Белоруссия на пороге выборов

Nov 08, 2010 00:35


После перехода в январе текущего года на новые условия поставки российской нефти в республику (6,3 млн тонн беспошлинно, вся остальная нефть - по мировой цене) белорусские власти были вынуждены отменить экспортные пошлины на нефтепродукты: импорт нефти с пошлиной - экспорт нефтепродуктов без пошлины, напоминает издание. Российский вариант предполагает иную схему: импорт нефти без пошлины - экспорт нефтепродуктов с пошлиной (которая уходит в российский бюджет). Вроде бы "то на то", но с определенной уверенностью можно предположить, что действующий вариант позволяет белорусским властям зарабатывать несколько больше, чем позволит российский вариант. И речь идет не только о деньгах. Деньги можно уравнять выводом белорусских НПЗ на максимальную загрузку мощностей, что, правда, отрицательно скажется на рентабельности самих предприятий. Уравнять же все остальные преимущества и выгоды не представляется возможным, говорится в статье.

Без всякого сомнения, российский вариант идет вразрез с принятыми в стране концепциями, стратегиями (и т.п.) энергетической безопасности, отмечает "Белорусский партизан". Предложение Шаталова означает возврат к единственному (монопольному) поставщику нефти - можно будет забыть о поставках нефти из Венесуэлы, Ирана и прочих других регионов, поскольку закупка такой нефти по мировым ценам в условиях введения экспортной пошлины просто поставит на колени белорусские НПЗ. При этом Россия никогда не пойдет на такой вариант, при котором нефтепродукты из российской нефти будут экспортироваться с пошлиной, а нефтепродукты из венесуэльской нефти - без пошлины. Тут бы для начала разобраться, как учитывать нефтепродукты, произведенные из добываемых в республике 1,7 млн тонн нефти.

Эта проблема решается только одним способом - через создание прозрачной для всех членов Таможенного союза системы контроля экспорта нефтепродуктов, которая позволит России в режиме онлайн достоверно отслеживать каждую тонну нефтепродуктов, перемещенную за пределы ТС, говорится в статье. Готовы ли авторитарные белорусские власти к внедрению такого контроля? Ведь такое раскрытие информации автоматически ставит крест на всякого рода скрытых махинациях, демпингах, неучтенных, бартерных и прочих поставках, в том числе и носящих политический характер. При таком контроле уже не покрутишь...

Кроме того, требование о зачислении экспортных пошлин на нефтепродукты прямиком в российский бюджет лишит белорусские власти возможности на протяжении месяца-двух, а порой и дольше (до следующего приезда Чавеса), "вертеть" огромными суммами валютной выручки, серьезная часть которой будет проходить мимо местных финансовых "воротил", пишет "Белорусский партизан". Ну и главное заключается в том, что введение повышенной экспортной пошлины на нефтепродукты до 85-90% от пошлины на нефть приведет к необходимости пересмотра всей схемы работы белорусской нефтянки с точки зрения внутреннего рынка. Следует напомнить, что сегодня поставка нефтепродуктов на внутренний рынок является убыточной для белорусских НПЗ из-за огромных акцизов (около 70% стоимости литра топлива на АЭС) и компенсируется доходами от экспорта. Повысить экспортную цену из-за введения пошлины Белоруссия не сможет - нефтепродукты и так уходят по ценам мирового рынка. Перечисление же пошлины в российский бюджет приведет к резкому сокращению экспортных доходов белорусских НПЗ и в краткосрочном периоде к их убыточности. Избежать убытков можно будет только за счет снижения акцизов (цены на АЗС и без того заоблачные для белорусского потребителя), а это прямая и непоправимая угроза для белорусского бюджета, говорится в статье.

