Усадьба Никольское-Котлы.

Nov 17, 2013 14:43


Собстно, ничего нового я не напишу, писал я это не раз раздёрганно по разным дыбрам, но, так-зять в объединение и с добавлением некоторых любопытных документов. Впрочем, это мало кому интересно.



Карта 1878 года

Вощем, в районе нынешнего Электролитного проезда стояла древняя усадьба Никольское, с бывшей при ней деревенькой, видимо. Существовала она отдельно от деревни Верхние Котлы, которые были вдоль Серпуховской дороги (нынешнее Варшавское шоссе). Усадьба с деревенькой довольно древние. Причём с церковью. Ибо село "Никольское на Котле" известно еще в 1543 г., когда принадлежало Симонову монастырю.



Карта 1931 года с наложением современной спутниковой.

Более того, Впервые Котлы (Котел) упоминаются в конце XIV столетия: в 1380 г. мимо проходили идущие на битву, а затем возвращавшиеся с Куликовской битвы ратники Дмитрия Донского. Спустя 10 лет прои­зошло другое событие, также связанное с Котлами. После смерти Московского митрополита Алексия Вселенский патриарх определил на опустевшую кафедру болгарина Киприана, но Дмитрию Ивановичу мит­рополитом виделся близкий ему Михаил (Митяй). И лишь в 1390 г., после кончины Донского, его сын, великий князь Василий с матерью княгиней Евдокией и братьями торжественно встречал прибывшего из Царьграда Киприана "за Москвой на Котле". Позднее "за рекою Москвою на поклонной горе" встречали крымских послов.

Правда, понять, какие Котлы имеются в виду - Верхние, или расположенное в стороне от дороги Никольское - трудно. Вот есть записки М. П. Погодина
[Spoiler (click to open)]
М.П. Погодин. Нечто о церкви Святого Николая Чудотворца, что в Котлах (письмо)

… Мимоездом я взглянул на церковь святого Николая в селении Котлы, в коей, по мнению Карамзина, находился в заточении Архиепископ Иоанн, ходатай за права Новгородские при Великом князе Василии Дмитриевиче (1), и после, в то же Государствование (1425), облачался Митрополит Киприан при въезде своем в Москву(2), с коей соединены и еще некоторые, неважные впрочем, Исторические воспоминания(3). К сожалению, я не могу сказать вам о ней ничего, достойного вашего внимания. Древней церкви, о коей упоминается в Истории, не существует более; даже место, где находится она, неизвестно, и ни по каким признакам судить о том нельзя. Не только Антикварии, но даже искатели кладов, между коими изстари ведется молва, что близ старой церкви зарыты несметные сокровища, тщетно искали (в 1804 и 1805 годах) следов ее, изглаженных временем; предания совершенно противоречат себе взаимно: одно говорит, что церковь была на противной стороне речки Котловки, другое - близ нынешней церкви. Когда построена сия последняя, также не знают; церковных записок никаких не осталось; старожилы ничего не слыхали о том от отцев своих; есть только темный слух, что она существует лет триста. По Архитектуре едва ли судить можно, ибо церковь часто была перестроивавшейся - прежде она имела 5 глав и множество пристроенных приделов. Прончищев, при Петре Великом отправленный куда-то Посланником, на море был застижен бурею, и сделал обет, в случае избавления построить церковь во имя святого Николая. Мгновенно утишалась буря и образ Святого Угодника подплыл к нему по воде. Прончищев взял его, и возвратясь в отечество, во исполнение своего обета только обновил и украсил церковь Святого Николая. Образ сей показывают в церкви - Прончищев сломал и 5 глав с церкви и сделал верх шпилем, который уничтожен уже недавно. Окона, оставшиеся неприкосновенными во время сих перестроек, весьма малы и узки; древняя живопись иконостаса нынешним священником, который сообщил мне несколько из сих сведений, лет 20 тому назад обновлена, ибо прежняя, как сказывал он, до того слиняла, что нельзя было различить ликов. Сей иконостас замечателен по своей форме: оба придела стоят рядом; образа в них, находящиеся над местными до потолка, расположены не по прямым линиям, как обыкновенно бывает в наших церквах, но по дугам, сходящимся к промежутку между приделами, который замещен образами Спасителя, Божией Матери и проч. В прочих церквах подобные образа бывают над царскими дверьми. Иоанн Богослов в иконостасе представлен несущим чашу с Евхаристием. В таковом виде не случалось мне видеть нигде сего Апостола и Евангелиста. Странно, что о существовании монастыря здесь вовсе нет никакого слуха! Есть, говорят, еще другая церковь Николы Старого, в 45 верстах от Москвы, между Боровской и Калужской дорогами, которая именно стоит на месте монастыря. Но вот что еще страннее: жители позабыли даже о сожжении здесь трупов Дмитрия Самозванца и двух его сообщников. Недавно только возобновлен между ними этот слух наезжими знатоками. Направо раздельно от большой дороги, за церковью, по другую сторону речки, на лугу, находится рядом семь весьма высоких курганов, насыпанных вероятно на этом достопамятном месте. В народе говорят, что здесь погребены великаны, потому что когда-то были вырыты огромные человеческие лядвеи. В окрестностях есть еще несколько меньших курганов. Покатость к реке с севера и восточной стороны окружена низенькой, немного от земли поднимающейся, насыпью, к югу оканчивается рекою, к западу рвом: не найдут ли здесь следов городища проницательные взоры Зориана Яковлевича(4). С горы близ реки - прекраснейший вид на Москву. - Котлы называлися еще - Знааменское, Никольское, Разставанье, Прончищево.
1820. М.П.


