Александр Ходов, председатель Контрольно-счетной палаты Московской области: Мы готовимся к внедрению

May 07, 2013 23:24


С 2014 года подмосковное правительство переходит на трехлетнее бюджетное планирование. Причем бюджет, в отличие от прежних лет, станет программным. О том, как в этом случае будут контролировать его исполнение, обозревателю «Подмосковья» Алексею ПЕТРЕНКО рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Московской области Александр ХОДОВ.



- Александр Александрович, каковы итоги исполнения бюджета Московской области за 2012 год?
- Да, с докладом о работе Контрольно-счетной палаты Московской области, в том числе и по контролю над исполнением бюджета в 2012 году, я выступил в Московской областной Думе 4 апреля. Недостатков обнаружили более чем на 11 миллиардов 446 миллионов рублей. Нарушения почти на два миллиарда рублей удалось устранить еще в ходе контрольных мероприятий. Для сравнения: в 2011 году цифра вскрытых нами нарушений была значительно меньше - 1 миллиард 261,4 миллиона рублей.
- Чаще стали нарушать бюджетную дисциплину или вы более жестко спрашиваете с нарушителей?
- Мы всегда спрашивали и спрашиваем одинаково строго. Увеличение количества  нарушений прежде всего стало следствием роста числа проверенных нами объектов. Этому, в свою очередь, способствовало принятое губернатором и Мособлдумой решение об увеличении численности Контрольно-счетной палаты, что позволило создать еще одну инспекцию и ввести должность пятого аудитора. Кроме того, с созданием контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях мы стали проводить совместные контрольные мероприятия по проверке использования денег, выделяемых из областного и местных бюджетов. Нарушений немало - от требований Бюджетного кодекса Российской Федерации до положений Федерального закона «О бухгалтерском учете» и прочих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учета и отчетности.
- Приведите наиболее характерные примеры.