Кроме того, введение повышенной экспортной пошлины (снижение доходности экспорта нефтепродуктов) автоматически повлечет за собой отказ от всех схем перекрестного субсидирования белорусских нефтехимических предприятий, многие из которых являются градообразующими, отмечает "Белорусский партизан". Что-что, а такой расклад белорусские власти вряд ли смогут себе позволить, принимая во внимание переизбрание Лукашенко на 4-й срок с громкими обещаниями о повышении средней зарплаты через 5 лет до 1000 долларов. Российский вариант хорош тем, что он фактически ставит точку в истории нефтяных войн и выводит белорусскую нефтянку на новый, современный уровень работы. Вместе с тем, он может стать могильщиком столь упорно культивируемого в течение долгих лет белорусского социализма, резюмирует издание.

Поразмыслив над скоропалительным комментарием молодого и горячего министра экономики Белоруссии Николая Снопкова по поводу предложения РФ заменить экспортную пошлину на нефть экспортной пошлиной на нефтепродукты, белорусские власти решили выставить на поле боя более опытного чиновника - замминистра иностранных дел Андрея Евдоченко, пишет Агентство финансовых новостей.

Предложение России, озвученное замглавы Минфина Сергеем Шаталовым, всем хорошо известно, продолжает издание. Но все же стоит его еще раз повторить для улучшения понимания. Минфин РФ согласен отказаться от взимания экспортной пошлины на сырую нефть для Белоруссии в обмен на получение всех пошлин, которые Белоруссия будет получать от экспорта своих нефтепродуктов, заявил Шаталов. Не больше, не меньше. И никаких дополнительных разъяснений к этому заявлению российского чиновника пока не последовало.

Однако Евдоченко разъяснил, что РФ предлагает перечислять в российский бюджет даже пошлины, полученные от экспорта нефтепродуктов из собственной и венесуэльской нефти, отмечает АФН. "Предполагается перечисление пошлин от нефтепродуктов, выработанных в Белоруссии из всей нефти, включая венесуэльскую нефть и нефть, которая добывается в самой Белоруссии", - сказал замминистра. Чиновник не уточнил, каким боком он читал сообщения о предложении Шаталова, и какие фразы российского чиновника помогли ему (Евдоченко) увидеть между строк упоминание о венесуэльской и добываемой в Белоруссии нефти, продолжает издание. Такая прозорливость может объясняться только одним - Евдоченко имеет на руках некий документ (письмо) российской стороны, в котором черным по белому более подробно, во всех деталях и нюансах расписано это предложение. Короче, информирован больше, чем все остальные.

Однако это объяснение не работает, пишет АФН. Ибо не далее как в минувший четверг Евдоченко заявил, что Белоруссия не получала от России никаких предложений по официальным каналам. То есть, в настоящий момент белорусским властям известно ровно столько, сколько и рядовому потребителю новостей. В связи с этим, заявление Евдоченко является ничем иным как разведкой боем.

Белорусские власти решили оперативно разогнать тревожащую их тему (пошлины на нефтепродукты, произведенные не из российской нефти) в надежде до начала официальной переписки по этому вопросу получить либо опровержение либо утверждение российской стороны в виде очередного комментария того же Шаталова или, что более весомо, министра финансов Алексея Кудрина или вице-премьера Игоря Сечина, считает АФН. Любой ответ существенно поможет властям сформировать свою переговорную позицию. Вероятно, белорусским чиновникам не позволяет религия просто позвонить российским коллегам и получить необходимые разъяснения, а потому они вынуждены перестраховываться с помощью весьма странных комментариев в прессе, резюмирует Агентство финансовых новостей.

Состоялся визит в Белоруссию президента Литвы Дали Грибаускайте. "Евромост" приводит по этому поводу интервью с политологом Александром Класковским.

