Гринпис требует отправить на доработку территориальную схему обращения с отходами Московской области, которая предполагает сжигание мусора и расширение территории полигонов.
На сайте правительства Московской области
опубликован проект территориальной схемы обращения с отходами - документа, подробно описывающего судьбу мусора в регионе.
В проекте схемы заявлено о планах по строительству четырёх мусоросжигательных заводов мощностью по 700 тыс. тонн каждый, половина отходов для которых будет поступать из Москвы.
Получается, что ежегодно каждый житель Московской области будет «поставлять» на сжигание 150 кг своего мусора. Судя по расчётам, приведённым в документе, запустить заводы планируется в 2023 году.
Размещать заводы предлагается «по периметру Малого московского бетонного кольца или на небольшом удалении от него». Разработчики схемы также присмотрели площадки в районе Наро-Фоминска, Солнечногорска, Ногинска и Воскресенска, куда будет проще и дешевле привозить отходы.
Единственное, о чём беспокоятся разработчики проекта схемы - установление «зелёных» тарифов на электроэнергию. То есть строить мусоросжигательные заводы будут готовы, только если производимую энергию получится продавать дороже, чем обычную, либо её будут обязаны покупать участники рынка электроэнергии по механизму договоров поставки мощности (ДПМ)*. Сейчас порядок установления «зелёных» тарифов на электроэнергию ещё не определён и обсуждается на федеральном уровне.
Механизм договоров предоставления мощности приведёт к росту тарифов на электроэнергию для производителей товаров и услуг, это ударит по кошелькам как минимум жителей Московского региона.
В это же время в нашей стране энергия уже производится с избытком, а предприятия по переработке отходов, наоборот, испытывают дефицит вторсырья и работают вполсилы. Сложившаяся ситуация противоречит принятому закону «Об отходах», где переработка ставится в приоритет перед сжиганием.
Кроме того, мусоросжигательные заводы станут дополнительными источниками выбросов токсичных веществ, которые приводят к росту онкологических заболеваний и вызывают бесплодие.
еличить Разработчики проекта схемы хотят не только активно сжигать мусор, но и закапывать его на свалках**. В документе говорится о расширении шести мусорных полигонов («Аннино», «Алексинский карьер», «Храброво», «Воловичи», «Непейно», «Ядрово») и строительстве пяти новых, расположенных в восточной и юго-восточной частях Московской области (Серебряно-Прудский, Сергиево-Посадский, Орехово-Зуевский, Каширский, Воскресенский районы).
Раздельный сбор отходов в Московской области, несмотря на
заявление министра экологии и природопользования региона Александра Когана, планируется организовывать не на всей территории области, а лишь в основных крупных городах: Волоколамске, Красногорске, Солнечногорске, Химках, Дубне, Мытищах, Ивантеевке, Ногинске, Балашихе, Шатуре, Домодедове, Озёрах. В остальных населённых пунктах области решение о внедрении раздельного сбора должен принять (или не принять) региональный оператор.
Перед тем как вступить в силу, проект терсхемы должен пройти согласование в Росприроднадзоре.
Гринпис призывает руководителя надзорного ведомства Артёма Сидорова отправить на доработку территориальную схему Московской области, из которой как минимум необходимо исключить раздел о сжигании мусора и добавить пункты о внедрении раздельного сбора.
Разработчики должны учитывать в документе все технологические, экономические, экологические и социальные факторы, а также мнение жителей. Даже Минэкономразвития
отмечает, что «в настоящее время в Российской Федерации существуют отечественные производители оборудования по переработке отходов и реализуются проекты, превосходящие по экономической эффективности и экологической безопасности проекты по термическому обезвреживанию отходов».
Дополнительная информация
*Если владельцы будущих мусоросжигательных заводов смогут заключить договоры поставок мощности, то у них появится железное основание для строительства заводов (предусмотрена выплата штрафов за просрочку ввода мусорного завода), с которым очень сложно будет спорить. Ещё тяжелее будет обосновать заморозку или прекращение строительства.
**Несмотря на то что Московская область приступила к разработке территориальной схемы достаточно давно, складывается ощущение, будто доделывали её в последний момент и в крайней спешке. В текстовой части схемы и в приложениях к ней приводятся два совершенно разных набора целевых показателей, которые планируется достигнуть к 2030 году. Например, разница по количеству отходов, направляемых на захоронение, отличается на 15%! Аналогичные разбросы есть и по всем остальным методам обращения с отходами. Что этим хотели сказать разработчики, остаётся загадкой.