Личный шофер Императора Николая II

Sep 12, 2010 09:20


Кегресс Адольф
1879 - 1943




Французский инженер, механик и изобретатель, долгое время работал в России, где изобрел полугусеничный движитель для движения автомобиля по рыхлому снегу и грунту. Родился во Франции. С 1904 г. работал техником в моторном отделе завода фирмы «Лесснер», который поставлял царскому гаражу автомобили своей постройки. В 1906 году, когда князь Орлов, приобретал у фирмы «Лесснер» два новых автомобиля системы «Даймлер-Луцкой» для Императорского гаража, ему очень понравился этот 28-летный толковый специалист из Франции. И Орлов тут же пригласил его на пост технического директора Императорского гаража в Царском Селе под Санкт-Петербургом, положив ему 4200 рублей годового жалованья - сумму по тем временам немалую. Так с легкой руки князя Орлова Кегресс стал заведующим технической частью Императорского гаража.



Адольф Кегресс на Императорском автомобиле перед Екатерининским дворцом в Царском Селе.Вероятно это один из первых царских "Мерседесов" с кузовом лимузин фирмы "Брейтигам", но не исключено что это российский "Лесснер".

Считая себя ответственным за езду Государя на автомобилях, князь Орлов первое время лично управлял мотором Его Величества. Однако количество машин росло, и один человек уже не мог управиться с поездками всех членов императорской семьи. В конце концов, возить Николая II было доверено Кегрессу. Так, с подачи того же князя Орлова, Кегресс стал еще и личным шофёром Николая II. Правда, в течение первого месяца Орлов из предосторожности ездил рядом с ним.

Генерал-майор Свиты Его Величества Воейков Владимир Николаевич, почетный член Царскосельского автомобильно-спортивного общества, в своих мемуарах писал: "Машиной Государя управлял Кегресс, ездивший с необыкновенной быстротой. На мои замечания относительно такой быстрой езды Кегресс всегда возражал, что Государь это любит".



Императорский автомобиль «Делоне-Бельвиль CMT» (Delaunay-Belleville SMT - «Sa Majeste le Tzar» (Его Величество Царь)), с кузовом "шоффер-купэ" парижской фирмы Kellner. А. Кегресс за рулем. Николай II садится в автомобиль.

Надо сказать, что самые мощные автомобили тех лет на хорошей дороге развивали скорость 120-130 км/ч. По свидетельствам того же Воейкова, Кегресс великолепно «правил» машиной при дальних поездках, поддерживая среднюю скорость от 60 до 70 верст в час (65-75 км/ч).

Адольф Кегресс приобретал лучшие автомобили европейских фирм таких как: английские Роллс-Ройс и Воксхол, немецкие Мерседес и Бенц, итальянские Фиат, Ренард, американские Паккард и Форд, французские Берлие, Бразье, Де Дион-Бутон, Рено, Пежо. Больше всего Император любил французские автомобили Делоне-Бельвиль.



«Делонэ-Бельвиль 45 CV» на торжественной встрече Императора в Ярославле, шофер Адольф Кегресс отдает честь царской семье.

Но не обделял вниманием Кегресс и российские заводы. Например, в 1907 году в гараж на Конюшенную площадь поступил автомобиль "Лесснер-28/32" с кузовом работы петербургской фирмы «Иван Брейтигам»:



Позже, в 1913 году в Императорский гараж поступило два "Руссо-Балта" с кузовами "ландоле": модели К 12-20 (2211 см куб., 20 л.с.) и С 24-40 (4501 см куб., 40 л.с.).





Дело расширялось. Количество автомобилей с каждым годом росло, Это требовало строительства новых зданий для гаража, увеличения обслуживающего штата, что привело к образованию, говоря современным языком, большого автотранспортного предприятия. Была создана школа шоферов. В 1908 году штат Царскосельского Императорского гаража насчитывал 26 человек, а через пять лет разросся до восьмидесяти. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга.
В их функции входило не только мастерки управлять автомобилем, но и уметь их ремонтировать.
В особых случаях водители должны были уметь принимать экстренных меры по защите пассажиров Императорской семьи от любых посягательств. Современным языком, говоря, они должны быть телохранителями. Всему этому обучала Императорская школа шоферов, которая размещалась в Царскосельском Императорском гараже.



Николай перед автомобилем «Делонэ-Бельвиль 45 CV», Кегресс за рулем.
На пробке радиатора машины интереснейшая фигурка - свастика (!).



Самая первая работа А. Кегресса, французская машина ФЛ с дополнительной осью и цепями. Фотография снята у Императорского гаража в Царском Селе, за рулем сам изобретатель, подпись на фотографии тоже его - на французском.

Управление техническим отделом этого предприятия и личного шофера Императора Кегресс совмещал, с исследовательской работой по улучшению устойчивости и проходимости автомобилей в зимнее время.
Мастерские Императорского гаража не только постоянно реконструировали и ремонтировали автомобили. С 1906 по 1916 год под руководством А. Кегресса здесь шла постройка экспериментальных полугусеничных машин на шасси Mercedes, «Руссо-Балт» и «Packard».
Кегресс занимался проблемой улучшения проходимости автомобиля по заснеженным трассам. Заменил передние колеса на лыжи, а задние - на мягкие гусеницы, которые сначала изготавливали из сежи, а затем из толстого верблюжьего войлока. В дальнейшем такие гусеницы стали делать из резины. Автосани Кегресса одержали победы в ряде гонок по снегу.