"Этот визит вызвал противоречивый резонанс как в Литве, так и в Белоруссии", -заявил Класковский. - "В частности, резко раскритиковала сам факт этого визита белорусская оппозиция. По мнению противников Александра Лукашенко, таким визитом глава Литвы (страны, которая входит в Евросоюз и должна демонстрировать приверженность европейским ценностям, демократии и правам человека) поставила на первый план интересы политического бизнеса и, мол, де-факто поддержала диктатуру перед президентскими выборами. В Литве политический класс тоже по-разному отреагировал на приезд Дали Грибаускайте в Минск. Там есть оппозиция, которая отметила, что, наверное, визит был не совсем своевременным. Но, вместе с тем, надо отметить, что "фишка" политики президента Литвы в том, что она на фоне периода конфронтации Белоруссии с Россией и осуждения диктатуры взяла курс на улучшение отношений с восточными соседями. И вот эту политику старательно пытается воплощать в жизнь. Очевидно, что во время встречи присутствовал экономический и прагматический момент, и об этом говорилось открытым текстом. Мы - страны-соседи. Довольно большая торговля есть сейчас и имеются перспективы развития", - цитирует эксперта "Евромост".

"Литва заинтересована инвестировать в нашу страну, поскольку в Белоруссии еще велик удельный вес государственной собственности", - продолжает политолог. - "Поэтому, конечно, бизнесмены хотят приходить на этот рынок, инвестировать и иметь какие-то гарантии. Об этом тоже шла речь во время беседы руководителей Белоруссии и Литвы", - сказал Класковский.

"Кроме того, есть и еще целый ряд моментов. Обе стороны заинтересованы развивать совместные энергетические проекты, потому что и Литва, и особенно Белоруссия ощутили давление в этом плане со стороны России. Возник интерес кооперации строительства АЭС, потому что опять-таки по известным причинам этот белорусско-российский проект как-то в последнее время застопорился. Надо отметить, что не забыла Грибаускайте и вопросы демократии и прав человека. Этот момент прозвучал публично, но, думаю, что эту деликатную тему обсуждали тет-а-тет. То есть, свою роль эдакого посредника между Брюсселем и Минском президент Литвы выполнила. Смысл этого послания был примерно таков - если белорусские власти хотят сохранить мост на Запад, развивать сотрудничество (а это для Минска тоже очень важно в условиях нынешней конфронтации с Россией), то надо постараться более-менее демократично и прозрачно провести грядущие выборы. Я думаю, что Евросоюз здесь не надеется на какие-то чудеса, но ему надо получить какой-то минимум, чтобы поставить зачет и более-менее удовлетворительно оценить эти выборы. Вот в чем смысл этого визита", - резюмировал Александр Класковский в интервью "Евромост".

"Советская Белоруссия" приводит интервью, которое Даля Грибаускайте дала изданию в ходе своего пребывания в Минске. Грибаускайте высказалась по ряду актуальных вопросов отношений Белоруссии с Литвой и Евросоюзом.

О возможности отмены визового режима: "Чтобы вообще не было никаких ограничений при передвижении, следует сделать очень много домашней работы. Европейский союз должен быть уверен, кто едет, с какими целями, что везет. Речь идет не только о таможенных ограничениях, но и о контроле над криминальными потоками, контрабандой, нелегальной миграцией. И многие другие вещи имеют значение, в том числе и демократизация государства, свобода, права человека. Евросоюз - это сумма ценностей, которыми он готов поделиться. Но тот, кто хочет войти в эту систему ценностей, должен потрудиться. Эти все условия в свое время выполнила Литва. Эти условия выполнили все европейские страны. И сегодня Евросоюз требует этого от своих соседей, которые хотят пользоваться такими же правами, как граждане ЕС. Белоруссии и ЕС придется еще пройти долгий путь, чтобы мы могли полностью доверять друг другу. Но первый шаг сделан. Я поздравляю и вас, и Литву, и Европейский союз. Конечно же, как с Россией, как с Украиной, так и с вашей страной мы будем дальше говорить о свободном передвижении наших жителей, ученых, студентов, рабочей силы. Одну вещь только хочу сказать: если Белоруссия пойдет на более тесное сближение с Европейским союзом, то ЕС будет открыт для Белоруссии".

