Dec 24, 2007 16:33
Последняя короткометражная работа М.В.Николаева во многом схожа с его ранними фильмами, но как никогда отличается символизмом и философским смыслом, вложенным буквально в каждую фразу героев - что неудивительно, ведь за 30 минут фильма говорят они не так и много. Но именно этот минималистичный реализм, отражение обыденности и смогло создать атмосферу этого одного из самых необычных фильмов последнего времени.
Сюжет фильма не блещет оригинальностью - это самые обычные герои, совершающие самые обычные поступки - никакого геройства, драматизма, политической коньюнктуры или "разоблачающей" сатиры - и прочего пафоса, так избитого во многих "независимых" фильмах последних лет - взять хотя бы анимационные ленты Багинского, так расхваленного критиками в последнее время.
Фильм повествует о людях - рабочем классе - современных деятелях науки и культуры - на примере двух произвольно взятых сотрудников одного малоизвестного предприятия в одном из богом забытых мест страны. В таком месте почти ничего не происходит, и почти единственными развлечениями в жизни героев становятся перерывы на обед во время рабочего дня, когда они могут на время уйти из рутины ежедневных обязанностей. Два героя - в чём-то философы, в чём-то реалисты, в чём-то просто обычные люди, которых мы видим вокруг каждый день.
Первые кадры фильма уже наполнены необычным звучанием - это сумерки, пустынная дорога от фабрики до столовой, по которой и проходит вся жизнь. Но иногда что-то меняется, и столовая окажется закрытой.
Происходит смена кадра, такого поворота никто не ждёт - ведь каждый день всё происходит как обычно - от работы до столовой, за обсуждением философских вопросов, кажущихся столь важными при походе на обед, но остающимися столь далёкими от той неумолимой реальности, которая происходит с героями каждый день, что зачастую забываются уже на пути обратно... И вот, в эту рутинную реальность - спускается Событие, что-то меняется в этой закоснелой тропе, идущей от работы до столовой. Зритель в отчаянии сопереживает героям - они останутся голодными? Ведь впереди ещё столько времени на этой дороге...
Но пафос этой сцены оказывается наигранным, режиссёр очевидно легко и непринуждённо играет чувствами неопытного зрителя - ведь за углом есть палатка, в ней герои покупают пирожки. Но изменение уже произошло, и судьба уже изменилась - с этим ничего не поделать. Солнце село, и по пустынной дороге герои уходят, решив не возвращаться на работу.
В этих последних кадрах герои много говорят - нужно внимательно слушать, так как, пожалуй, в этих немногих строках и открывается весь действительный сюжет фильма, столь небольшого по времени, но столь многое сумевшего показать.
review,
text,
movies