Наружная реклама: Черный передел - The Moscow Post

Aug 13, 2013 16:04


«У нас развязаны руки…»

Уже месяц, как в Московской области идет непримиримая борьба с так называемой незаконной наружной рекламой. Возглавляет ее заместитель руководителя Главного управления по информационной политике областного правительства Александр Менчук. Чиновник, по выражению подмосковных СМИ, «демонстрирует волю и решимость» - лично (иногда чуть ли не среди ночи) выезжает на места и наблюдает за сносом рекламных конструкций. Сообщения о ликвидации незаконных рекламных щитов поступают, как сводки с театра военных действий, почти ежедневно: из Одинцовского, Чеховского, Ленинского, Клинского, Щелковского районов; из Химок, Королева, Балашихи, Люберец.

В интервью и комментариях, которое уважаемый Александр Дмитриевич дает прессе, слышится нескрываемый чиновничий энтузиазм: ссылаясь на распоряжение кандидата на пост губернатора области Андрея Воробьева, он рапортует о том, что снос щитов будет идти «нарастающим объемом» и закончится аккурат к сентябрю (казалось бы, при чем тут выборы?)… Господин Менчук душевно рад новой редакции закона «О рекламе» - да, он спорный, зато «снял волокиту вокруг демонтажа незаконной рекламы», который теперь можно осуществлять без решения суда, лишь по воле администрации. Радует чиновника и увеличение штрафов, и возможность подключения силовых структур: «Протокол об административном правонарушении соcтавляют органы полиции… Вот именно этот рычаг мы сейчас намерены в полной мере использовать. Список адресов с указанием фирм-нарушителей в объеме почти 2 тыс. незаконных конструкций направлен правительством Московской области на имя начальника Главного управления МВД России по Московской области генерала-полковника полиции Головкина Николая Владимировича с призывом активизировать работу на этом направлении».


Who is mister Менчук?

При ближайшем рассмотрении выясняется, что таким «волевым и решительным» Александр Менчук был не всегда. А был он, как утверждают знакомые с ним люди, самым что ни на есть классическим представителем российского бюрократического сословия. Долгое время работал в Правительстве Москвы в ранге заместителя председателя Комитета рекламы, информации и оформления города. Ничем выдающимся не запомнился, в СМИ особо не светился - разве что в качестве комментатора по поводу нашумевшей трансляции порноролика на одном из рекламных видеоэкранов на Садовом кольце в январе 2010-го. А еще… в качестве фигуранта уголовного дела.

В 2008 году следственные органы обнаружили в работе комитета грубые нарушения, связанные, в том числе, с необоснованным предоставлением коммерческим структурам льгот по размещению рекламы. По одному из договоров, который контролировал лично господин Менчук, ущерб составил почти 230 млн. рублей. Для возбуждения дела о коррупции доказательств не хватило (да и время тогда было немного другое). Но следователь Михаил Туманов твердо заявлял: «Полученные в ходе работы материалы позволяют сделать обоснованный вывод, что в действиях Менчука А.Д. имеются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ - халатность».

Однако практически готовое к рассмотрению в суде дело у Туманова, известного своей принципиальностью, внезапно забрали и передали другому следователю, Олегу Пипченко, который, по странному стечению обстоятельств, оказался… одноклассником Менчука. Вряд ли стоит удивляться, что в конце 2009 года уголовное преследование прекратили, а Александр Дмитриевич даже какое-то время исполнял обязанности своего шефа по комитету, Владимира Макарова (тот тоже был подследственным и находился под стражей; позже был отпущен по ходатайству 16 депутатов-единороссов и лично Владимира Платонова). Макаров и Менчук, как не в чем не бывало, руководили московской рекламой еще больше года, пока не сменился градоначальник. В июле 2011-го комитет был упразднен, а наш чиновник - освобожден от занимаемой должности. До недавнего времени он тихо-мирно занимался развитием собственного бизнеса. А в мае 2013-го «всплыл» - уже в качестве заместителя руководителя Главного управления по информационной политике Московской области и «непримиримого борца» с незаконной рекламой.

