съ товарищами и всехъ ратныхъ людей изъ Ярославля къ Вычегодцамъ, о всеобщемъ ополченiи городовъ на защиту отечества, о беззаконной присяге князя Трубецкаго, Заруцкаго и казаковъ новому самозванцу и о скорейшей присылке выборныхъ людей въ Ярославль для земскаго совета, и денежной казны на жалованье ратнымъ людямъ. - 1612, Апреля 7.
Къ Соли Вычегоцкой, архимандритомъ и игуменомъ, и протопопу, и попомъ, и дьякономъ, и всему освященному собору, и господамъ Семену Ивановичу да Максиму Яковлевичу да Миките Григорьевичу съ братьею, и старостамъ, и целовальникомъ, и посадскимъ людемъ, и стрелцомъ, и пушкаремъ, и затинщикомъ, и всякимъ жилецкимъ и уезднымъ людемъ: бояре и околничiе, и Дмитрей Пожарской, и столники, и дворяне болшiе, и стряпчiе, и жилцы, и головы, и дворяне и дети боярскiе всехъ городовъ, и Казанского государьства князи и мурзы и Татаровя, и розныхъ городовъ стрелцы и пушкари и всякiе служивые и жилецкiе люди, челомъ бьютъ. По умножению греховъ всего православного крестьянства, по праведному прещенiю неутолимой гневъ на землю нашу наведе Богъ: первое прекротилъ благородный корень царьского поколенiя; потому же произволи владети Великою Росiею, изъ синклиту Царьского Величества, Царю Борису, его же державьство скоро прекроти. Потомъ же, за умноженiе греха, а по действу дьяволю, возста на насъ предотеча богоборнаго Антихриста, отъ чина иноческого Гришка Отрепьевъ, и своимъ злымъ умысломъ и по вражью действу избежалъ въ Полшу и тамо безчисленыхъ и богомерскихъ ересей исполнился, и вместо крестьянскiя веры Греческого закона Люторскую и проклятую веру возлюбилъ, и безстудно нарекъ себя Царемъ Дмитреемъ, и своимъ злымъ чародействомъ наскочивъ на царьскiй престолъ и хотелъ нашу православную крестьянскую веру попрати и превратить въ Латынство, и вместо апостолскихъ церквей проклятые Римскiе костелы учинить; милосердый же Богъ, по своему неизреченному милосердiю, не хотя его злого помыслу исполнити, вскоре его пагубной смерти предалъ.
Потомъ же произволибося царьствовати Царю Василью и крестъ ему Государю все целовали, началникъ же всему злу дьяволъ, видя въ православныхъ крестьянехъ неизреченную милость Божiю, воздвигъ злопагубное разделенiе въ православныхъ крестьянехъ: многiе прелстилися на тленное и неправедное собранiе, и своимъ злымъ умышленiемъ, собрався воры изо всякихъ чиновъ учинили въ Московскомъ государьстве межусобное кровопролитiе и воста сынъ на отца, и отецъ на сына, и братъ на брата, и всякъ ближный извлече мечь, и многое кровопролитiе христiянское учинилося. И собрався те воровскiе люди приходили, съ Ивашкомъ Болотниковымъ, подъ царьствующiй градъ, хотя, по своему злонравiю, царьствующiй градъ розграбити и бояръ и всякихъ чиновъ людей, и гостей и торговыхъ людей, побить; милосердый же Богъ, своимъ милосердiемъ, ихъ победилъ и Московское государьство отъ ихъ злого умышленiя свободилъ. Они же оставшеи воры, по своему воровскому обычаю, учинили въ Украиныхъ городехъ сбиратися и межъ себя выбрали вора и назвали его темъ же проименованiемъ, Царемъ Дмитреемъ; къ ихъ же злочестивому совету присталъ Литовской король, преступивъ крестное целованiе, на чемъ было утвержение съ Царемъ Борисомъ, и послалъ съ темъ воромъ Полскихъ и Литовскихъ людей: и съ теми воры сложась Полскiе и Литовскiе люди многiе грады разорили, и святыя великiя лавры разрушили, и нетленные телеса святыхъ обругали, и безчисленно