Образовательное

Sep 07, 2012 10:20

В начале недели состоялось довольно любопытное обсуждение. Сначала министр образования Ливанов опубликовал в Ведомостях статью про его видение отдаленного будущего российских ВУЗов, а вечером того же дня он же вместе со своим соавтором, ректором школы управления Сколково, был на ЭМ, где развил свои взгляды.

Статья и интервью очень интересные. Хотя местами и спорные. С одной стороны, понятно, что хороших университетов не может быть много, что учиться и преподавать в них должны лучшие. Вопрос только, что непонятно, как заинтересовать каждый конкретный ВУЗ стремиться войти в число лучших. Для этого надо сформулировать некие формальные критерии, а как их сформулировать в формате той идеальной копцепции, которая излагается, я не очень понимаю. Хотя нет, один понимаю: количество профессоров, коториующихся на международном рынке. Котировку эту можно оценить количеством статей в международных журналах и участием в серьезных международных конференциях и форумах. Вот только если ввести такой критерий, то большинство наших университетов потеряют статус таковых в момент. Но это направление, безусловно, правильное. Одна из главных бед нашей науки, что она варится в собственном соку, по крайней мере большинство университетских преподавателей и аспирантов точно.

А вот с моментом привлечения экспертов я согласен не полностью. С одной стороны, это правильно, т. к. только человек, работающий на практике, сможет максимально широко раскрыть и обозначить проблемы. Я всегда выступал и выступаю за привлечение к преподавательской деятельности именно профессионалов-практиков. Правда не всегда встречаю отклик у коллег (dmitriivl, привет). Но, с другой стороны, практиков не стоит абсолютизировать. У них часто есть одна общая проблема: мы делаем так-то и так-то, а почему, черт его знает. Потому что опыт подсказывает, что так правильно. Но для университетского преподавания это не подходит. И здесь должен вступать в дело именно университетский профессор, который сумеет подвести теоретическую базу под то, что рассказывает эксперт. И тогда рассказ и опыт практика расцветит наглядными картинками сухой теоретический скелет.

И самое главное: предлагаемая система накладывает колоссальные требования на преподавателей. Это сумасшедший вызов: надо постоянно совершенствоваться, надо придумывать и внедрять новые формы, надо учиться у лидеров отрасли, надо не отрываясь следить за событиями в твоей сфере. Чуть-чуть замешкался и все, ты отстал. Замешкался еще немного, и стал посмешищем.

преподавание, общество, политика, мысли

Previous post Next post
Up