Относился существовавший во времена Погодина храм в Никольском 17 века к событиям века 14, стоял ли он на том же месте неизвестно. В Верхних Котлах (как и в Нижних) храмов не было, насколько нам известно. Но то, что уже в 16 веке именно на этом месте стояла деревенька Никольское, принадлежащее Симонову монастырю - факт.

Никольскому вместе с Верхними Котлами досталось не по-децки. У Большого Оврага, на пересечении с Серпуховской дорогой существовал естественный рубеж обороны, вечно происходили зарубы - то с крымчаками, то, во время Смуты - с разного рода мятежниками.

В 1591 г. во время набега крымского хана Казы-Гирея на Моск­ву русские войска заняли оборону на "Котельских полях" и, по рассказу летописца, "стали травитися (сражаться - Авт.) непомногу от Воробьева да от Котла". Как известно, в тот раз крымцы были отогнаны от Москвы, и в память этой победы был основан Донской монастырь

В конце сентября 1606 г. сюда подошли выступавшие против нового царя Василия Шуйского отряды веневского сотника Истомы Пашкова, которые расположились в Коломенском и на Котле, ставшем передовым рубежом обороны восставших, а также в селении Заборье на Сухом овраге (район пересечения Варшавского шоссе и Нахимовс­кого проспекта). В начале ноября к ним присоединилось войско "во­еводы царя Дмитрия" Ивана Болотникова, в основном, состоявшее из крестьян и холопов. Оба предводителя объединили свои силы и более месяца безуспешно осаждали Москву.

Во время сражения восставших крестьян И. Болотникова с войсками царя Василия Шуйского 2 декабря 1606 года село было полностью уничтожено, и в конце 1620-х годов писцы зафиксировали в Чермневе стане лишь "пустошь, что было сельцо Козина, Копытово тож, на речке на Котле", входившую в состав поместья Афанасия Осиповича Прончищева.

Отсюда мы и можем вести более менее определённую историю.

В 1618 г. земли в районе Котлов чис­лятся в поместье за Афанасием Осиповичем Прончищевым.
Это было его старое владение, включавшее и разоренное по­местье его отца с центром в сельце Козино (Копытово),"на речке на Котле" Московского уезда, Чермнева стана. Сам же Афанасий избрал сначала своей резиденцией деревню Елистратьево, однако затем возвращается на отцовское пепелище, поселив тут "деловых людей", и не позднее 1646 г. строит здесь церковь Св. "Николая Чудотвор­ца, да Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев". Деревня Козино становится селом Никольским.

Храм был, как известно, деревянным. Каменный храм был построен в 1670-ых годах (ок. 1677) сыном А. О. Прончищева - Иваном, и, многократно перестраиваясь, обрастая и теряя приделы, достоял до конца 30-ых годов 20-ого века



Вид на 1910 год.



Рисунок его при обследовании археологами перед очередной переделкой в 1915-16 годах.



Иконостас. 1910 год

"Холодная (неотапливаемая) церковь имела два престола. Причем, располагались они рядом друг с другом и выглядели абсолютно равнозначными. Нельзя было сказать, какой из них главный, а какой придельный. Кстати, на то же указывает и название села в 1670-е годы: село Знаменское, Никольское, Козино тож». Иконостасы у обоих престолов составляли единую стену с двумя царскими вратами.
Никольская церковь была небольшим кубическим храмом, настолько простым и суровым, что документально подтвержденная датировка его 1677 годом кажется ошибкой, такое здание вполне могло быть возведено в XVI веке. В России XVII века церкви украшали затейливыми наличниками, сложными карнизами. Углы часто обрабатывали пучками полуколонок. А здесь ничего этого нет. Правда, нам неизвестно о первоначальном завершении Никольской церкви. Единственное, что без сомнения существовало - это звонница, стоявшая на южной стене. Сохранялось ее основание и внутристенная лестница с окошком наверху, по которой поднимался звонарь. Поскольку в Никольском храме было два равнозначных престола, а стены членились на две части, то и в завершении храма могло быть две главы. В русской архитектуре есть примеры подобных решений.