О "Восточном партнёрстве": "Во-первых, эта идея родилась именно потому, что скандинавские и балтийские страны, Польша хотят этого. Подобная программа только для государств Средиземноморья уже довольно давно действует, там вращаются большие деньги, все знают, как задействовать ее механизмы. "Восточному партнерству" еще совсем мало лет. Это пока как бы проба, срез того, насколько вам нужна такая программа, насколько Европе это нужно. Поэтому "Восточное партнерство" носит больше символический, политический характер, чем практический. Европа открывается для Белоруссии, начинает доверять, хочет привлечь ее к сотрудничеству. Это хороший сигнал. Пока что деньги выделяются в основном на сотрудничество между людьми, но это еще не инвестиционные деньги. Инвестиции придут позже, если мы правильно распорядимся возможностями "Восточного партнерства".

О транспортировке венесуэльской нефти: "Для Белоруссии очень важно диверсифицировать снабжение. Клайпедский порт и его периметр очень мал. И для того, чтобы нам переправить очень большое количество нефти для Белоруссии, нам нужно уже сейчас отказаться от наших планов сотрудничества с Польшей, Россией и так далее. Это понимает белорусское руководство. Поэтому мы нормально относимся к тому, что Минск ведет переговоры с Латвией, например, или с Украиной".

О возможности совместного строительства АЭС: "Европейская практика показывает, что если АЭС принадлежат нескольким государствам, ими очень тяжело политически управлять. Для того чтобы строить такие огромные объекты вместе, нужно пройти еще долгий путь к более близкому пониманию и доверию. К тому, чтобы экономические системы были более похожи, чтобы юридическая база была унифицирована. В этом регионе, по нашим подсчетам, могут быть построены даже пять станций, и всем хватит места на рынке. Поэтому пока таких планов нет. Но сотрудничество в области энергетики необходимо. Мы осознаем свою изоляцию, зависимость от одного поставщика, и важно, чтобы оба наших государства, как и весь регион, имели альтернативу. И здесь могут быть разные проекты - и по сжиженному газу, и по другим видам энергетики".

Объединенная Европа продолжает следить за Белоруссией. Это со всей наглядностью продемонстрировал состоявшийся 20 октября рабочий визит президента Литовской Республики Дали Грибаускайте, пишут "Белорусские новости".

Можно сказать, что литовский президент посетила Минск сразу в трех "шляпах", продолжает издание. Она выступала еще и как член "тройки" ОБСЕ, поскольку в следующем году Литва будет председательствовать в этой организации, и как представитель Евросоюза. Впрочем, ныне главным требованием обеих организаций остается проведение предстоящих президентских выборов в соответствии с демократическими стандартами, и это неоднократно подчеркивалось высокой гостьей во время официальных мероприятий.

Со своей стороны, белорусское руководство не слишком акцентировало внимание на ОБСЕ, отмечают "Белорусские новости". Причем вовсе не потому, что, как допустил литовский политолог Томас Янелюнас, после выборов Литве, возможно, придется применять санкции против Белоруссии от имени этой структуры. Здесь белорусским властям опасаться нечего: под крышей ОБСЕ наверняка найдутся единомышленники, прежде всего в Центральной Азии, у которых имеют место точно такие же проблемы. Просто хорошо известна не слишком высокая степень влиятельности ОБСЕ.

Другое дело Евросоюз, поэтому со стороны белорусского руководства всячески подчеркивалась готовность к продолжению диалога с ЕС, говорится в статье. В том числе было обещано обеспечить надлежащие условия проведения избирательной кампании. Александр Лукашенко подчеркнул: власти постараются, чтобы после президентских выборов "на нас никто не показал пальцем". Было обещано не препятствовать приезду наблюдателей за выборами и их работе, а также всячески способствовать тому, чтобы кандидатов в президенты было как можно больше. По словам белорусского руководителя, "в этом наша прямая заинтересованность".

Действительно, в последнем сомневаться не приходится, отмечает издание. Чем больше зарегистрированных претендентов, тем больше шансов на то, что действующий глава государства сможет одержать очередную победу уже в первом туре, причем даже в более или менее справедливых условиях. Если же учесть четко отработанные властями методики обеспечения нужного им результата, то исход кампании выглядит тем более предрешенным.

