Мой родной дед, по всей вероятности, был участником одной из таких групп (правда, я не думаю, что было подготовлено так мало народа, всего 553 человека для действий в городе). Дед, химик-органик по образованию, работал главным инженером завода по производству боеприпасов на шоссе Энтузиастов. 16 октября оборудование было погружено для эвакуации, завод заминирован, когда дед уже в темноте шёл домой на Лялин, мост был полностью запружен беженцами, он еле пробрался против движения толпы. И с 17 октября он перешёл на нелегальное положение: поселился в другом районе с новыми документами, он теперь значился как фармацевт, задание было фиксировать номенклатуру и количество медикаментов. По легенде он как сын священника (соответствовало действительности) затаил злобу на Советскую власть, бла, бла, бла. В тот же день он начал работать на новом месте в аптеке. 20 октября его, понятное дело, разыскали и отправили восстанавливать в трёхдневный срок производство боеприпасов :-)))
Я его всегда спрашивала, на что он рассчитывал? Соседка по коммуналке открыто заявляла, что ждёт-не дождётся прихода немцев, чтобы поквитаться за все обиды, старая Москва настолько мала, что встречи со знакомыми неизбежны, сдаст любой. Дед смеялся и говорил, что никто бы его не сдал, собака, которая лает, не кусает.
Оно конечно, производить боеприпасы под бомбёжками тоже не очень безопасно.
Насчет скептицизма не ко мне - это было в оригинальном посту.. А вот то, что система разведывательно-диверсионного подполья была глубоко организована и продумано заранее подтверждают множество открытых мемуаров - от Казанцева и Хренова до Медведева и Судоплатова. И даже предателя-перебежчика Хохлова. Только в Минске немцами были ликвидированы, благодаря пыткам и предательствам, три резидентуры(подпольных горкома) подряд, что не помешало взорвать гауляйтера Кубе.. А уж про Украину вообще много написано и снято по реальным событиям. А сколько еще в архивах.
Продумана заранее - возможно, но вот насчёт подготовки кадров я не так уверена, поскольку у деда с начала войны банально не было времени, чтобы чему-то новому научиться, а прежде он никаким подпольщиком не был (родился в 1899 году). Скорее всего, состоялся один, максимум два, разговора с кем-нибудь из ответственных товарищей, которые его банально завербовали. Семья в эвакуации, с ним только старая мать и незамужняя сестра, биография и образование подходящие, почему не повоевать. На фронт-то не пустили.
Насколько могу судить, в том числе и по рассказам некоторых своих родственников, массовые кадры потенциальных подпольщиков готовились совсем не по методикам спецназа, а скорее просто проверялись на лояльность, попадали в некую картотеку и оставлялись ждать своего часа.. А вот для руководства группами и сетью были уже настоящие кадровые сотрудники. Думаю, что этим и обеспечивалась боле-мене приемлемая конспирация и эффективность. И так много сетей немцами было вскрыто только благодаря тому, что люди друг друга знали или даже встречались не по разу при определенных обстоятельствах - и при аресте, даже случайном, гестапо просто выбивало имена-адреса-приметы у одного-другого и и потом просто брали пачками, даже не особо разбираясь. Это как с мобилизацией - невозможно долго держать в полностью боеготовом состоянии полностью укомплектованные части.. Проще иметь резерв морально готовых людей - а в боевых условиях, на самом деле реально полезный навык приобретается быстрее, а контрразведывательные меры обеспечиваются лучше просто из за фактора времени и быстро меняющейся обстановки. Вон, еще задолго до войны так понаготовили этих будущих партизанских групп, что они массово оказались засвеченными перед немецкой же разведкой, и даже профильтрованы ее и прочей агентурой - так что пришлось прореживать и сильно все перетасовывать.. Просто из-за того, что все это длилось долго, по-любому становилось заметно, и у интересующихся появлялась возможность спокойно, в мирных условиях, проанализировать это дело. Лучшее, как известно - враг хорошего.
Мой родной дед, по всей вероятности, был участником одной из таких групп (правда, я не думаю, что было подготовлено так мало народа, всего 553 человека для действий в городе).
Дед, химик-органик по образованию, работал главным инженером завода по производству боеприпасов на шоссе Энтузиастов. 16 октября оборудование было погружено для эвакуации, завод заминирован, когда дед уже в темноте шёл домой на Лялин, мост был полностью запружен беженцами, он еле пробрался против движения толпы. И с 17 октября он перешёл на нелегальное положение: поселился в другом районе с новыми документами, он теперь значился как фармацевт, задание было фиксировать номенклатуру и количество медикаментов. По легенде он как сын священника (соответствовало действительности) затаил злобу на Советскую власть, бла, бла, бла. В тот же день он начал работать на новом месте в аптеке.
20 октября его, понятное дело, разыскали и отправили восстанавливать в трёхдневный срок производство боеприпасов :-)))
Я его всегда спрашивала, на что он рассчитывал? Соседка по коммуналке открыто заявляла, что ждёт-не дождётся прихода немцев, чтобы поквитаться за все обиды, старая Москва настолько мала, что встречи со знакомыми неизбежны, сдаст любой. Дед смеялся и говорил, что никто бы его не сдал, собака, которая лает, не кусает.
Оно конечно, производить боеприпасы под бомбёжками тоже не очень безопасно.
Reply
А вот то, что система разведывательно-диверсионного подполья была глубоко организована и продумано заранее подтверждают множество открытых мемуаров - от Казанцева и Хренова до Медведева и Судоплатова. И даже предателя-перебежчика Хохлова.
Только в Минске немцами были ликвидированы, благодаря пыткам и предательствам, три резидентуры(подпольных горкома) подряд, что не помешало взорвать гауляйтера Кубе..
А уж про Украину вообще много написано и снято по реальным событиям.
А сколько еще в архивах.
Reply
Reply
А вот для руководства группами и сетью были уже настоящие кадровые сотрудники.
Думаю, что этим и обеспечивалась боле-мене приемлемая конспирация и эффективность.
И так много сетей немцами было вскрыто только благодаря тому, что люди друг друга знали или даже встречались не по разу при определенных обстоятельствах - и при аресте, даже случайном, гестапо просто выбивало имена-адреса-приметы у одного-другого и и потом просто брали пачками, даже не особо разбираясь.
Это как с мобилизацией - невозможно долго держать в полностью боеготовом состоянии полностью укомплектованные части.. Проще иметь резерв морально готовых людей - а в боевых условиях, на самом деле реально полезный навык приобретается быстрее, а контрразведывательные меры обеспечиваются лучше просто из за фактора времени и быстро меняющейся обстановки.
Вон, еще задолго до войны так понаготовили этих будущих партизанских групп, что они массово оказались засвеченными перед немецкой же разведкой, и даже профильтрованы ее и прочей агентурой - так что пришлось прореживать и сильно все перетасовывать.. Просто из-за того, что все это длилось долго, по-любому становилось заметно, и у интересующихся появлялась возможность спокойно, в мирных условиях, проанализировать это дело.
Лучшее, как известно - враг хорошего.
Reply
Reply
Leave a comment