Министр энергетики Подмосковья Леонид Неганов рассказал о пользе консолидации электросетевых активов

Jan 30, 2014 20:49

«Ускорение процессов консолидации муниципальных электросетей вокруг ОАО «Мособлэнерго» является одной из приоритетных задач, поставленных Правительством и лично Губернатором Московской области на совместном заседании Высшего совета и IV съезда Совета муниципальных образований», - заявил министр энергетики областного правительства Леонид Неганов на прошедших недавно в Мособлдуме общественных слушаниях. От этого, считает министр, потребители выиграют, поскольку, чем крупнее энергетическая компания, чем выше ее ресурсы и потенциал, тем надежнее и стабильнее развивается вся инфраструктура территории. Сегодня мы беседуем с Леонидом Негановым о процессе консолидации электросетевых активов в регионе.
- Леонид Валериевич, как бы вы охарактеризовали состояние электросетевого комплекса Подмосковья на сегодняшний день и значение консолидации электросетевых активов для успешного социально-экономического развития региона?
- Состояние электросетевого комплекса Московской области я охарактеризовал бы как неоднородное, учитывая то, что в регионе действует более 130 сетевых компаний. Среди них есть и бесспорные лидеры, и явные аутсайдеры. Кроме того, надо иметь в виду, что по классу напряжения, то есть по уровню сетей, их состояние тоже очень сильно различается. Так, техническое состояние магистральных сетей, к которым относятся объекты Федеральной сетевой компании и МОЭСКа, хорошее. У них есть достаточные резервы, отсутствует дефицит, как по питающим центрам, так и по перегруженным линиям - когда энергосистема готова нести большую нагрузку и у нее есть большой запас как по присоединению потребителей, так и по действующему потреблению. По коммунальным сетям (распределительные сети, по которым идет доставка электроэнергии непосредственно потребителям) ситуация более сложная.
- В чем выражаются эти сложности?
- Поступает значительное количество жалоб по качеству электроснабжения, существуют проблемы с технологическим присоединением к электросетям. Причем эти проблемы, как правило, ассоциируются с территориальными сетевыми организациями (ТСО), то есть малыми сетями. Именно поэтому консолидация электросетевых активов, их укрупнение, введение единых стандартов - способ решения главной проблемы, заключающейся в плохом состоянии коммунальной энергетики.
- Какие конкретные шаги намерено осуществить министерство в текущем году в электроэнергетике, в том числе по консолидации электросетевых активов области? Каких результатов ожидаете к концу года?
- На нынешний год мы ставим следующие задачи.
Относительно самой консолидации, которую мы рассматриваем не как самоцель, а как механизм для решения реальных задач, я предполагаю, что мы сможем провести в течение года укрупнение сетевых компаний, присоединив 12 - 15 территориальных сетевых организаций к нашим ведущим игрокам. При этом хочу подчеркнуть, что есть небольшие ТСО, состояние которых очень хорошее, по ним вопрос консолидации будет ставиться во вторую очередь. Но, как и в спорте, например, в эстафетах, у нас конечный результат определяется худшими представителями, поэтому в первую очередь именно их надо подтянуть до какого-то приемлемого уровня.
В отношении повышения качества и надежности я бы хотел, чтобы, во-первых, в этом году нами были запущены в пилотном режиме (причем с прицелом на общероссийский формат) разработка стандартов и отработка механизмов контроля и установки международных показателей качества электрической энергии и надежности энергоснабжения; во-вторых, чтобы к этим стандартам присоединились крупнейшие сетевые организации и задавали в этом деле хороший темп и настрой для всех других ТСО; в-третьих, чтобы мы получили первые результаты. Под результатами я имею в виду наличие данных о действительном состоянии надежности и качества электроснабжения в Московской области. Пока цифрового выражения состояния отрасли в соответствии с международными стандартами у нас нет.
- Такие международные стандарты сегодня для нас еще не являются обязательными?
- Пока разработана только методика, подготовлен соответствующий приказ федерального Министерства энергетики, который сейчас находится на регистрации в Министерстве юстиции. Надеемся, что в феврале он выйдет, и со второго полугодия 2014 года такие стандарты станут обязательными для применения. А мы в течение этого года попытаемся отработать их действие на практике, устранить шероховатости, если они возникнут, чтобы затем с учетом приобретенного опыта эти стандарты можно было использовать повсеместно. Мы находимся в плотном взаимодействии с федеральным Министерством энергетики и договорились с ним - если то, что мы сделаем, будет приемлемо и реализуемо в других местах, то это найдет применение и в федеральном масштабе. Иными словами, торим дорогу не только для себя, но и для других.
- Правительство области является 100-процентным акционером Открытого акционерного общества «Московская областная энергосетевая компания». Какие задачи вы ставите перед компанией по консолидации электросетевых активов?
- Как раз, когда я называл цифры по укрупнению электросетевых активов, имел в виду, прежде всего, ОАО «Мос­облэнерго». Понятно, что в первую очередь мы можем рассчитывать именно на областную компанию, единственным акционером которой является Правительство региона, и, соответственно, ставить перед ней целевые задачи по количеству консолидируемых организаций. Московская объединенная электросетевая компания тоже будет участником этого процесса, и сейчас у нас идет разговор по поводу того, какую часть территориальных сетевых организаций было бы целесообразно присоединить к этой компании. Будем обсуждать этот вопрос с целью достижения приемлемого для всех паритета.
Кроме того, на сегодняшний день у «Мособлэнерго» есть накопившиеся за прошлые годы проблемы с технологическим присоединением потребителей к электросетям. Надеюсь, что в течение текущего года компания решит эти проблемы и выйдет по показателям в этой деятельности на ведущие позиции.
- Как на практике осуществляется взаимодействие региональной власти и компании «Мособлэнерго» для решения поставленных задач?
- У нас очень плотное взаимодействие со всеми сетевыми компаниями, в том числе с «Мособлэнерго». Есть ряд вопросов, которые компании, исходя из имеющихся у них полномочий, не в состоянии урегулировать самостоятельно. Есть полномочия, по которым решения принимаются Министерством. Например, касающиеся инвестиционных программ. Чтобы такая программа была учтена в тарифе на электроэнергию, она утверждается Министерством энергетики. Для этого мы анализируем те мероприятия, которые компания планирует реализовать в отчетном периоде, а после утверждения - контролируем их исполнение. В случае, если по каким-либо причинам мероприятие не было исполнено, а деньги, которые были заложены в тарифе на реализацию этого мероприятия, не были использованы по назначению, мы передаем такую информацию в Комитет по ценам и тарифам и он учитывает это в следующем тариф­-