Тем не менее, продолжают "Белорусские новости", нельзя сказать, что в этом плане совсем ничего не изменилось по сравнению с ситуацией пятилетней давности. Отдельные сдвиги, вроде разрешения почти беспрепятственного сбора подписей за оппозиционных кандидатов, да еще под национальными флагами, безусловно, произошли. Другое дело, что такого рода поблажки не могут привести к кардинальным переменам. Поэтому вопрос, в какой мере они удовлетворят Брюссель, остается открытым.

Не стало неожиданным также публично выраженное желание Лукашенко обсудить перспективы проекта "Восточное партнерство", отмечается в публикации. Хорошо известно, что именно экономическая составляющая взаимодействия с ЕС является не просто доминирующим, а, по сути, единственным объектом интереса белорусских властей. В целом можно констатировать, что стороны друг друга выслушали, и это само по себе неплохо. Другое дело - насколько восприняли аргументацию друг друга. Однако реальных оснований ожидать некоего прорыва в плане демократизации белорусской внутренней политики не имеется.

Таким образом, перед Евросоюзом остается дилемма: продолжать свою нынешнюю политику постепенного вовлечения Белоруссии в европейское пространство или же вернуться к более или менее жестким мерам, продолжает издание. В среде белорусской оппозиции есть сторонники как первого, так и второго подхода. У последних визит вызвал преимущественно негативные эмоции. По их утверждениям, своим поступком президент Литвы выразила политическую поддержку Александру Лукашенко накануне президентских выборов (хотя все поведение высокой гостьи никоим образом не подтвердило такую точку зрения).

Думается, что более целесообразно сохранить существующие подходы со стороны ЕС, считают "Белорусские новости". Во-первых, нынешняя стратегия применяется всего два года, тогда как прежняя действовала более десяти лет. Во-вторых, она дала хоть какие-то положительные результаты, чего о предшествующей сказать нельзя. Да, в таком случае процесс преобразований будет долгим и трудным. Однако иной реалистичной схемы пока не видно, резюмирует издание.

Европейский союз определился с судьбой визовых санкций в отношении группы высокопоставленных белорусских чиновников и очертил перспективы дальнейшего диалога Минска и Брюсселя, пишет "Белорусский партизан". Как сообщает онлайн-издание EU Observer, совет министров иностранных дел Евросоюза принял решение еще на один год, до 31 октября 2011 года, продлить санкции. В тоже время действие этих санкций также на один год будет заморожено в отношении 36 чиновников из 41, входящих в список невъездных.

По данным EU Observer, в заявлении, которое будет принято 25 октября, говорится, что Совет ЕС "глубоко сожалеет об отсутствии прогресса" в Белоруссии в таких областях, как верховенство закона, права человека, свобода слова, собраний и ассоциаций, продолжает издание. В то же время в документе отмечается: "Совет вновь напоминает о критической важности политики ЕС в отношении Белоруссии и необходимости сохранить политический диалог с Белоруссией на высоком уровне как способе найти взаимопонимание и создать возможность для решения тех проблем, которые вызывают беспокойство".

"Европа устала бороться с режимом Лукашенко. С одной стороны, Европа предпринимает определенные шаги для того, чтобы повлиять на Лукашенко, с другой стороны - Европа все больше и больше склоняется к потеплению отношений с правящим режимом, - считает кандидат в президенты от партии БНФ (Белорусский народный фронт - ИА REGNUM Новости) Григорий Костусев. По его словам, продление санкций свидетельствует о том, что Европу волнует ситуация в Белоруссии накануне президентских выборов.

"Европа понимает реальное положение вещей в наше стране", - продолжает Костусев. - "Но на Лукашенко и его окружение эти санкции никак не влияют - к ним нужно применять более жесткие меры. Но Европа на это пока не идет. В свое время и Европа, и США обещали раскрыть информацию о зарубежных счетах белорусских правителей: где, в каких странах, какие суммы хранит белорусское руководство. К сожалению, дальше заявлений дело не пошло. Более того. Самое интересное, что список невыездных не расширяется. И если сами чиновники, стоящие на страже режима, не могут выезжать в Европу, то эти санкции не распространяются на их семьи. Их семьи разгуливают по Европе, их дети учатся в престижных учебных заведениях Англии и других европейских стран. Чиновники, стоящие на страже режима, для своих близких выбирают лучшую жизнь в цивилизованных странах. Мы неоднократно передавали в отдельные европейские посольства подобные факты, но Европа пока не идет на ужесточение санкций", - резюмировал представитель БНФ в интервью "Белорусскому партизану".

