другие деньги.

Очень важно понимать отличие Швейцарии от богатых арабских стран. В первом случае инфраструктура создается для зарабатывания денег косвенным путем. (привлечение инвесторов, белых воротничков, людей с деньгами, туристов) Во втором случае инфраструктура создается как результат легких денег с целью показать роскошь. Поэтому наша задача изучать первый, если мы хотим слезть с нефтяной иглы.

Общество и пространственное планирование на постсоветском пространстве
Сегодня активные люди, начиная от обычных блогеров и заканчивая муниципалами, смотрят "как там у них в Европе" и пытаются перенять детали, элементы визуализации. По большому счёту это на 60% полезнее чем топтание на месте с советским багажом. Но если смотреть трезво, то процесс аналогичный замене сидений, рулевого управления и системы охлаждения на автомобиле ЗАЗ-968. Для кинофильма сойдет, но Порш не получится. Нужна принципиально иная платформа, узлы и агрегаты.

Аналогично и здесь. Важна стратегическая работа. Качество работ и локальных проектов, безусловно важно. Но с учётом отсутствия правильного швейцарского пространственного планирования они стоят почти ничего. А в условиях, когда вы делаете хорошо, а инвестор, нелегальный торговец и недоархитектор гробит города, работа может пойти в минус. Это примерно, как вы меняете двигатель ЗАЗ на Порш, а "инвестор" вкарячивает тормозную систему от Руссо-балта. Конечный продукт называется ЗАЗ "лечу в канаву".

Вопрос, конечно, сегодня больше не к муниципалам, а к обществу, которое должно создать спрос на "Швейцарию". Муниципалу проще собрать чемоданы и махнуть в саму Швейцарию с семьей, нежели бодаться с инвесторами и торгашами. А вы бы так не поступили? Помните, что случилось с Ширшиной, когда она решила немного наступить на маршруточников, снизив цены на проезд в троллейбусе? Конечно, от муниципала многое зависит, но надо понимать силы. Сегодня муниципалы даже с хорошими побуждениями не могут противостоять в одиночку "100% рыночной экономике" с её пробивными "инвесторами".

Вопрос не в "запретить и покарать". Вопрос в изучении швейцарского опыта, знаний и его распространение в обществе и научных заведениях.

Теперь немного личного фотоматериала для наглядности
Швейцария из летательного аппарата. Видны населенные пункты и их уровень развития, сбалансированность, влияние железной дороги, трассировка улиц. Вдоль железной дороги в России практически всегда безнадега и отсталость. В Швейцарии всегда вокруг железки кипит жизнь. Не путать со словом коптит, да? Качественное жилье, фабрики, крупные заводские сервисные организации для юридических лиц. Смотришь из окна поезда, везде кипит жизнь. Вот там делают строительные материалы, вот тут медтехнику, здесь известный мировой концерн, тут ремонтируют автобусы, а здесь создают вытяжные системы... В России железка просто не используется. На постсоветском пространстве железная дорога сегодня представляет собой негативную территорию. ЕС выделяет средства на её модернизацию новым странам-членам из специальных структурных фондов. Необходимо пересматривать подход, менять поезда, перроны, строить системы миниТПУ. Советская система в этом плане абсолютно ущербна. Начиная с высоты перронов, уровня шума и заканчивая инвалидность в отношениях с обычным общественным транспортом. В Швейцарии создание/модернизация миниТПУ с небольшой ЖД станцией стоит порядка 9,5 млн франков. Это позволяет строить вот такие чудесные городки.

Везде жизнь. Так люди любят свою Родину и землю. Под жизнью я подразумеваю наиболее эффективное и привлекательное развитие земель.


Это столица Швейцарии. Её бы могли застроить как Москву или Киев, истощая всю страну, но задача грамотного планировщика создать коридор, по которому земля будет развиваться. На самом деле столица от этого только выигрывает. Люди привозят сюда свои деньги, несмотря на крах швейцарской банковской системы. Большие деньги. Они гораздо больше того, что может урвать несозидательный застройщик или торгаш, желающий поработить город, создав нелегальную уличную торговую сеть. Пока общество поддерживает эти тенденции, невозможно построить "Швейцарию".


Планировщики Конфедерации четко прописывают в территориальной и транспортной стратегии такое понятие как "граница урбанизированного пространства". Нельзя, даже если очень хочется. Тот, кто посягнет будет предателем Швейцарии.


Это позволяет создать привлекательное пространство, единение горожан с природой. Человек не оторван от природы, как в городах США. Она его окружает, достаточно лишь проехать или пройти 2-6 километров. Земля обустроена. Заброшенных или транзитных земель нет. В России может быть точно так же. Кстати, это дополнительная поддержка сельского хозяйства. Можно жить на природе в малоквартирном доме и 5-10 км проезжать до города на комфортабельном Штадлере. Поэтому люди живут дольше.


Архитектура охраняется законом. Никто не имеет права делать вопреки швейцарскому плану. Обратите внимание, в историческом центре все дома старые, даже цвет примерно одинаковый. Изумрудный город. Нелегальной торговле в Швейцарии давно объявлена война. Вся торговля на первых этажах. В этом плане решение Собянина непопулярно, но правильно и необходимо. К сожалению, не слишком активно выполняется.


Архитектура новых районов исключительно модерн. Никакой жалкой пародии на классику. Хотите классику, покупайте исторический дом и вкладывайте деньги. По тем стандартам, чертежам и зачастую с теми же материалами, если они теперь не запрещены как асбест, включая хризотиловый. Так строили и в СССР в эпоху конструктивизма, а теперь выжигают в прямом смысле.