ном периоде, исключая понесенные затраты. Это хорошо работающий и действенный механизм для недопущения нецелевого расходования тарифных денег.
Есть ряд вопросов, которые связаны с возможностью реализации собственных полномочий сетевых компаний. Порой компания при реализации своих планов испытывает те или иные трудности во взаимоотношениях со смежными организациями, с муниципалитетами, с общественными организациями. Возникают конфликты. Поэтому у нас создано несколько площадок, на которых мы пытаемся урегулировать спорные ситуации. Например, компания при реализации инвестиционных планов по строительству какого-то объекта столкнулась с трудностями в земельном вопросе. Мы собираем совещание и стараемся решить проблему. Такую работу проводим регулярно.
С «Мособлэнерго», по понятным причинам, работаем плотнее, так как, повторю, что ее собственником является Московская область. Помимо выше названных, это касается вопросов имущественных, кадровых, планирования. Плюс к этому мы плотно взаимодействуем по выработке общих стандартов и подходов, необходимых для достижения компанией определенного уровня. На этот год у нас запланированы достаточно серьезные видоизменения формата деятельности с сетевыми компаниями - мы хотим уйти от субъективизма в сторону объективных показателей, которые можно четко определять и реально измерять. Все это необходимо для выработки общей политики и для того, чтобы ситуация год от года менялась в лучшую сторону и это чувствовал потребитель.
- Технологическое присоединение потребителей к электросетям уже не первый год является больным вопросом не только в отдельных регионах, но и в целом по стране. Какие проблемы существуют в этом вопросе в Московской области?
- Самая главная проблема в технологическом присоединении к электросетям у нас в регионе связана с соблюдением его сроков для льготной категории потребителей. К сожалению, в Московской области на сегодняшний день крупных промышленных потребителей не появляется, поэтому с ними такой проблемы нет. Сейчас нельготным заявителем на присоединение являются, как правило, только девелоперы, связанные со строительством жилья для населения. А льготники - это владельцы индивидуальных строений, подключаемых к мощностям до 15 киловатт. 90 процентов всех заявок на подключение приходится именно на льготников, по которым федеральным законодательством установлены очень жесткие сроки. В целом по области в прошлом году поступило свыше 100 тысяч заявок от льготников. Временной отрезок с момента, когда человек пришел с заявлением, до момента, когда компания должна подать на его объект электричество, составляет всего шесть месяцев. Выдерживание этого срока сопряжено как с техническими проблемами (нужно подвести сеть, если она не подведена, реконструировать вышестоящую сеть), так и с решением проблем по оформлению документов (урегулирование земельного вопроса, разработка проектной документации, получение разрешений и т.д.). Текущее состояние нашего законодательства, по сути, не позволяет при всем желании уложиться в этот шестимесячный срок. Порой вынужденно должны идти на нарушение законодательства, чтобы успеть уложиться в установленное время. Тем не менее в таких условиях по нашим лучшим компаниям объем просрочки составляет менее пяти процентов. То есть 95 процентов потребителей они подключают в установленный срок. Да и оставшиеся пять процентов остаются без своевременного присоединения обычно по объективным причинам. Например, раздали земельные участки таким образом, что не были предусмотрены коридоры для инфраструктуры и с электросетью просто-напросто негде пройти. Поэтому необходимо урегулировать, например, вопрос по установке столбов на территории прочих собственников. Но далеко не каждый собственник готов войти в положение другого и предоставить электросетевой компании для «запитки» своего соседа возможность поставить на собственной территории столб.
- На прошедших в Московской областной Думе общественных слушаниях, о которых мы упомянули в начале, как раз было предложено создать рабочую группу для законодательного решения подобных проблем.
- Да, есть постановление Федерального Правительства, которое регламентирует порядок утверждения инвестиционных программ. В ходе этого процесса предусмотрена возможность внесения изменений с целью усиления механизмов открытости, участия общественности в обсуждении инвестиционных программ естественных монополий. В рамках реализации таких возможностей и подготовки законодательных предложений и решено было провести в Мособлдуме общественные слушания. Если появилась возможность внести предложения по названному и по многим другим вопросам нашим законодателям, ее, конечно, надо использовать.
- Знаем, Леонид Валериевич, что к вам обращаются по вопросам электроснабжения и рядовые граждане.
- Действительно, большой пласт нашей работы связан с обращениями граждан, которые ежегодно исчисляются тысячами. Например, по электросетевому комплексу за прошлый год к нам поступило около семи тысяч обращений. Касаются они как вопросов технологического присоединения, так и качества, надежности электроснабжения. Так что потребитель является для энергетиков самым придирчивым и лучшим контролером. По каждому обращению мы даем ответ потребителю. Для этого тесно взаимодействуем с сетевыми компаниями, в компетенции которых решение адресованных нам обращений. Выясняем причину и держим на контроле устранение вскрытых недостатков. Если возникает необходимость, непосредственно включаемся в урегулирование ситуации между потребителем и сетевой компанией. Если переговорным путем результат достичь не удается, рекомендуем обращаться в суд, потому что и наши полномочия имеют определенные пределы.
- С учетом времени года уместно спросить - как проходит зимний период работы энергетического комплекса Подмосковья?
- Так как в этом сезоне зима, по сути, началась лишь недавно, с наступлением крещенских морозов, то новогодние праздники мы прошли неожиданно спокойно, поскольку нагрузка на сети была небольшая. Единичные сбои, как говорится, погоды не сделали. С приходом морозов нагрузка растет, но тенденция не меняется - в регионе с электроснабжением пока все спокойно. Вместе с тем, окончательные выводы делать рано - подождем до апреля, когда подведем итоги прохождения осенне-зимнего периода.
- Спасибо за беседу!

