В Москве есть много объектов, пользующихся общероссийской известностью и всё такое. Символы Москвы, да и всей России: Кремль, храм Василия Блаженного, ГУМ, ВДНХ, Останкинская телебашня, положим. Про них пишут книжки, фоткают турысты, дня не пройдёт, чтоб какой-нить говнофотограф не тиснул постик со Спасской башней или памятником Петру работы нашего любимого всеми Церетели. Песни пишут, паньмаешь.
Между тем в Москве есть общеизвестный брэнд, известный всей стране и воспетый в песнях. Ставший именем нарицательным для всех маленьких провинциальных аналогов, но, тем не менее почему-то не пользующийся популярностью в его освещении. Никто не видит тут толп турыстов, спешащих запечатлется на фоне и всё такое.
Я, конечно, имею в виду нашу любимую Психиатрическую больницу №1 им Алексеева, в миру известную как Кащенко или Канатчикова дача тож. Восполняю эту несправедливость и кропаю сей пост, посвящая всем жертвам карательной советской психиатрии...
Ко во второй половине XIX века Москва подошла сюда вплотную. Граница города проходила здесь по реке Чуре, протекающей по южной границе Даниловского кладбища. С подходом города в ранее дикие места, прокладкой Варшавского шоссе, местность стала довольно популярным местом для устройства дач разных нуворишей экономического бума. Таким образом появилось и Загородное шоссе - ответвлявшееся от Варшавского и ведшее к многочисленным дачам, расположившимся вокруг.
Вот и некий крупный купец Канатчиков выкупил земельки у разорившихся в Парижах помещиков и устроил дачу.
Дача была выстроена на высоком правом берегу реки Чуры, возвышаясь над её поймой и отсюда открывались виды на лежащее ниже Замоскворечье. Как видно по карте 1888 года, располагалась она между двумя протекавшими с юго-востока и северо-запада в оврагах ручейками, с северо-востока - пойма Чуры. Место уединённое и приятственное для приватного подвоза актрисок и всяких богемственных персонажей для последующего времяпрепровождения во всяких развлечениях, способствующих загородному отдыху.
Да, надо сказать, что местечко сие ранее занимала дворянская усадьба, принадлежавшая некоему помещику Бекетову по меньшей мере до 1835 года. Один из ручьев был при нём запружен, образовав живописный пруд с непривычным названием современным Бекет.
В начале XIX в. это было окруженное рощами имение, принадлежавшее до 1835 г. брату видного просветителя и издателя П.П. Бекетова Ивану Петровичу Бекетову, известному коллекционеру произведений искусства и нумизмату, члену Общества истории и древностей российских. Здесь у него имелся загородный дом, полукруглой формы, с прудом и оранжереей, прекрасным зимним садом из трех отделений, соединенным с домом через птичник, расположенный на холме и окруженный лугами и парком.
Правда, месту сему оставаться уединённым досталось недолго. Москва стремительно разрасталась, в конце XIX века здесь началось строительство МОЖД. Купцы у нас были все меценаты, и как только стало ясно что пляски с актрисками будут уже не столь приватными справный хозяин сбыл дачу городским властям за хорошие деньги в 1869 году... Власти особо не знали чего делать со свалившимся подарком, сначала думая тут устроить то скотобойню, то ещё что-нибудь
Наконец, в 1894 г. в здании, построенном архитектором Л.О.Васильевым на средства, собранные городским головой Николаем Александровичем Алексеевым, здесь открыли бедлам городскую психиатрическую больницу.
Вот так она выглядела в 1915 году:
Здесь мы видим центральный П-образный корпус постройки 1894 года арх Васильевым. Сейчас это Административный корпус. В центральной части находится церковь Богородицы "Всех скорбящих радость".
То же в 1913 году
Центральный холл:
С 1979 года тут же есть музей больнички. Свободен к посещению. Можно приобщиться бесплатно:
В 1904-06 годах главврачом больницы был
П.П Кащенко, имя которого больница носила с 1922 по 1994 года, давший второе народное прозвание больницы.
Типус был интересный:
В 1876-1881 учился в Московском университете, откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь. В 1885 окончил медицинский факультет Казанского университета и получил диплом врача. В 1889-1904 директор психиатрической больницы Нижегородского земства (колония Ляхово). Заведовал Московской и Петербургской психиатрическими больницами. В 1904-1906 годах - главный врач психиатрической больницы им. Алексеева в Москве.
В 1905 принимал участие в революционных событиях в Москве, оказывая помощь раненым во время восстания на Пресне. В 1905-1906 гг. возглавил нелегальный межпартийный Красный крест. Организатор и председатель первого в России Центрального статистического бюро для учёта психических больных. С мая 1917 руководил нервно-психиатрической секцией Совета врачебных коллегий, в 1918-1920 заведовал подотделом нервно-психиатрической помощи Наркомздрава РСФСР. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В советское время, в связи с необходимостью расширения карательной психиатрии больницу пристраивали и расширяли.
Прогуляемся.
В главном корпусе есть вот такая арка:
Пройдя в неё выйдем к техническому корпусу. Кухня, котельная, прачечная - всяко такое сосредоточено тут:
Да, кстати, кроме центральной церкви на территории была ещё одна - в самом дальнем углу, освящённая в честь Иоанна Рыльского. При морге. Морг тут нынче и располагается:
Кроме того на площадке перед фасадом Главного корпуса впиндюрили ещё и часовню в 1994 году, посвящённую создателю больницы Алексееву:
Да, кроме религиозной духовности предусмотрена и светская. Имеется клуб. Кстати, психам живётся довольно весело. Именно здес году в 1999 я в первый раз в жизни увидел телевизор в 1,5 метра диагональю. В кинозальчике стоял. Психов, которые небуйные, водили смотреть кино по нему успокоительного характера. А вот ещё из культпросвета уже в отделениях:
Да, кроме того родственники могут взять психа и сводить в столовую:
Кругом разбросаны многочисленные корпуса и отделения:
Если не ошибаюсь - это одно из платных отделений. Тут всяки звёзды шоу-биза излечались от белой горячки, передозов и всяких там алкоголизмов. На моей памяти Милявская лежала как-то, из запоя выходила...
Это пищеблок в техническом корпусе. Тут к обеду собираются ходячие и солдатики, для разбора бидонов и развозу по своим отделениям. За ними зорко приглядывают опытные санитары. А то бывали случаи...
Прогулочная площадка за заборам для буйных:
Небуйных родственники могут взять прогуляться по парку. Предусмотрены скамеечки и даже фонтаны. Без лебедей. Во избежание.
На территории находятся реабилитационное отделение, мастерские, "старческое" отделение, ещё всякой ботвы вплоть до учебных кафедр медВУЗов и грязелечебницы.
Ну, боль-менее походив по территории зайдём унутырь.
Столовая. Можно смотреть телевизор, играть в шашки и просто тупо смотреть в одну точку. Не возбраняется.
Вот и телевизор. Пульт у медсестры. Хочешь переключить - надо попросить разрешение.
Кто не хочет телевизор - может прикорнуть до обеда...
Творчество болящих:
Библиотечка в отделении:
Тихие размещаются в боксах (палатах без двери, по 4-6 кроватей), буйные - под присмотром в колидоре.
Санузел.
Интерьер бокса:
Обед!
Меню:
После приёма пищи - на таблетки!
Мелкий ремонт силами местных специалистов:
Ну, как-то вот так тут. Будете болеть - заходите!