- В сельских поселениях Селковское и Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района сдали в эксплуатацию пять блочных модульных газовых котельных стоимостью 131 миллион 250,2 тысячи рублей, не подключив их к сетям газоснабжения. В результате на начало проверки обеспечение теплоснабжением жителей в пяти населенных пунктах осуществлялось от старых котельных, работающих на жидком топливе. И до сих пор в связи с отказом ООО «Газпром трансгаз Москва» поставлять газ в одну из этих котельных - в  поселке Каменки (Башенка) новая котельная не введена в эксплуатацию.
Кроме того, выборочные контрольные обмеры строительно-монтажных и иных работ по строительству двух блочных модульных газовых котельных установили завышение стоимости выполненных и оплаченных работ на 4 миллиона 458,4 тысячи рублей. Общий объем финансовых нарушений, выявленных в процессе проверки, превысил 740 миллионов рублей.
- Весной подмосковные дороги нередко выглядят, как после бомбежки: все в ямах и рытвинах. А ведь в Московской области существует долгосрочная целевая программа «Дороги Подмосковья». Как ее выполняют, проверяли?
- Проверяли и пришли к выводу, что мероприятия, которые были проведены в подразделениях дорожной отрасли Московской области, а также то, что она долгое время оставалась без руководства, не способствовали повышению эффективности реализации программы, а в итоге привели к существенному росту затрат.
До сих пор, например, унитарные предприятия дорожной отрасли не переданы от Управления «Мосавтодор» в ведение Главного управления дорожного хозяйства. Некоторые предприятия приобретали материальные средства для строительства и ремонта дорог, оплачивали проектные и иные работы по завышенным расценкам и, наоборот, себе в убыток кредитовали партнеров. Так, ГУП МО «Московский областной дорожный центр» сдавало специальную дорожную технику и оборудование в аренду коммерческим организациям по заниженным ценам, большая часть этого оборудования находилась в залоге у банков-кредиторов. А Управление «Мосавтодор» только за 2011 год потратило на уплату штрафов, пеней и выплат по исполнительным листам 11 миллионов 104,6 тысячи рублей. Но и это не все. В бюджетном учете «Мос­автодора» числились расходы, связанные с предусмотренными программой, но нереализованными проектно-изыскательскими работами на 2 миллиарда 250 миллионов 573,3 тысячи рублей! Причем это в отчетности отражено не было.
- Неужели в Московской области так много сфер, в которых неэффективно тратят бюджетные средства?
- Нарушений действительно немало. Но это не значит, что те, от кого зависит качественное исполнение бюджета области, повсеместно расходуют деньги неэффективно. Как я говорил, нарушений в расходовании бюджетных средств мы нашли на 11 миллиардов 446,2 миллиона рублей. Но это - 2,5 процента от общей суммы консолидированного бюджета области, доходы которого в 2012 году, по данным областного Минфина, составили более 453 миллиардов рублей. То есть в большинстве случаев наши распорядители бюджетных средств тратят их на полезные для области дела.
- Какие именно?
- Есть у нас в области долгосрочная целевая программа «Экология Подмосковья на 2011 - 2013 годы». Контрольно-счетная палата проверила законность и результативность расходования денежных средств, выделенных из бюджетов разных уровней в 2011 - 2012 годах на ее реализацию. Не буду говорить, что здесь все идеально - финансовых нарушений мы обнаружили на сумму более 21 миллиона руб­лей, но увидели и много положительного. В частности, в рамках программы действует подпрограмма «Повышение пожарной безопасности торфяников, расположенных на территории Московской области». Для ее реализации предусмотрены 4,6 миллиарда рублей, выделяемых из федерального бюджета, и более 113 миллионов рублей - из средств бюджета Московской области. Указанные средства в 2011 - 2012 годах пошли на строительство 34 комплексов гидротехнических сооружений для обводнения месторождений торфа. В стадии строительства еще 20 комплексов. В целом сформированная в Московской области система предотвращения природных пожаров показала свою эффективность.
Вполне рачительно расходовались средства областного бюджета на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012 - 2014 годах». В семи муниципальных образованиях мы проанализировали, сколько здесь фактически мест в дошкольных образовательных учреждениях и какова реальная потребность в них. Сложная ситуация в городских округах Железнодорожный - 6085 недостающих мест и Домодедово - 4500 мест, а также в Мытищинском муниципальном районе - 4214 мест. В то же время в Раменском муниципальном районе за счет оптимизации имеющихся площадей удалось сократить дефицит на 1500 мест и практически ликвидировать очередь.
Проверили мы и то, как обеспечены дополнительным питанием беременные женщины, кормящие матери и дети в возрасте до трех лет. Убедились: во всех проверенных муниципальных образованиях такое питание организовано - через детские молочные кухни и специальные пункты. Отмечу, в частности, Наро-Фоминский муниципальный район, где не только открыли пункты выдачи питания с большим ассортиментом продуктов, но и заключили договор с местным молокозаводом о выездной доставке продуктов в отдаленные населенные пункты.
- В чем причины того, что не все программы выполняются должным образом?
- Главная причина - несвоевременное принятие нормативных правовых актов, вносящих изменения в долгосрочные целевые программы либо устанавливающих порядок, условия предоставления и распределение межбюджетных трансфертов. А также отсутствие должного контроля за обоснованностью и законностью расходования бюджетных средств. Относится это как к федеральным, так и к областным ведомствам.
Характерный пример. Проверив, насколько законно и результативно используются средства областного бюджета, выделенные на переселение жителей Подмосковья из аварийных домов, мы пришли к выводу, что в 2009 - 2011 годах объемы такого жилья не снизились. Более того, в городских поселениях Дмитров и Деденево Дмитровского муниципального района из аварийного жилищного фонда к началу зимы 2012 года, как это было предусмотрено планом, не было переселено ни одного жителя. Не выполнили свои обязательства в установленные сроки подрядные организации-застройщики в городских поселениях Жилево, Михнево и сельских поселениях Аксиньинское, Семеновское Ступинского муниципального района. Администрации  поселений «постеснялись» использовать свое право  истребовать неустойку от ООО «Квинтекс» за нарушение сроков выполнения работ в общей сумме 2 миллиона 210,9 тысячи рублей. Эта же компания при строительстве многоквартирного дома не выполнила обязательства на сумму 111 миллионов 341 тысяча рублей и перед администрацией городского поселения Ступино.
Произошло все это во многом потому, что в нарушение соответствующих нормативных актов Министерство строительного комплекса Московской области, как оно называлось в то время, не в полном объеме передало, а Министерство имущественных отношений не истребовало документы, определяющие стоимость передаваемого имущества - государственные контракты. В результате стоимость квартир в сумме 1 миллиард 691 миллион 162,4 тысячи рублей в реестре собственности Московской области, а после их передачи и в казне муниципальных образований, отражена не была.
- Получается, что в новых условиях бюджетного планирования едва ли не главная функция Контрольно-счетной палаты - научить распорядителей бюджетных средств более жестко контролировать законность и эффективность их расходования подчиненными структурами. Удастся ли?
- По-иному уже нельзя. Реализация некоторых программ может занимать даже не три года, а значительно больше. Уже сейчас мы готовимся к внедрению нового вида контроля - стратегическому аудиту, который тесно увязан с проводимой в области и в стране бюджетной реформой, в том числе с увеличением сроков бюджетного планирования. Все это, безусловно, усложнит внешний государственный финансовый контроль, который осуществляет Контрольно-счетная палата. Ведь наши сотрудники в ходе проверок обязаны определить причины нарушений финансовой дисциплины, которые в большинстве случаев связаны с низкой профессиональной подготовкой как непосредственно финансовых работников, так и руководителей проверяемых объектов. Приходится в таких случаях подсказывать, как впредь не допускать ошибок и нарушений. Поэтому мы будем и дальше повышать ответственность распорядителей бюджетных средств за их расходование.

прокурор, Подмосковье, Андрей Воробьев, компромат, Московская областная Дума, махинации, скандал, коррупция, земля, Правительство Московской области, Андрей Ильницкий, показуха, уголовное дело, Мособлдума, Московская область

Previous post Next post
Up