православныхъ христiянъ мечному потребленiю предали. И мнози воздвигошася врази, и тмочисленное излiяся лукавство, и мнози отъ грабителей и ненасытныхъ кровоядцовъ царми себя называше, Петрушка, и Августъ, и Лаврушка, и Федка, и иные многiе, и отъ нихъ многiя крови разлiяшеся и безчисленно благородныхъ людей мечемъ скончаша; милосердый же Богъ техъ лжеимянитыхъ враговъ, Петрушку съ товарыщи, злой смерти предалъ. Прежеимянитый же воръ, которой назывался Дмитреемъ, собрався съ началники пагубе, съ Полскими и съ Литовскими людми и съ Рускими воры, приходилъ подъ царьствующiй градъ Москву и стоялъ въ Тушине, и хотелъ царьствующiй градъ разорити, и стоялъ подъ Москвою два годы. Въ то же время нечестивой Полской король велику и злую ярость воздвиже на православное христiянство: наруша крестное целованiе и мирное постановленiе, что было утвержено съ Царемъ Василiемъ, пришедъ подъ Смоленескъ, и многiе грады и села разорилъ, и церкви и монастыри разрушилъ, хотя градъ Смоленескъ восхитить, и стоялъ подъ Смоленскомъ полтретья года, и сослався съ теми людми, которые были съ воромъ, хотя Московскимъ государьствомъ завладети, и послалъ отъ себя изъ подъ Смоленска къ Московскому государьству корунного своего гетмана Станислава Желтковского, а съ нимъ многихъ Полскихъ и Литовскихъ людей, съ темъ, будто онъ сына своего королевича на Московское государьство дастъ. И пришедъ гетманъ подъ царьствующiй градъ Москву прислалъ къ Патрiарху <...> своего на Московское государьство дастъ и креститъ его въ нашу православную веру Греческого закона; и на томъ гетманъ и полковники и все рыцарство целовали крестъ, за короля и за всю Полскую и Литовскую землю, что король сына своего на Московское государьство дастъ и креститъ его въ православную христiянскую веру Греческаго закона; а самому было гетману съ Полскими и съ Литовскими людми отъ Москвы отойтить и стати въ Можайску, а въ Московскомъ государьстве и во всехъ городехъ Литовскимъ людемъ не быть, и королю было отъ Смоленска отойти прочь. И въ тожъ время, по совету Литовскихъ людей, лжеименитый царь изъ Колуги пришедъ подъ царьствующiй градъ и сталъ въ Коломенскомъ. Бояре же, которые пристали къ предателямъ веры крестьянской, къ Михайлу Салтыкову да къ Федке Ондронову и къ ихъ единомысленикомъ, не узнавъ ихъ лукаваго совету, восхотеша прiяти на Московское государьство королевича, и Царя Василья съ царьского престола свели: и по своему лукавому злому умышленiю, предатели вере крестьянской, Михайло Салтыковъ съ своими единомышленики, Царя Василья съ братьею, утаяся ото всей земли, отослали къ королю подъ Смоленескъ; а Полскихъ и Литовскихъ людей, которые были съ Желтковскимъ, пустили внутрь царьствующаго града Москвы. Литовской же король, по своему злохитрому обычаю, преступилъ крестное целованье и мирное постановленiе нарушилъ: сына своего королевича на Московское государьство не далъ, и самъ отъ Смоленска не отшелъ, и многими жестокими приступы Смоленескъ взялъ; а пословъ, которые посланы отъ всей земли, Митрополита Филарета, да боярина князя Василья Васильевича Голицына съ товарыщи, послалъ въ Полшу въ заточенье. Нечестивымъ же Полскимъ и Литовскимъ людемъ, вшедшимъ лукавьствомъ во царьствующiй градъ, многое насилiе начаша содевати православнымъ крестьяномъ, и внутрь царьствующаго града костелы поставили, и посоветовавъ съ предатели хрестьянской веры и со враги Московского государьства, съ Михайломъ Салтыковымъ да съ Федкою Ондроновымъ, Московское государьство выжгли, и церкви Божiи и монастыри разорили, и тмочисленныя крови крестьянскiя пролили, и сокровища царьская, многими леты собранная, расхитиша. Въ Резанской же области думной дворянинъ и воевода Прокофей Петровичь Ляпуновъ, видя Московскому государьству отъ Полскихъ и отъ Литовскихъ людей конечное разоренiе и православной крестьянской вере попранiе, сослався со всеми городы Московского государьства, пришелъ подъ царьствующiй градъ: съ нимъ же пришли бояре, и воеводы, и столники, и стряпчiе, и дворяне болшiе, и дворяне и дъти боярскiе всехъ городовъ, и всякiе служивые люди, и положили все советъ и целовали крестъ на томъ, что имъ, за образъ пречистыя Богородицы иконы Владиморскiя, и за чудотворные мощи великихъ Чудотворцовъ, и за царьствующiй градъ Москву, и за все грады Московского государьства, противъ враговъ Полскихъ и Литовскихъ людей стояти и съ ними битися до смерти; и Литовскихъ людей въ Москве осадили, и тесноту имъ великую учинили. Старые же заводчики великому злу, атаманы и казаки, которые служили въ Тушине лжеименитому царю, умысля своимъ воровствомъ съ ихъ началникомъ, съ Иваномъ Заруцкимъ, хотя того, что Полскимъ и Литовскимъ людемъ ослаба учинить, а имъ бы по своему воровскому обычаю владети, Прокофья Ляпунова убили, и учали совершати вся злая по своему казацкому воровскому обычаю, и всчали въ полкехъ и по дорогамъ многiе грабежи и убiйства, и дворяномъ и детемъ боярскимъ смертные позоры учинили, и бедныхъ полонениковъ, которые выходили изъ города всякого чину мужьска и женьска, поругали, иныхъ смерти предали; началникъ же ихъ Иванъ Заруцкой многiе грады, и дворцовые села, и черныя волости, и монастырьскiя вотчины, себе поималъ и советникомъ своимъ, дворяномъ и детемъ боярскимъ, и атаманомъ и казакомъ роздалъ. Столники же и стряпчiе, и дворяне и дети боярскiе всехъ городовъ, видя неправедное ихъ начинанiе, изъ подъ Москвы розъехались по городомъ и учали совещатися со всеми городы, чтобъ всемъ православнымъ христiяномъ быти въ совете и въ соединенiе, и выбрати Государя всею землею. Да и изъ подъ Москвы князь Дмитрей Трубецкой да Иванъ Заруцкой, и атаманы и казаки, къ намъ и по всемъ городомъ писали, за своими руками, что они целовали крестъ на томъ, что имъ безъ совету всей земли Государя не выбирати, а вору, которой ныне во Пскове, и Марине и сыну ее не служити; ныне же, позабывъ свое крестное целованiе, целовали крестъ вору Сидорку, имянуя его бывшимъ своимъ царемъ, хотя, по своему первому злому совету, бояръ и дворянъ и всякихъ чиновъ людей и земьскихъ и уездныхъ лутчихъ людей, побити и животы розграбити, и владети бы имъ по своему воровскому казацкому обычаю. Мы же все православные христiяне, видя ихъ такую злопагубную беду и конечное отпаденiе ото всехъ православныхъ христiянъ, сердечныма слезами къ Богу вопiемъ. Какъ сатана омрачи очи ихъ! при нихъ Колужской ихъ царь убитъ и безглавенъ лежалъ всемъ на виденiе шесть недель, и о томъ они изъ Колуги къ Москве и по всемъ городомъ писали, что ихъ царь убитъ, и про то всемъ православнымъ христiяномъ ведомо. И ныне, господа, мы все православные христiяне общимъ советомъ, сослався со всею землею, обетъ Богу и души свои дали на томъ, что намъ ихъ воровскому царю Сидорку, и Марине и сыну ее, не служити и противъ враговъ и разорителей веры христiянской, Полскихъ и Литовскихъ людей, стояти въ крепости неподвижно. И вамъ, господа, пожаловати, помня Бога и свою православную христiянскую веру, советовать со всякими людми общимъ советомъ, какъ бы намъ въ нынешнее конечное разоренiе быти не безгосударнымъ; чтобъ намъ, по совету всего государьства, выбрати общимъ советомъ Государя, кого намъ, милосердый Богъ, по праведному своему человеколюбiю, дастъ; чтобъ во многое время, отъ такихъ находящихъ бедъ, безъ Государя Московское государьство до конца не разорилося. Сами, господа, все ведаете: какъ намъ ныне безъ Государя противъ общихъ враговъ, Полскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей и Рускихъ воровъ, которые новую кровь въ государьстве всчинаютъ, стояти? и какъ намъ, безъ Государя, о великихъ о государьственныхъ о земьскихъ делехъ со окрестными государи ссылатись? и какъ государьству нашему впредь стояти крепко и неподвижно? И по всемiрному своему совету пожаловати бъ вамъ прислати къ намъ, въ Ярославль, изо всякихъ чиновъ людей человека по два, и съ ними советъ свой отписати, за своими руками. Да отписати бъ, господа, вамъ отъ себя подъ Москву, въ полки, къ бояромъ и ко всякимъ служивымъ людемъ, чтобъ они отъ вора отъ Сидорка отстали, и съ нами и со всею землею темъ розни не чинили, и крови въ государьстве не всчинали, и были по прежнему въ соединенье, и подъ Москвою стояли безотступно. А прислати бъ, господа, вамъ для земского совету къ намъ вскоре и молити бъ намъ всемъ всемилостиваго Бога, чтобъ намъ православнымъ христiяномъ быти въ любви и въ совете безо всякихъ сердечныхъ злобъ. Да по милости всемогущаго Бога, Его праведнымъ неизреченнымъ призренiемъ, въ Нижнемъ Новегороде гости и все земьскiе посадскiе люди, ревнуя по Бозе, по православной христiянской вере, не пощадя своего именья, дворянъ и детей боярскихъ Смольянъ и иныхъ многихъ городовъ сподобили неоскуднымъ денежнымъ жалованьемъ, и темъ Московскому государьству и всему православному христiянству великую неизреченную помочь учинили. А которые, господа, денги были въ Нижнемъ въ сборе всякихъ доходовъ, и те денги розданы дворяномъ и детемъ боярскимъ и всякимъ ратнымъ людемъ: и ныне, господа, изо всехъ городовъ прiезжаютъ къ намъ столники, и стряпчiе, и дворяне и дети боярскiе, и всякихъ чиновъ люди, а бьютъ челомъ всей земле о денежномъ жалованье, а дати имъ нечего. И вамъ, господа, помня Бога и за православную христiянскую веру твердое и непоколебимое собранье, денежную казну, что есть у Соли Вычегоцкой въ сборе, прислати къ намъ въ Ярославль, ратнымъ людемъ на жалованье, чтобъ намъ всемъ единокупно за свою веру и за отечество противъ враговъ своихъ безсуменною верою стояти. Да поревноватъ бы, господа, пожаловати вамъ гостемъ и посадскимъ людемъ, чтобъ вамъ промежъ себя обложить, что кому съ себя дать на подмогу ратнымъ людемъ; темъ бы вамъ ко всей земли совершенную правду и раденiе показатп и, собравъ съ себя, те денги прислати къ намъ въ Ярославль тотчасъ. А то, господа, вамъ самимъ известно, какъ на Москве учинилось надъ гостьми и надо всеми торговыми людми, за ихъ животы, отъ Полскихъ и отъ Литовскихъ людей: отъ таковаго злаго, лютаго нашествiя избави Богъ всехъ православныхъ христiянъ. А послали, господа, мы къ вамъ, ото всей земли съ сею грамотою, дворянъ розныхъ городовъ, Кондратья Олексiевича Недовескова да Ярославца посадского человека Олферья Шубникова. Писанъ въ Ярославле 7120 Априля въ 7 день.