Зимой 1911 года Кегресс участвовал в первых испытаниях моторных средств транспорта при движении по снегу, установив на автомобиль французской фирмы «ФЛ» лыжи и цепи.
В 1912 году его приспособление в виде гусениц было установлено в Царском гараже на автомобиль марки Мерседес с мощностью двигателя 45 л.с., который Кегрессу выделил Николай II «для опытов».
В 1913 году было заключено соглашение с «Русско-Балтийским вагонным заводом» (РБВЗ) на установку гусениц на автомобили «Руссо-Балт».
С этого времени Кегресс постоянно усовершенствовал свое изобретение и участвовал в испытаниях и автопробегах.
Результаты соревнований были настолько успешны, что Адольф Кегресс на свое изобретение - гусеничный движитель - Кегресс 31 мая 1914 года получил привилегию (патент) № 26751-а «автомобильные сани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами и снабженные поворотными полозьями на передней оси».



Январь, 1917 год. Адольф Кегресс перед Александровским дворцом в Царском Селе на автомобиле Паккард (Packard SIX 3-38), который Кегресс переделал в так называемые "снеговой мотор" с гусеничным движителем собственной конструкции

Процитируем запись из дневника Николая II:
«15 января 1917 года, Царское Село. В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег».





Адольф Кегресс в Царскосельском Императорском гараже на автомобиле Мерседес14-30 с гусеничным движителем собственной конструкции. 1912 год.

С началом первой мировой войны Адольфу Кегрессу присвоили звание прапорщика русской армии и предоставили возможность совершенствовать свое изобретение. Было изготовлено несколько полугусеничных автомобилей, принимавших участие в военных действиях. Кегресс разработал целую серию автомобилей на полугусеничном ходу. Это были легковые и грузовые машины, Руссо-Балт, Рено, Паккард, в 1916 году в опытном порядке был переоборудован один английский броневик Остин.

Публикуем список всех известных "автосаней" Кегресса времен Российской Империи:
1. ФЛ 30
2. Мерседес 14-30
3. Руссо-Балт С 24/30
4. Руссо-Балт С 24/40
5. Руссо-Балт М 24/35 санитарный
6. Рено Б-16 санитарный
7. Паккард Сикс (2 или 3 штуки)
8. Остин Мк 2 броневик





Первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль - английский Остин 2-й серии, оборудованный в 1916 году движителем Кегресса.

После Февральской революции и последующего в начале марта отречения Императора от престола тридцатисемилетний Адольф Кегресс сдал все имущество царского гаража представителям Временного правительства, а сам, не дожидаясь окончания революционного процесса, с женой и тремя детьми уехал на автомобиле в Финляндию, откуда вернулся к себе на родину.
В 20-е годы он сотрудничал с компанией «Ситроен», которая приобрела патент на его движитель и активно эксплуатировала эту идею. В 1920-30-е годы эта фирма ставила на свои автомобили гусеницы Кегресса, усовершенствованные Жаком Анстеном.
На таких автомобилях «Ситроен» организовала два грандиозных автопробега - трансафриканский «Чёрный рейд» и трансазиатский «Жёлтый рейд». Адольф Кегресс продолжал свою изобретательскую деятельность до самой своей смерти в начале 1943 года. В память об изобретателе мягкие гусеницы именуются «Кегрессами».
Идеи Кегресса, пропагандируемые фирмой Ситроен, нашли в 20-30-е своих подражателей во всем мире, патенты Кегресса купили такие автомобильные заводы как Unic, SOMUA, St. Chammond (Франция), Crossley, Burford (Англия), Cunningham, Marmon-Herrington (США), Triangel (Дания) и некоторые другие.
В Советской России работы Кегресса тоже не были забыты, в 1919 году в Петрограде была изготовлена дюжина полугусеничных броневиков "Русский Остин" конструкции Путиловского завода, (в литературе их обычно называют "Остин-Кегресс"). Пожалуй, самый знаменитый "Кегресс" это автомобиль Rolls-Royce Silver Ghost, переделанный на Путиловском заводе в том же 1919 году по заказу В. И. Ленина, на нем "вождь" ездил зимой из Москвы в Горки. Это единственный отечественный "Кегресс" сохранившийся до наших дней, он экспонируется в музее Ленина в Ленинских Горках.
В 30-е годы разработки Кегресса были в СССР усовершенствованы, этим занимался институт НАМИ и автозаводы ЗИС и ГАЗ, которые выпускали полугусеничные автомобили мелкими сериями вплоть до 1943 года.



Один из первый "Русских Остинов - Кегрессов" в цеху Путиловского завода, 1919 год.


Испытание машины Руссо-Балт С 24/40 - Кегресс, Императорский гараж, Царское Село, 1913 год.


Санитарный автомобиль "Руссо-Балт М - Кегресс" с прицепом санями, у здания ИРАО на Дворцовой наб. д. 10, Санкт-Петербург, 1916 год.


Полугусеничный Роллс-Ройс Ленина.


Испытание санитарных автосаней на шасси Рено 16 CV и Руссо-Балт М, 1916 год.


Остин-Кегресс на ученьях Красной Армии в конце 20-х годов, эти броневики служили долго.

Взято здесь: http://tsar-auto-club.spb.ru/

Кегресс, Автомобили первых лиц, это интересно, личность

Previous post Next post
Up