Исторический дом звенигородской музыкальной школы

Feb 04, 2017 12:16

Дополнение Дмитрия Седова к его докладу «Исторические дома Звенигорода».

В наступившем году можно начинать отмечать 120-летие здания музыкальной школы


Наверное, никто не будет спорить с утверждением, что здание, занимаемое Звенигородской детской музыкальной школой им. С. И. Танеева, самое красивое гражданское сооружение нашего города. 20 мая 1994 года в школе состоялся концерт, посвященный 100-летию здания. Но тогда с датой ошиблись. Только сейчас удалось найти достоверные свидетельства, открывающие обстоятельства появления этого уникального здания.




Здание музыкальной школы. Фото Сергея Степина.

Краткая история дома за минувший век
Звенигородская музыкальная школа была открыта решением Исполкома Звенигородского горсовета 1 ноября 1961 года. 1 сентября 1966 года школа была переведена в помещение отремонтированного здания на улице Фрунзе-41. В прошлом году, таким образом, исполнилось ровно полвека, как школа пребывает в этом доме. 16 октября 1967 года Исполком Мособлсовета принял решение № 872 о присвоении школе имени композитора С. И. Танеева. 13 сентября 1974 года Звенигородский исполком, в связи с предложением Звенигородского отделения ВООПИиК, отдела архитектуры и оргкомитета по осмотру состояния памятников архитектуры, принял решение о взятии под охрану государства местного значения дома № 41 по ул. Фрунзе. Постановлением правительства Московской области № 84/9 от 15 марта 2002 года дом № 41 в составе городской усадьбы (дома № 41 и 43) был поставлен на государственную охрану регионального значения.


Но что касается сведений о более ранней истории здания?
20 декабря 1986 года в своей речи, приуроченной к 25-летию музыкальной школы, председатель Звенигородского отделения ВООПИиК Л. П. Разумовская отметила, что здание построил как дачу московский художник-архитектор Крог в 1891 году. Также она упомянула, что после революции в здании размещалась контора Райпотребсоюза, уездный комитет комсомола, классы начальной школы, жилые помещения.
1891 год как дата постройки не подтверждается никакими достоверными источниками. В паспорте на объект культурного наследия главный дом Усадьбы городской была сделана более осторожная широкая датировка памятника последней четвертью XIX века. Надо отметить, что сохранившийся в архиве комплекс источников по истории жилых домов старого Звенигорода еще не был достаточно изучен. Архивные дела, в которых хранится информация о постройке домов, в прежние годы был просмотрен отдельными исследователями лишь наполовину. Поэтому зачастую при постановке исторических строений города на учет в качестве памятников истории и культуры специалисты пользовались единственным доступным методом - визуальным анализом.

Уточнение датировки
При изучении дел архивного фонда мне долго не находился проект усадьбы Крога. Так что я уже и не ожидал обрести дату постройки этого примечательного сооружения, ведь специальные дела сохранились далеко не за все годы. Но при изучении одного из последних непросмотренных мною дел долгожданный ответ неожиданно явил себя.
В деле 1897 года, собравшем в себе прошения звенигородцев о постройке новых домов и о перестройке старых, заявление строителя интересующего нас дома датировано сентябрем. Зарегистрировано оно в канцелярии Звенигородского городского старосты 6 сентября. В заявлении московский цеховой Анатолий Карлович Крог испрашивает разрешение на постройку деревянного одноэтажного дома, «при нем крыльцо, террасу, ворота и забор, сарай коровник и погреб, с покрытием всего железом». Согласно существовавшей тогда юридической норме, исполняющий обязанности городского старосты Ширяев 9 сентября отправляет заявление на рассмотрение уездному исправнику, оговорившись при этом, что со своей стороны препятствий к постройке не имеет. Исправник без всяких возражений 12 сентября возвращает заявление старосте. Таким образом строительство дома было согласовано. Как видим, построить дом в Звенигороде в конце позапрошлого века было не так сложно. Трудно упрекнуть наших предков в бюрократических проволочках, затягивающих начало строительства. Отказы в выдаче разрешений в аналогичных делах встречаются крайне редко.
Итак, проект был согласован в начале осени 1897 года. Однако не стоит сомневаться в том, что постройка дома, даже при условии начала его возведения сразу по согласовании, могла закончиться только в следующем году. Следовательно, объективная датировка усадьбы Крога - 1898 год.



Разрез дома А.К. Крога. ЦИАМ.