"На сегодняшний момент это оптимальное решение - продлить санкции и одновременно их заморозить. Тем самым Евросоюз подчеркивает, что не отказывается от своих требований - и это является принципиальной позицией ЕС. С другой стороны, он не закрывает перед белорусским руководством дверь наглухо. Лакмусовой бумажкой для определения окончательной судьбы санкций станут президентские выборы, - заявил изданию лидер кампании "Говори правду!" Владимир Некляев.

"Это ожидаемое решение", - сказал "Белорусскому партизану" претендент в президенты от Конгресса европейского выбора Николай Статкевич. -"Белорусские власти не использовали свой шанс для налаживания нормальных отношений с Европейским Союзом. Демократизация для белорусских властей является явно неприемлемой: считать голоса на выборах, прислушиваться к собственному народу, не избивать активистов - для белорусской власти это неприемлемо. Если бы Евросоюз принял иное решение, тогда возникла бы масса вопросов к Евросоюзу". По словам политика, "санкции держат белорусскую власть в подвешенном состоянии".

"Когда начинаются танцы и заигрывания между представителями Евросоюза и официального Минска - это деморализует белорусскую оппозицию, особенно в регионах: столько лет положили на алтарь европейских ценностей - и все напрасно? И приезд в Минск президента Литвы - это просто аморальный поступок. Не знаю, за какие копейки она сюда приезжала, но это просто недопустимый шаг со стороны руководства Литвы. Не думаю, что этот приезд будет способствовать нормальным двусторонним отношениям в будущем", - сказал Статкевич.

"Заморозка санкций в отношении 36 из 41-го чиновника - это показатель того, что Евросоюз готов идти на компромиссы, но не готов больше делать политические подарки официальному Минску. Это взвешенное, прагматичное решение",- заявил "Белорусскому партизану" кандидат на пост президента от Объединенной Гражданской Партии Ярослав Романчук.- "Мы сделали много для того, чтобы решение было таким или вообще этот вопрос рассматривался после выборов. Мы встречались с министрами иностранных дел Польши, Германии, Швеции, Норвегии и предлагали либо вернуться к рассмотрению вопроса после выборов, либо принять именно такое решение".

Политик считает, что "если Лукашенко выполнит обещания, данные президенту Литвы (если представители оппозиции войдут в избирательные комиссии всех уровней, если демократические претенденты будут зарегистрированы кандидатами, если не будет препятствий для общения кандидатов с людьми, если не будет 30-процентного вброса бюллетеней по досрочному голосованию), думаю, что 20 декабря мы проснемся уже в совершенно иной стране. И проблема с визовыми санкциями отпадет сама по себе", отмечает издание.

А вот кандидат в президенты Алесь Михалевич убежден, что визовые санкции "тормозят развитие двусторонних отношений". "Но Евросоюз должен дождаться шагов навстречу со стороны официального Минска. Думаю, что эти санкции в конечном итоге будут отменены, но Минск должен пойти навстречу. Я не думаю, что этим шагом навстречу станут президентские выборы", - подвёл итог Михалевич в интервью "Белорусскому партизану".

"Евромост" опубликовал интервью с экс-председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем, посвященное вопросу визовых санкций ЕС. "Я, честно говоря, в последнее время слабо понимаю политику Евросоюза, так как кажется, что там есть определенная суета", - заявил Шушкевич. - "Отошли от каких-то своих принципов. Но в этом вопросе я предпочел бы держаться в тени, потому что затем мне еврочиновники всегда говорят, что они выполняли то ли рекомендации белорусской оппозиции, то ли неизвестно кого. Но то, что санкции собираются продлить на год, - это означает, что в Европе прекрасно понимают, что реально происходит в Белоруссии. Вот и приняли решение тех личностей, которые ведут себя антидемократично и антигуманно, не пускать в цивилизованный мир", - цитирует политика издание.