Никольский храм ремонтировался и перестраивался между 1760 - 1810 годами. В этот период селом владели Голицыны: Анна Александровна Голицына, урожденная Головина; муж ее сестры, гофмаршал Николай Михайлович Голицын; Александр Николаевич Голицын. При них появился широкий деревянный купол с четырьмя очень маленькими круглыми окнами. В завершении четырехгранного купола - маленький восьмигранный барабан с главой на очень тонкой шее.
Голицыны пристроили к храму с запада невысокую двухъярусную колокольню. Она отличалась подчеркнутой скромностью архитектуры. Видимо, одновременно с ее строительством была разобрана настенная звонница.
В XVIII веке появился в храме новый, белый с золочеными деталями, иконостас. Уникальный, редчайший для русской архитектуры - в виде системы из двух стоящих рядом наборов концентрических арок, в центре каждой - царские врата. Фактически единый иконостас образован из двух самостоятельных. Интересно, что боковые иконы каждого из них при такой композиции принимали форму наклонных овалов.

В 1874-1875 годах к Никольской церкви пристроили трапезную с теплым приделом во имя Ильи Пророка.
В 1907-1911 годах, прихожане решили провести большой ремонт. Перечень намеченных работ дает представление как о состоянии храма, так и о взглядах прихожан на вопросы сохранения древних памятников. Кроме внешнего ремонта предполагалось устроить духовое отопление всего здания, в западной стене пробить большую арку чтоб соединить теплый храм с холодным, переделать колоды окон и дверей, установить двойные рамы, перестелить полы в алтарях, в храме вместо деревянного пола положить метлахскую плитку, возобновить иконостас без изменения формы и вида, стены окрасить маслом и расписать, надстроить колокольню на один ярус, покрыть крышу новым железом.
Предполагаемые изменения послужили поводом для обследования церкви специалистами Московского Археологического общества. Императорская Археологическая комиссия не возражала против ремонта, поставив два условия. Первое - сохранить обнаруженные следы древних пристроек с севера и юга, а также остатки звонницы с лестницей к ней. Второе - сохранить росписи, если они будут найдены во время ремонта. В опубликованном протоколе заседания комиссии с грустью констатируется: «В общем, храм не нашел защитников».
Подрядчики для производства работ выбирались поблизости. Подрядчиком каменных и строительных работ стал Д.А. Манов (Даниловская слобода, Скотопрогонная улица). Его рабочие должны были в числе прочего растесать 14 оконных откосов, пробить дверь в алтарь, растесать два новых окна, растесать снаружи 16 окон, подвести 37 балок над окнами и заделать их цементом, пробить большую арку из трапезной в собственно храм и т.д. Срок исполнения был установлен в 18 дней, цена по смете - 772 руб. 85 коп. Планируемая перестройка была более чем безжалостной по отношению к древнему храму.
При советской власти, в 1929 году, рабочие близлежащего Аффинерного электрозавода вынесли решение о размещении в храме клуба. (Аффинерный - производящий очистку металла от примесей, занимающийся вторичной переработкой цветного металла). Церковь снесли в конце 1930 годов. Попутно закрыли, а позже и уничтожили кладбище."
Автор текста Александр Фролов.

Кроме церкви в усадьбе была собственно сама усадьба


рисунок строящейся усадьбы в Котлах конца 18- начала 19 вв. Из книги "Памятники архитектуры Москвы", том 8, илл. 6.

В каком виде существовала усадьба, когда была разрушена - мне неизвестно. Одна из построек усадьбы была в 30-ые годы занята, вроде бы, Приборостроительным техникумом.