К заявлению, по требованию закона, прилагался проект предполагаемой постройки, на котором в цвете были представлены план, фасад, разрез дома и план участка с обозначением владений соседей. Все на проекте напоминает существующий дом музыкальной школы: есть и главный фасад с тремя окнами и треугольным фронтоном под двускатной крышей, и знаменитое шатровое крыльцо во дворе. С востока к дому примыкают сарай и коровник. В настоящее время они отсутствуют. Не показан на рисунке только квадратный в плане мезонин с высокой четырехскатной кровлей, который сейчас является одной из главных характерных черт дома-памятника.

«Шкатулка» для коллекции древнерусского искусства
Судя по фотографии из собрания Звенигородского музея, заказчик хотел построить дом в подражание древнерусскому терему. Архитектура дома носит явные черты псевдорусского стиля, все в его облике говорит об увлечении владельца русской стариной. В Государственном историческом музее хранится небольшой по содержанию документ, частично раскрывающий пристрастия владельца причудливого звенигородского особняка. Документ этот, называющий А. К. Крога художником и коллекционером русской старины, представляет собой охранную грамоту, выданную ему в сентябре 1920 года за подписями народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского и председателя Всероссийской коллегии по делам музеев Н. И. Троцкой. Приведем текст охранной грамоты полностью. «Сим удостоверяется, что дом принадлежащий художнику Анатолию Карловичу Крогу в гор. Звенигороде на Кожевенной улице, с находящимися в нем коллекциями древних икон, церковной утвари, старинной обстановки и парчи находится под особой охраной Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины, а потому ни уплотнению, ни реквизиции не подлежит, и находящиеся в нем предметы не могут быть вывезены или взяты без ведома и разрешения означенной Коллегии».
Что представляла из себя коллекция А. К. Крога? Какова ее судьба? И что являла собой личность самого коллекционера? - На эти вопросы еще предстоит найти ответы.



Дом усадьбы А.К. Крога.

Восполнимые утраты
Если мы попытаемся сравнить современное состояние дома с его обликом по старинной фотографии, то конечно найдем множество утраченных к нашему времени элементов. Ушла оригинальная многоцветная раскраска шатров мезонина и крыльца. Утрачены шпиль и декоративные «бочки» мезонина. Заполнения сдвоенного окна лишились крестчатого оформления и заменены традиционными рамами. На шатре крыльца отсутствует флюгер, а само крыльцо лишилось ажурной оградки. Нижние окна дома потеряли ставни. Полностью уничтожен стилизованный под старину портал с двустворчатыми застекленными дверями.
Все это Звенигороду непременно предстоит восстановить в лучшие времена! Непременно - потому, что особняк Крога на Кожевенной - это самый яркий памятник городской застройки, с которым в Звенигороде не может вступить в спор никакая другая постройка (здесь мы, конечно, не берем в счет древние памятники города). Ради знакомства с этим домом стоит приехать в Звенигород! И наконец: дом Крога заслужил право играть роль символа Звенигорода наряду с его знаменитыми соборами!



Мемориальный дом
Но не только архитектура должна заинтересовать гостей нашего города, отправляющихся к зданию музыкальной школы. Дом заслужил и прочный мемориальный статус. Благодаря музыкальной школе, которая владела домом самое большое время за его историю, в особняке проходили концерты многих знаменитых русских (советских) музыкантов. Среди общего их списка стоит выделить имя Святослава Теофиловича Рихтера - всемирно известного пианиста, которому справедливо присвоен титул «Музыканта века». С. Т. Рихтер имел дачу на Николиной горе - дачном поселке творческой элиты нашей страны, входящем в исторические границы бывшего Звенигородского уезда. На этой даче музыкант и скончался в августе 1997 года. Говорят, музыкант любил прогуливаться пешком с Николиной горы вдоль Москвы-реки до Звенигорода. В Звенигороде на Верхнем посаде и в музыкальной школе он неоднократно давал концерты. Особенно памятным был его совместный концерт с Н. Гутман и О. Каганом, данный в честь 25-летия школы 23 декабря 1986 года. Знакомые музыканта отмечали, что он мечтал проводить в Звенигороде свой фестиваль, наподобие знаменитых «Декабрьских вечеров», основанных им в московском Музее им. А. С. Пушкина. Именно Святославу Рихтеру принадлежит высказывание, которое звенигородцам стоит запомнить: «Самые красивые и самые лучшие места в мире - это Ока и Звенигород». Некоторые почитатели Святослава Рихтера высказывали идею об установке рядом со школой памятника трем музыкантам. Памятник должен бы был запечатлеть их за исполнением трио П. Чайковского «Памяти великого художника».
Думаю, что перечисленных фактов уже достаточно для того, чтобы в далеком или близком будущем во дворе музыкальной школы появился если не многофигурный монумент, то хотя бы бюст великого музыканта, которого знает и почитает весь мир.



























Upd.
Видео об этом месте:

image Click to view


памятники, подмосковье, память, Звенигород, история

Previous post Next post
Up