Муниципалы, планировщики и официальные архитекторы решают, что строить и как. Что должно находиться за пределами двора на улице.


А что внутри. Внутри дворы без машин. Наши "инвесторы", торговцы, чиновники и их ближайшие родственники очень ценят такой подход в Швейцарии. Квартиры расходятся как пирожки, даже несмотря на адские цены.


А это пункт ремонта и хранения мусорных систем, которые были изображены на фотографии выше. Эта система экономит кучу денег государству! Для жителей тоже одни плюсы. Никаких бомжей, крыс и вони.


Из улиц можно выжать максимум. Это идея "компактного города". Она прописана в стратегиях развития швейцарцев. Можно настроить крысятники с проспектами. Но тогда экономика и страна зачахнет. Для развития необходим человеческий масштаб улиц. Здесь удобно ходить, ездить, просто находиться. Здания, инфраструктура, компактность. Торгаши не пристают и не портят вид города. Сюда едут туристы, везут деньги. И никакой Варламов не напишет о том, что нет инфраструктуры, все раздолбано. Обратите внимание на фонари. А могли бы шикануть как в Омске! Но Цюрих не настолько богат, чтобы быть расточительным.


МиниТПУ без торговли. Вся торговля и реклама вычищена каленым железом. Задачи у транспортной системы и торговли прямопротивоположные. Торговля паразитирует на транспортных и основных пешеходных потоках, снижая эффективность работы транспортной системы. Поэтому торговля только на первых этажах. не для того швейцарцы по лимону троллейбусы закупают. Здесь на остановке и трамваи, и троллейбусы. Важнейшая глава серьезных работ швейцарских планировщиков.


Даже из маленьких улочек можно выжать максимальный эффект. Чем они и занимаются. Дешевые материалы. Основные деньги вложены в качественные коммуникации.


На постсоветском пространстве в подобных местах обычно помойки и мертвая земля. И тут швейцарцы выжимают все соки. Это приносит плоды. Рядом куча приличных гостиниц. Омичи, кажется у вас есть аналогичный по красоте мост? Храните его.


Задача инфраструктуры поддерживать компактность городов, человеческий масштаб. Смотря на эти фотографии кажется, чего переживают швейцарцы? Но они всегда в поиске и развитии. Не могут люди сидеть на диване и обсуждать другие страны. Они хотят жить будущим, творить его, одновременно защищая память предков и их наследство. Не на бумаге или в речах по праздникам, а на деле.


Инфраструктура расступается перед пешеходом. А мощная ливневка гарантирует удовольствие в любую погоду. И люди везут деньги!


Мачты освещения. Никаких кожухов, мешающих проходу. Все столбы вжимаются к стене, расступаясь перед человеком. Понимаете, что надо делать?


Органичность транспортноориентированных улиц и объектов различного назначения. Справа трамвайное депо. Новое трамвайное депо, да? То, что строят сегодня в Киеве и Москве для жилья это позор по отношению к архитектуре этого швейцарского депо. Опять же, никакой нелегальной торговли.


Рискните найти фонари освещения. Подсказываю. Модерн, по центру фотографии на той стороне улицы. На нем знак, запрещающий парковку. Исполинские фонари оттеняют улицу, не унижают и не принижают человека, поэтому они от них отказались. Масштаб и дизайн привлекательный. Люди смотрят в будущее, ради детей. Никакие объекты не мешают пешеходам. Ничего лишнего, только необходимое для комфорта.


Все работы выполняются так, что рядом можно не испытывать муки. Я уже публиковал швейцарские документы с рекомендациями и картинками как этого достичь в offentlicheraum.




Именно так должен выглядеть идеальный пешеходный переход по SNnorm и TEDnorm. На текущий момент из всего что я видел на постсоветском пространстве максимально к нему приблизился Омск! Польша, Литва и Украина пока отдыхают. Кто рискнет сделать точную швейцарскую копию?


Только магазинам на первых этажах разрешается выставлять продукцию на улицу. Остальная нелегальная уличная торговля за 100 лет выкошена как класс. Иначе Африка. Исключение только уличные ярмарки выходного дня. А вот и новый фонарь. Установлены в 2014-2015 годах, вместе с точечной реконструкцией улицы. Тогда же сделали решетки и обрамление для деревьев, высадили новые.


Торговля в транспортной системе отсутствует. Исключение только центральные международные вокзалы, где стоит задача снять остаток валюты с иностранных туристов.


Хотите или нет, но необходимо понимать культуру торговли. Сегодня это касается всего постсоветского пространства. Все эти ломбарды, ларьки и прочий хлам надо убирать. В Варшаве вообще беда. Уже в Москве нет столько хлама-пристроек с ломбардами как в Варшаве. Город надо чистить. Позор.


Важнейшая подзадача стратегии планирования - создание безбарьерной среды. Доступность для человека. Именно поэтому нельзя поднимать объекты над землей как это сегодня делают с деревьями в Москве. Дерево должно расти в земле, а земля должна быть прикрыта решеткой или галькой. Даже если тротуар широкий, приподнятые участки выглядят визуально некомфортно.




Культура уборки.


Качество работ и преимущество швейцарских стандартов, в том числе TEDnorm 2015, который вы всегда можете скачать бесплатно и использовать в своем городе.




Процветание будет тогда, когда к каждому клочку своей земли будет внимание такое же, какое обеспеченный человек проявляет к своей квартире или загородному дому во время ремонта или строительства.




С уважением, Александр Мостовой

Швейцария, инфраструктура, планировка

Previous post Next post
Up