Непримиримость и служебное рвение Менчука становятся вполне понятны, если взглянуть на распоряжение о его назначении на должность. Оно подписано врио губернатора Московской области А.Ю.Воробьевым 26 июня 2013 года и предполагает трехмесячный испытательный срок (казалось бы, при чем тут выборы?)… Для бюрократа с подмоченной репутацией жизненно важно сейчас «показать себя», чтобы сохранить вожделенный статус госслужащего.

Закон - что дышло

Вступивший в силу в мае 2013 года ФЗ-98, на который активно ссылается Менчук, действительно дает некоторые дополнительные полномочия региональным властям. Но «дьявол в деталях», как обычно… Да и сам чиновник не скрывает, что есть два вида незаконных рекламных конструкций - те, которые действительно незаконно установлены (безо всякой разрешительной документации), и те, которые установлены вообще-то законно, на основании договоров - но вот беда, срок действия этих договоров почему-то истек… Формально можно снести и те, и другие - что и делается. И масштаб впечатляет - почти 40% объектов наружной рекламы Подмосковья объявлены вне закона!

А хитрость вот в чем - по закону, составление схемы размещения рекламных конструкций и проведение торгов по продаже рекламных мест находится в ведении муниципалитетов. Но утверждает схему область. При этом п.4 статьи 4 новой редакции закона позволяет до 1 января 2014 года, пока не утверждена новая схема, действовать в соответствии с прежней редакцией закона, в том числе проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Но областная власть - в данном случае, в лице господина Менчука - общую схему утверждать не спешит (при том, что многие муниципалитеты в рамках своих территорий давно ее разработали). Как же, дело архиважное - «общее концептуальное решение» по наружной рекламе для всей области! При этом на торги с прошлого года наложен мораторий - а значит, добросовестные предприниматели, при всем желании соблюсти закон, сделать это не могут и автоматически выбывают из правового поля… Поневоле вспоминается Лев Давыдович Троцкий с его знаменитым: «Ни мира, ни войны, а армию распустить!»

Торг здесь неуместен?

Угроза роспуска армии действительно существует. Точнее, армия подмосковных операторов наружной рекламы (а это более 100 предприятий малого и среднего бизнеса, несколько тысяч работников) рискует превратиться в армию безработных. Значит, это кому-нибудь нужно?

Андрей Воробьев, как гордо заявляет господин Менчук, поставил амбициозную задачу: увеличить доход от рекламы с 287 млн. руб (по итогам 2012 года) до 2,5 млрд. Но пока что результат диаметрально противоположный - из-за отмены уже подготовленных торгов в 16 муниципальных образованиях области их бюджеты потеряли около 300 (!) млн. И это не считая морального и материального ущерба, которые несут добросовестные операторы рекламы… Согласно оценкам экспертов-юристов, в действиях чиновников Правительства Московской области - в частности, А.Д.Менчука - усматривается прямое превышение должностных полномочий. Впрочем, нашему «непримиримому борцу» не впервой находиться на грани и за гранью Закона. Но вот зачем это Воробьеву, который, судя по всему, дорожит своей репутацией?

Если общественность не получает ответов на острые вопросы, появившийся информационный вакуум неизбежно заполняется домыслами. Так вот, в среде разбирающихся в перипетиях подмосковного рынка граждан (а рынок довольно развитый, так что граждан таких много, и они - избиратели) курсируют упорные слухи, что скоро в Московской области появятся новые операторы рекламы. Совсем новые. Из Красноярского края… Что ж, как говорится, поживем - увидим. Но как-то все это печально, не правда ли?

Данный материал авторский, и является исключительным оценочным мнением автора текста, а так же правдоподобности сведений изложенных в нем.

Подмосковье, Андрей Воробьев, Воробьев, компромат, выборы, реклама, коррупция, скандал, Правительство Московской области, щиты, Московская область

Previous post Next post
Up