Поколение потерявшее душу

Jul 24, 2011 13:17

Данный опус не моего пера, но зато всецело про меня. Да и не только про меня...

В середине девяностых все вдруг дружно запрезирали непризнанных гениев.Если ты такой умный и талантливый, почему такой бедный? спрашивали начинающих писателей и художников мелкооптовые торговцы китайскими джинсами. И действительно, почему? Все пути открыты. Богатей,преуспевай. А главное, перестань заниматься глупостями, которые не интересны широкому потребителю.

И вот тысячи, десятки тысяч молодых, творческих и способных принялись зарабатывать. Нанялись копирайтерами и дизайнерами к тем же мелкооптовым торговцам, которые с течением времени превратились в директоров компаний. Сейчас, еще немного, думали молодые и творческие, накоплю денег, куплю квартиру, машину, гарнитур в Икее. А потом можно будет заняться творчеством.

Они надеялись писать рассказы по ночам, рисовать этюды на выходных. Ничего этого не случилось. А посему вместо нового поколения творческой интеллигенции мы получили поколение клерков, тоскующих по несбывшемуся будущему. Измученных, депрессивных, занятых не своим делом.

Человек, потерявший душу. Эта коллизия многократно описана в классике, нашей и зарубежной. Об этом Портрет Гоголя. Об этом Шагреневая кожа Бальзака. Он мог все и не хотел уже ничего, пишет Бальзак о своем герое. Вот точное описание беды, которая случилась с сегодняшним поколением 3040-летних. Мы многого добились, но совсем не того, о чем мечтали когда-то.

Драм и трагедий масса. Но есть в литературе и положительные примеры. В отличие от героев Гоголя и Бальзака, герой романа Сомерсета Моэма Луна и грош сумел преодолеть искушение благополучием. Он смог сделать главный выбор своей жизни между луной и грошом в пользу луны. А помог ему в этом кризис.

В зеркале литературы

Герой Моэма Чарльз Стрикленд преуспевающий лондонский бизнесмен.Обустроенный быт, милая жена, дети, статусные друзья. Успешная и совершенно непримечательная личность. Он что-то делает в Сити, говорят о Стрикленде знакомые. Кажется, биржевой маклер. Скучнейший малый!.. И нисколько не интересуется литературой и искусством. Даже жена его, дама с претензией на богемность, отзывается о муже без восторга: Настоящий обыватель. Вы с ним умрете с тоски.

И вот однажды весь этот мир рушится. Стрикленд бросает жену,уходит с работы и уезжает в Париж. Он решил стать художником.Разумеется, его картины не покупают. Ему сорок лет. Он бедствует,опускается на самое дно. Живет в ночлежке, дерется с матросами,месяцами не ест ничего, кроме хлеба и молока. А кончает свою жизнь на тихом экзотическом острове. Женится на туземке. Пишет картины. После смерти Стрикленда широкая публика признает его гением. Но ему и при жизни не было никакого дела до широкой публики, а после смерти уж и подавно.
Фрагмент. © Ян Шенкман

искусство, жизнь, душа, потеря, выбор, поколение

Previous post
Up