7.07.2012 Пепе Эскобар
Начнём в стиле кувалды. Иран не даст слабину… не даст слабину… не даст слабину…
Похоже, однако, что никакой кувалдой не пробить безграничный туман иллюзий, затмевающий глаза американской элиты, выдаваемой неустанной пропагандистской кампанией за «международное сообщество».
Например, из банальной комментаторской колонки можно открыть, что «сейчас международное сообщество ожидает появления слабины в вызывающей позиции Ирана: заставит ли его ужесточение санкции пойти на реальные уступки и создать возможность для дипломатического разрешения противостояния?»
Вот вам короткий ответ: нет.
Во-первых «международное сообщество» - это не объединение НАТО/ССАГПЗ плюс Израиль. Не только группа развивающихся стран БРИКС, но и не менее 110 членов стран-членов Движения неприсоединения - то есть абсолютное большинство «международного сообщества» - возмущены тем, что с Ираном обошлись как с изгоем в переговорах с P5+1, пятью постоянными членами Совета безопасности ООН плюс Германия.
Представление продолжается, комментатор отмечает, что «иранцы не воспользовались этой возможностью» подчиниться наезду Вашингтона и его несгибаемой дипломатической линии на шоу ядерных переговоров. «Вместо этого они требуют признания их права на обогащение урана». Конечно, они имеют право на обогащение урана - как подписанты договора о нераспространении ядерного оружия.
Что делает эту статью примечательной - это то, что она не была написана бешеным неоконом. Автор - «профессор по международным отношениям в школе Кеннеди Гарвардского университета, бывший заместитель советника по национальной безопасности и научный сотрудник Совета по международным отношениям». Если такой уровень интеллектуальной дискуссии преобладает во вращающейся двери между академией, государственной мудростью и разработкой политического курса, элиты США способны предвидеть будущее не лучше чумы.
Осторожные шаги
Теперь о реальном мире - где сталкиваются факты
Россия выступает за поэтапный подход в предстоящих ядерных переговорах. Это означает, что Иран постепенно расширяет сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии, а в ответ санкции постепенно отменяются.
Посмотрите внимательно на документ иранской миссии в ООН, ставший известным на этой неделе. В нём изложена суть позиции Ирана, предусматривающей долгосрочное сотрудничество. Цель - в конечном счёте разрушить стену недоверия, возведённую между США и Ираном с 1979 года.
Каждый информированный наблюдатель и участник знает, что эта бесконечная геополитическая драма выходит за рамки иранского ядерного досье. Но чтобы найти решение, необходимо с чего-то начать. И это «что-то» - право Ирана на обогащение урана, а затем постепенное ослабление санкций.
Это как раз тот разумный поэтапный подход, который предлагает Москва. После выполнения всех шагов должна последовать «всеобъемлющая договорённость о коллективных обязательствах по сотрудничеству в области экономики, политики, безопасности и международных отношений».
Это означает признание суверенитета Ирана и его прав. Вместо демонизации Ирана и применения наказаний - по причине ненависти и страха, питаемых структурой НАТО/ССАГПЗ плюс Израиль в отношении шиитского большинства Исламской республики.
Необязательно иметь тёплое местечко в школе государственного управления имени Кеннеди, чтобы видеть, что ответом Вашингтона будет звучное «нет». Вашингтон, Лондон, Париж и Берлин не пойдут на продолжение переговоров без отказа иранской стороны от обогащения урана.
Здесь важно вспомнить 17 мая 2010 года, когда Бразилия, Турция и Иран после 18 часов непрерывной зрелой дипломатии в Тегеране достигли соглашения: Иран обязуется отправлять свой низкообогащённый уран в Турцию и будет получать обогащённое топливо для своего исследовательского ядерного реактора.
Даже некоторые арабские страны, включая страны-члены ССАГПЗ, поддержали это решение, а также Париж. Москва и Пекин проявили насторожённость, так как они усматривали в этом отказ Ирана от своих прав по договору о нераспространению ядерного оружия. В любом случае, через день после этого госсекретарь Хиллари Клинтон сорвала эту сделку - в основном потому, что это позволяло Ирану продолжать обогащение урана.
Слабоумные деятели
Вашингтон «обрабатывал» Ирак в течение более чем десяти лет крайне чувствительными санкциями, прежде чем запустить операцию «Шок и трепет» и уничтожить ослабленное, фрагментированное государство. Эта «стратегия» не будет работать в отношении Ирана, несмотря на умышленное затуманивание мозгов неоконами и фальшивыми либералами.
Хотя сейчас Иран продаёт меньше нефти, и даже при том, что он фактически отрезан от мировой финансовой системы, Тегеран будет находить пути для обхода новых санкций Евросоюза и нефтяного эмбарго и повышения цены на нефть. Китай будет оставаться его постоянным клиентом - платить за иранскую нефть меньше, а покупать больше. Еврозона не развалится (пока), так что её спрос не упадёт.
Вскоре большинством иранского меджлиса (парламента) может быть принят законопроект о разрешении проверок танкеров, транспортирующих нефть через Ормузский пролив странам-участницам этого эмбарго. Даже если результатом будет обычный полицейский досмотр, это приведёт к повышению цен на нефть. И опять Евросоюз окажется в дураках, и Брюссель ещё раз подтвердит свои бескрайние возможности действовать против национальных интересов государств-членов союза.
Администрация Обамы должна принять реальное решение; это либо дипломатическая школа «наехать и погибнуть», либо реальные переговоры. Обращение с Ираном как с изгоем может привести только к провалу, достойному администрации Буша - чья программа «Шок и трепет» привела лишь к объединению Багдада с Тегераном (тогда как США даже не стали «новым ОПЕК», как планировал учёный разжигатель войн Пол Вулфовиц).
Но всё это бледнеет по сравнению с торговлей энергоносителями между Ираном, Россией и Китаем в их собственных валютах (что они уже делают). Это начало конца нефтедоллара как опоры глобальной энергетической политики, и, следовательно, американской гегемонии. Самое время для Ирана оставить с носом хулиганскую банду и вернуться в школу.
Источник перевод для
mixednews - antilopa