"Евромост" напоминает, что не пускать в Европу решили пока пятерых - бывшего командира минского спецназа Юрия Подобеда, экс-министров внутренних дел Юрия Сивакова и Владимира Наумова, бывшего генерального прокурора Виктора Шеймана и главу ЦИК Лидию Ермошину.

"Это не политики, а рычаги исполнения приказов сверху. Так что, повторюсь, я не все здесь понимаю. Это совершенно недейственная санкция. Вот когда американцы заморозили счета, то у нас все на уши стали. Европа пока такого не продемонстрировала", - заявил Шушкевич. По его мнению, Евросоюз зря надеется на то, что Минск будет двигаться в направлении демократизации общества. "Никаких шагов они не дождутся, неужели не понятно. Ведь на этом власть и построена. Должны быть достойные принципы. Такие, какие были у Иоанна Павла II. Лозунг, что политика делается грязными руками - это все глупость. Это измышления тех, кто собирается делать в политике неприличия", - сказал Шушкевич.

По его словам, он нормально воспринял визит в Белоруссию президента Литвы Дали Грибаускайте. "Сначала был очень этим фактом обеспокоен, но после того, когда она встретилась с оппозиционными кандидатами, мне это очень понравилось. Человек верен определенным принципам. Высокообразованная и порядочная женщина. Мне нравится, как тонко она проводит политику", - резюмировал Шушкевич в интервью "Евромост".

Продление визовых санкций с их одновременной заморозкой ожидалось, пишут "Белорусские новости". Такую тактику в отношении официального Минска Брюссель практикует с октября 2008 года, когда Белоруссия и ЕС после долгого перерыва только начинали осторожный диалог. Впрочем, реализуемая в отношении нашей страны политика втягивания не привела к сколько-нибудь значимым изменениям внутренней ситуации. В базисных для ЕС общедемократических сферах европейские дипломаты пока могут отметить только точечные перемены, при всем желании на тенденцию не тянущие.

Однако отказываться от "гибкого пути" в отношениях с Белоруссией Брюссель не видит резона, отмечает издание. И нынешнее решение о продлении/заморозке санкций тому лишнее подтверждение. В противном случае Европе придется вернуться к политике изоляции, десятилетие которой также не принесло результата. В обнародованных EU Observer деталях решения совета министров иностранных дел ЕС обращает на себя внимание пункт о специальном плане (Joint Interim Plan) для Белоруссии, который содержит список неких реформ. О характере этих реформ догадаться нетрудно. Некие подобия "дорожных карт" из дюжины, а после из пяти основных пунктов Евросоюз предлагал Белоруссиии и ранее, продолжают "Белорусские новости".
трех-пяти лет, пишет издание. Основное условие - президентские выборы должны пройти без грубых нарушений и массовых задержаний, а также при условии, что Белоруссия согласится на проведение означенных реформ. Это предложение европейских дипломатов должно очень обрадовать белорусские власти. Ведь фактически Брюссель дал понять, что уже смирился с неизбежным - очередной победой Лукашенко, и выстраивает дальнейшую перспективу отношений с "последней диктатурой".

Официальному Минску теперь требуется лишь сделать ответный реверанс - провести выборы так, чтобы у ЕС не нашелся повод принимать резкие, выпадающие из логики уже согласованной политики решения, подводят итог "Белорусские новости".

документы, Российская Федерация, политика, Таможенный союз, Кремль, СМИ, видеоблог, Газпром, европа, Белоруссия, Медведев, реформы, Путин, атмосфера, Россия, опозиция, пресс-конференция, Лукашенко, Минск, Москва, журналисты, руководство, выборы, выступления, информационная война, газ, БелТрансГаз

Previous post Next post
Up