фото - РИДУС
Реформаторам МВД необходимо определиться с приоритетами
2012-06-29
Напомним, что, согласно 18-й статье Конституции РФ, права и свободы человека непосредственно определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. К числу основных прав человека относится право собираться, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (31-я статья Конституции РФ). Экспертное сообщество склоняется к тому, что обновленная редакция закона о митингах противоречит Основному закону Российской Федерации.
На практике этот юридический казус приводит к откровенно абсурдным ситуациям. Самый громкий случай произошел в Екатеринбурге, где Ростислав Журавлев подал уведомление о прогулке с друзьями по строго определенному маршруту, а потом забыл о нем. Утром полиция напомнила ему про заявленную акцию. Друзей под рукой не оказалось, и Журавлев отправился гулять один в сопровождении нескольких полицейских под начальством майора.
Другой пример абсурда и перестраховки - переброска в столицу 12 июня полицейских из Сибири и Дальнего Востока. Десятки сотрудников МВД провели четыре дня в поезде только в одну сторону для того, чтобы во время проведения митинга бесцельно просидеть в автобусах.
Поражает и слабость аргументации сторонников нового закона о митингах. Главный аргумент выглядит примерно так: надо уважать права и свободы других людей. Соберется где-нибудь стихийный митинг, а в это время по вызову спешит «скорая помощь». Возникает угроза здоровью и жизни больного. Звучит на первый взгляд убедительно. Как поспоришь? А тут и не нужно спорить, потому что подобным образом можно доказать и опровергнуть все что угодно. Нельзя, например, пользоваться столовыми ножами. Вдруг какой-нибудь психопат порежет столовым ножом вашу бабушку? Вы не любите свою бабушку? И пора наконец запретить пользоваться личным транспортом. Вдруг какой-нибудь водитель собьет вашу маму? Вы не любите свою маму?
Текущая политика в России все больше напоминает рынок деривативов накануне мирового кризиса. Стремясь минимизировать риски, стороны выпускают ценные бумаги, подкрепленные не базовыми активами, а другими ценными бумагами. Возникает огромный мыльный пузырь. В современной российской политике хеджируются производные риски четвертого или пятого порядка. В правящей элите циркулируют страхи, подкрепленные другими страхами, которые, в свою очередь, основаны на еще более отдаленных и неадекватных страхах. Уже не хаотичные действия внесистемной оппозиции (за которыми, похоже, скрывается глубокая растерянность), а чрезмерные страхи и гиперактивность власти становятся факторами нестабильности.
Можно констатировать, что в России существует «силовой правоохранительный пузырь». В МВД работает огромное количество здоровых мужчин, чье основное занятие не борьба с преступностью, а сдерживание непропорциональных страхов элиты. Это, конечно, рабочие места. Но новые рабочие места лучше создавать в производительной сфере и не за счет налогоплательщиков. В конечном итоге зарплаты избыточной массы полицейских увеличивают налоговое бремя, что по цепочке отражается на других макроэкономических показателях, таких как средняя производительность труда и конкурентоспособность российских товаров.
Напомним, что в середине июня состоялось увольнение высокопоставленных чиновников, ответственных за проведение реформы МВД. Объяснялось это тем, что преобразованиям в МВД необходимо придать новый импульс, поскольку реформа пока не дала ожидаемых результатов. Очевидно, что новым руководителям МВД, если они желают продолжить реформу и остановить дискредитацию правоохранительных органов, необходимо определиться с приоритетами. И ориентиром может служить следующий вопрос: защищает ли данная прерогатива полиции безопасность граждан или это инструмент минимизации диффузных иррациональных страхов правящей элиты?
Независимая Газета