Наша справка:
Леонид Неганов
Родился в 1972 году в Саратове.
Окончил Московский государственный инженерно-физический институт (инженер-физик) и Государственный университет «Высшая школа экономики» (магистр экономики).
Работал в ОАО РАО «ЕЭС России», региональных энергетических компаниях (Дальневосточная энергетическая управляющая компания, Башкирэнерго). До назначения на должность Министра энергетики Московской области занимал должность заместителя директора Департамента развития электроэнергетики в Министерстве энергетики Российской Федерации.
Заслуженный работник Единой энергетической системы России.

Цель консолидации:
Решение о консолидации разрозненных территориальных сетевых организаций с выработкой единых стандартов их эксплуатации принято с целью:
- повышения управляемости электросетевыми объектами;
- создания единого баланса электрической энергии на территории региона;
- создания единого центра ответственности;
- консолидирования программ перспективного развития.
Используя имеющийся опыт управления электросетевым хозяйством Московской области (около 24 000 объектов в пользовании), ОАО «Мособлэнерго» активно включилось в реализацию поставленных задач.

Цитата:
«…К 2017 году все электросетевые организации будут обеспечивать сбор данных о надежности и качестве электроснабжения, а также осуществлять расчет соответствующих показателей по международным методикам. Для этого в электросетевых организациях предусматривается внедрение порядка учета данных с использованием средств измерений, а также использование процедур выборочного аудита и методов их сопоставления с поступающими жалобами потребителей.
…В целях оценки качества предоставляемых услуг будет использован интегральный показатель, отражающий не только качество услуг по передаче электрической энергии, но и качество обслуживания потребителей, в том числе при осуществлении технологического присоединения»
(Из «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства от 3 апреля 2013 года)

Наша справка:
Открытое акционерное общество «Московская областная энергосетевая компания» («Мос­облэнерго») было создано на основании постановления Правительства Московской области от 19.07.2005 № 456/26 «Об участии Московской области в создании открытого акционерного общества «Московская областная энергосетевая компания».
Основные направления деятельности компании - передача электроэнергии, технологическое присоединение, капитальные вложения и капитальный ремонт.
Площадь муниципальных районов и городских округов Московской области, на территории которых «Мособлэнерго» обслуживает арендованные и собственные электросетевые объекты, составляет почти 30 тысяч квадратных километров с населением более 3,54 миллиона человек.
В настоящее время компания по заданию руководства Московской области консолидирует электросетевые активы муниципальных образований.
Сегодня «Мособлэнерго» объединяет более 30 дочерних и зависимых обществ. Такая консолидация дает возможность значительно повысить управляемость электросетевым комплексом, приступить к реальному внедрению единой технической политики и новейших технологий, снизить затраты на обслуживание сетей.
Источник: Подмосковье. Сегодня

электросети, Подмосковье, энергетика, энергосистема, Леонид Неганов, электроэнергия, Мособлэнерго, министерство энергетики, электроснабжение, МОЭСК, Московская областная энергосетевая компа, Московская область

Previous post Next post
Up