30 октября состоится итоговое заседание президиума Российского исторического общества (РИО), которое подведет итог работы над концепцией единого учебника по истории для средней школы, разрабатываемого по инициативе президента Владимира Путина. Как отметил заместитель директора Института российской истории РАН, один из разработчиков концепции, Сергей Журавлев, события декабря 2011 года включат в раздел новейшей истории в период с 2000-го по май 2012 года.
Давайте начнем по порядку. Идея о едином учебнике была высказана Путиным в феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям. По мнению президента, учебники должны быть свободны от двойных толкований и выверены стилистически. И данное мнение мною лично поддерживается. В истории конечно может быть множество мнений и точек зрения, но истина она одна. А чтобы это понять необходимо сделать один универсальный учебник истории. Работы по созданию учебника были поручены Российскому историческому обществу (РИО) во главе с председателем Государственной думы С. Е. Нарышкиным. 25 апреля 2013 года в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент подтвердил свою позицию, сказав, что учебники истории должны иметь единую концепцию и официальную оценку происходящего.
Как полагает президент, без единой линейки учебников российские «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями», в том числе недооценивают подвиг ветеранов Великой Отечественной войны; существующее разнообразие учебников (до 65 наименований для 10-х классов) избыточно. Единая линейка учебников позволила бы продемонстрировать непрерывность российской истории, показать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур».
6 сентября один из разработчиков концепции, профессор РАНХиГС и заместитель директора ИРИ РАН С. В. Журавлёв сообщил прессе, что учебник расскажет «научную правду» о чеченских войнах и об истории Южной Осетии и Абхазии.
Сегодня речь зашла о том, что в новом учебнике по истории появится новая глава - Новейшая история с 2000 по 2012 год. Однако данный период будет писаться особым порядком по той причине, что многие начавшиеся в ту поры процессы еще не завершены и оценивать их пока рано. Поэтому там будет более пунктирный анализ, более информационный.
"В разделе, посвященном новейшей истории, будет говориться о том, какие проблемы стоят перед государством и обществом, как государство эти проблемы пытается решить, какие меры предпринимаются, какие намечаются тенденции во внутренней политике, во внешней политике, как Россия пытается держаться и осуществлять модернизацию в условиях мирового экономического кризиса. В этом разделе будет реализован объективно-информационный подход. А до 2000 года мы бы хотели в полной мере реализовать исторический, а не политологический подход", - добавляет Сергей Журавлев.
Авторы учебника не являются в этом деле первопроходцами. События, произошедшие после выборов в Государственную думу в декабре 2011 года, уже проанализированы в учебнике, написанном специалистом по новейшей истории, автором учебников по истории России новейшего времени Александром Даниловым.
"Мы, например, написали, что после выборов в Госдуму в 2011 году состоялись массовые акции как в поддержку, так и против итогов выборов, которые вызвали большой общественный резонанс", - отмечает он.
Лично мое отношение к такому заявлению вполне положительное. Ведь по сути события конца 2011 и начала 2012 года послужили своеобразным сигналом власти о том, что народ не безмолвствует и может высказать свое отношение к происходящему. Это привело к частичному изменению политики правительства и президента. Но, я повторюсь, это лишь мое мнение. Как говорится: точек зрения может быть много, а истина одна.
По оценкам создателей, учебник полностью будет внедрен в учебный процесс не раньше 2020 года: нужно время на написание, публикацию, замещение в нынешней программе. Следует отметить, что учебник будет корректироваться и дополняться, поэтому к 2020 году события 2012-го станут вполне историческими.
Автор:
Терехов Святослав