Первый владелец, Афанасий Осипович Прончищев, был довольно интересный гражданин. Сначала служил при дворе, сопровождал царя в поездках по стране. Вскоре проявил себя и на дипломатическом поприще. В 1632 году Прончищев вместе с дьяком Бормосовым был отправлен в Константинополь, чтобы склонить сул­тана к участию в русско-польской войне на стороне России. В турецкой столице послам пришлось провести всю зиму - переговоры шли трудно, турки не хотели ввязываться в войну, и только весной Прончищеву удалось добиться определенного успеха. Но неожиданный случай разрушил предполагавшийся союз Москвы с султаном. Послы уже сели на корабль, собираясь отправиться домой, когда пришло известие о нападении казаков на турецкое побережье Черного моря. Задер­жанному для допроса Прончищеву удалось убедить визиря, что речь идет не о донских казаках, подданных России, а о запорожских; в итоге послы были все же отпущены с миром. Но судьбе было угодно вновь сыграть с Афанасием Осиповичем злую шутку: разыгравшаяся буря пригнала судно как раз к тому самому разгромленному казаками турецкому берегу, и послы с большим трудом избежали смерти от рук местного населения.

Сын его, Иван Афанасич, тоже был ещё тот пассажир. Идя по стопам отца, он начал свою службу дипломатом. Одновременно служил и при дворе, участвовал в войне с Польшей, затем возглавлял приказы Большой Казны, Монастырский, Большого Прихода, был воеводой в Казани, а в середине 70-х годов руководил Разбойным приказом.

Небольшая деталь дает яркое представление о характере этого человека. В 1657 году с окольничим Богданом Матвеевичем Хитрово он был по­слан на Украину, где и вздумал местничаться с ним - кто главнее? Иван Афанасьевич предпочел отсидеть в тюрьме, но не "порушить своей чести". При этом он доехал до места заточения в санях, а не пришел туда, как п­лагалось, пешком. По возвращении в Москву по личному приказу царя он был бит батогами и должен был выплатить громадный штраф в 500 рублей за то, что доехал до тюрьмы в санях. "И ты, детина, - читаем в царском указе, - забыв свою худую породу, до тюрьмы ехал в санях, чего из давних лет не повелело; а которые превеликие господа твои, бояре и окольничие и думные и ближние люди от великого государя за опалу посланы бывают в тюрьму, и те до тюрьмы ходят пешие, а на лошадях и в санях не ездят".

В конце XVII века село продолжает оставаться в роду Прончищевых. Одной его половиной владел сын Ивана Афанасьевича - Петр Иванович, а другой - Александр Тимофеевич Ржевский, женатый на Анне Михайловне, урожденной Прончищевой. По описанию 1704 года в селе отмечены две усадьбы с 13 дворовыми людьми и 17 крестьянских дворов, где жили 58 человек.

С этого времени имение делится на две части. Северная половина, остав­шаяся у Прончищевых, стала именоваться Нижними Котлами , а южная, находившаяся во владении Ржевского, образовала село Верхние Котлы.

С 1742 года Верхние Котлы достаются Одоевским.

В 1775 году Екатерина II у Нижних Котлов устроила торжественную встречу победителя турок фельдмаршала П.А.Румянцева- Задунайского у специально сооруженной по сему случаю триумфальной арки. В сохранившихся описаниях селений 1800 года села Никольское Верхние Котлы описываются следующим образом: " Село Никольское... по обе стороны речки Котелки, церковь каменная о двух этажах, во имя Николая Чудотворца с приделом Знамения Пресвятыя Богородицы, дом господский каменный об одном этаже с деревянными службами...деревня Верхние Котлы князя Александра Николаевича Голицына...на суходоле при Большой Серпуховской дороге; речка в летнее жаркое время бывает шириною в две сажени, глубиною в три вершка, в ней рыба плотва, окуни и пескари; вода по употреблению людям и скоту здорова. Лес растет дровяной, мелкопорослый, в нем бывает звери волки, лисицы, зайцы, птицы мелких родов, грунт земли глинистый; хлеб родится: рожь, ячмень, овес так же и покосы средственно, крестьяне на пашне, промысел имеют в возке в Москву для продаж набираемого по полям и по речке дикаго булыжного камня на мощение улиц...женщины упражняются в прядении шерстяных летанок на продажу". Число дворов 15, душ мужского пола - 72, женского - 80. Земли 388 десятин, 200 квадратных саженей.

В 1810 году Верхние Котлы перешли к Федору Анастасиевичу Ордольянову, а затем к его дочерям: статской советнице Елене Федоровне Андреевой и полковнице Екатерине Федоровне Калашниковой, а затем к их детям. В 1861 году кончилось крепостное право и котловские крестьяне выкупились у Калашникова,  а после прокладки железной дороги имение становится дачной местностью. В 1892 - 1904 годах здесь, на даче в Верхних Котлах, летние месяцы проводил знаменитый художник В. В. Верещагин.

Ну, что-то вот такое

Котловка, Нагорный, церквухи, ЮАО, история

Previous post Next post
Up