Начну я свое повествование с Кропоткинского переулка, в котором и прошли первые десять лет моей жизни, в доме №12...
Кропоткинский переулок получил свое название в 1921 г. в честь теоретика анархизма, географа и геолога П. А. Кропоткина, родившегося в одном из его домов. Старое название переулка - Штатный , искаженное (для благозвучия) название от слова «стадный» по слободе "стадных" конюхов
Остоженского конюшенного двора, расположенного неподалеку. У переулка были и другие названия - Казаринов, Языков - по фамилиям домовладельцев.
На отрезке Кропоткинского переулка до
Пречистенки, длиной 440 м, осталось немного зданий, заслуживающих внимания.
Здесь, на участке (№ 5) раньше стоял небольшой домик, где в коммунальной квартире жил Е. П. Петров, соавтор И. Ильфа. Эта квартира и была описана по роману в "Золотом теленке" под названием "Воронья слободка". После этого долго еще переполненные московские, да и не только московские, коммунальные квартиры назывались "Вороньими слободками". Современник автора вспоминал: "Такое название Евгений Петрович сперва дал своему реальному жилищу, а потом уже перенес его в роман вместе с похожим описанием обстановки и обитателей этой квартиры. Были в действительной „Вороньей слободке" в Кропоткинском и „ничья" бабушка и „трудящийся Востока - бывший грузинский князь", и многие другие персонажи, описанные в романе".
Вот он, дом моего детства, теперь здесь посольство Египта. Будка загораживает окна подвала, из которого я и смотрела на мир, но сбоку видны точно такие же окна, где жили наши соседи. Жили мы в бывшей дворницкой: маленькой комнатушке с печным отоплением, вход был прямо с улицы и пять ступенек вниз. А кухня располагалась на 30 ступенек еще ниже ( во время войны там было бомбоубежище). Кухня была на шесть семей, помню столы, столы и две газовые плиты... Нашими соседями были татары, все семьи были татарскими и помню, мы с уважением относились к их просьбе не заниматься хозяйственными делами в субботу (кажется в субботу), а они не занимались стиркой по Воскресеньям, уважая православные традиции, хотя мои родители их об этом и не просили. Этот дом самый старый здесь - на плане 1760 г. обозначены каменные палаты полковника И. И. Ржевского на узком и вытянутом в длину участке, выходящем и в соседний Троицкий переулок. В начале XIX в. домом владел А. И. Герард, инженер, строитель москворецких набережных и мостов. В 1920-е гг. дом занимало представительство Бухарской социалистической советской республики. В этом здании жил и здесь 28 декабря 1887 г. умер декабрист А. П. Беляев.
Среди зданий в этом переулке выделяется одно из лучших созданий выдающегося русского архитектора Ф. О. Шехтеля - великолепный особняк (№ 13) в стиле модерн, построенный в 1901 - 1902 гг
. Яркое творчество Шехтеля вызвало не менее яркие и эмоциональные описания в искусствоведческих трудах. Огромное окно на главном фасаде дома, освещающее большую гостиную, размеры которой просто подавляют - человека там почти не заметно. Эта гостиная более похожа на зал в средневековом замке, камин же под стать всему остальному - он значительно выше человеческого роста. Особенно заметен этот гротескный гигантизм по сравнению с другими помещениями особняка - они вполне нормальны и даже подчеркнуто невелики. Особняк был заказан дочерью текстильного фабриканта Ивана Бутикова А. И. Дерожинской, позднее ставшей женой одного из директоров "Товарищества Зуевской мануфактуры" И. И. Зимина. Поэтому в трудах по истории искусства эта работа Шехтеля называется то "домом Дерожинской", то "домом Зиминой". Предполагалось, что росписи для особняка (площадью около 250 квадратных метров) будут выполнены художником В. Э. Борисовым-Мусатовым. Но, как писал он, "моя фреска потерпела фиаско... Сделал я четыре акварельных эскиза, и они всем очень понравились... Владелица же палаццо, где нужны эти фрески, благородно ретировалась, предложив за них гроши". В первые годы советской власти в особняке помещался внешкольный отдел Наркомпроса, заведующей которым была Н. К. Крупская, а ее заместительницей 3. П. Кржижановская. В 1921 г. здесь поселили делегатов III конгресса Коминтерна. В конце 1920 - начале 1930-х гг. дом занимали представительства Узбекской, Туркменской и Таджикской ССР, а в конце 1930-х гг. тут была резиденция посла и советника Китайской республики. Теперь здесь посольство Австралии. Вообще, надо сказать, что в этих переулках сплошняком помещались посольства и мы, дети подземелья, вечером выбегали глазеть на сказочное действо, когда громко разносилось по дворам "Машину посла............. к подъезду!" Обилие и разнообразие машин, блестящих зарубежных тетенек, впечатляло. Сейчас я живу тоже в Хамовниках, но по другую сторону Садового кольца. Это уже следующая история.