Нагорный. Посёлок им. Молотова. Слабонервным не входить!

Dec 26, 2012 16:03


Забавляясь своими идиотскими краеведческими изысканиями забрёл я в одно место, куда нормальные люди с трезвыми намерениями не ходют. Я имею в виду северную оконечность нашего любимого Нагорного округа города Москвы.

Да, граждане - это оченно серьёзное место, обозначаемое на картах как "Промзона №33" и всё. Тут остановимся поподробней.

Она заключается в треугольнике, где южной левой вершиной идёт метро "Нагорная", основание проходит до Павелецкой ж/д по улице Криворожская до правой вершины сего треугольника возле нынешнего магазина "Богатырь" и КТС-18, а стороны лежат по Павелецкой ж/д  и с другой стороны - рекой Котловкой. Если не считать Криворожской, то всю эту здоровую площадь пронизывает огромный крюк непонятного Электролитного проезда, имеющего всяки ответвления и закоулки. При этом начинается он нигде, а заканчивается - ничем.




1. Медеплавильный завод.
2. ОАО «Опытный завод тугоплавких металлов и твёрдых сплавов»
3. Верхнекотельский кирпичный завод
4. 8-ой троллейбусный парк Мосгортранс
5. ФГУП «Красная Звезда»
6. Бывший посёлок им. В. М. Молотова


Для простоты обозрения сего жалкого зрелища показываю фотки, снятые с дома 19 А по Криворожской улице - юго-западной вершины этого треугольника.



Вид строго на восток ,на перспективу Криворожской улицы. 2 трубы впереди - КТС-18



А это - на север. Прям перед нами - Верхнекотельский кирпичный завод, слева зелень - овраг реки Котловки.Позади справа - сиреневые корпуса медеплавильного...

Кругом дымят трубы, стоят бетонные заборы - ещё раз повторю - сюда нормальные люди не ходят. Но и тут удивительным образом очутился посреди срани чудесатый квартал жилых домов. Впрочем, по порядку.

Поначалу, где-то в месте нынешнего метро "Нагорной" тут было село Никольское, о коем я писал уже. При этом сельце появился в 1899 году Верхнекотельский кирпичный завод (на карте под номером 3.).




(Справка)

Основан в 1899 г. З. А. Якобсоном, взявшим для этого в длительную аренду участок земли, принадлежавший Никольской церкви.

В некоторых источниках ошибочно утверждается, что этот завод принадлежал Катуарам.
Однако, их завод стоял на другом берегу Котловки и прекратил свое существование раньше.

В 1930 году Верхнекотельский кирпичный завод №5 выпускал до 10 миллионов кирпичей в год. До 1946 года работал сезонно.

В 50-е годы на базе кольцевой гофмановской печи были построены новый формовочный цех и туннельная сушилка, завод заработал круглогодично.

В 1967 году было принято решение о выводе кирпичных заводов из города. Но Котельский завод, в числе трех, был сохранен. Освоили и новую продукцию: изделия из пенобетона, акриловые краски, мебель, пиломатериалы, "котельский" фарфор, экструзионный пенополистирол и др.

До последнего времени мощности завода составляли около 15 млн. усл. шт. кирпичей.

До 1959 года - Верхнекотельский кирпичный завод, с 1959 по 1989 гг. - Котельский кирпичный завод, с 1989 г. ППСК «Котельский»

Завод является одним из самых старых действующих кирпичных заводов Москвы.

Чуть позже ,у того же села Никольского, а в принципе рядом с селом Верхние Котлы появился Московский медеплавильный и Медеэлектролитный (афинерный) завод. Было это в 1913 году. (на карте под номером 1).

(Справка)

Основан в 1913г. как акционерное общество, с контрольным пакетом у "немецкого" ТД "Вогау"
(см: www.okipr.ru/statia.php?NBR=196&T=4)
...
Позже завод носил имя Молотова, в 1930-х именно здесь были переплавлены почти все колокола московских церквей
(www.pravoslavie.ru/arhiv/5498.htm).

В дальнейшем завод был реконструирован, назывался "Мосэлектрофольга", ныне - АО "Медная фольга" (обозначено отдельно). Территория и строения старого завода не исчезли, а входят в его состав

Вот тогда-то сие странное образование жилого квартала посередь промзоны и возникло. Впрочем, тогда это была ещё не промзона, а пригород Москвы - кругом огороды, за Павелецкой ж/д - деревня Верхние Котлы, там, опять же - огороды и сады.

Вощем, при заводе медеплавильном возник посёлок. И в 30-ые годы дали ему громкое имя тов. Молотова.




Рассмотрим эту дурацкую карту от 1952 года. Некоторые идиоты считают, что ныне стоящие дома в этом посёлке - 40-ых годов (пслевоенной постройки). Это - неправда. Все дома прекрасно видны на аэрофотосъёмке немецкой 1941 года. Да и архитектура пролетарского конструктивизма начала 30-ых так и выползает, о чём позже.

Раньше улица Электролитный проезд, нынче абсолютно тупиковая с обоих трёх концов - вовсе не была тупиком, а связана была с Верхними Котлами мостом над железной дорогой, как тут хорошо видно. Потом построили на месте Верхних Котлов ВНИИТФА, перегородившим эту дорогу, и мост разобрали. Точней, использовали как трассу для прокладки коммуникаций, на что и ныне можно полюбовацца.







Вот, граждане - когда-то тут был мост!

Ещё мы видим даже пруд и сады южней посёлка. Со строительством тут в  70-ых годов 8 троллейбусного парка

(Справка)

Построен в 1974-82 гг. на Электролитном проезде для обслуживания 250 машин ЗиУ-9. 15 апреля 1982 г. из его ворот на 52-й маршрут вышли первые 28 машин этого типа. В 1986 г. парк имел на инвентаре 247 ЗиУ-9, в 1993 г. - 128 ЗиУ-9 и 60 3иУ-10; в 1996 г. −247 машин обоих типов. Осенью 1997 г. прибыли первые АКСМ-101. В конце 2000 г. парком начата эксплуатация Тролзы-Столицы




и нынешнего ФГУП "Красная Звезда"

(Справка)

Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Красная Звезда" Федерального Агентства по атомной энергии РФ образовано в 1972 году в качестве научно-производственного объединения. Предприятие является единственным в мире разработчиком и изготовителем космических ядерных энергетических установок (ЯЭУ "БУК" и "ТОПАЗ-1) и обладает опытом эксплуатации 32 таких изделий.

НПО "Красная Звезда" было организовано на базе двух предприятий - Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) "Заря" Министерства среднего машиностроения и Московского конструкторского бюро (МКБ) "Красная Звезда" Министерства авиационной промышленности - с включением в состав сотрудников НПО группы специалистов Тураевского машиностроительного конструкторского бюро (ТМКБ) "Союз" Министерства авиационной промышленности.

МКБ "Красная Звезда" (до 1967 г. государственное Союзное ОКБ No 670 Министерства авиационной промышленности) было создано в 1950 г. на базе ОКБ-3 Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ).

ОКБ "Заря" было организовано в 1962 г. в целях усиления НИОКР в области создания ядерных электрореактивных двигательных установок (ЯЭРДУ) на базе Института Двигателей Государственного комитета по использованию атомной энергии и ОКБ-456 Государственного комитета по оборонной технике.

www.redstaratom.ru

они, ясен пень исчезли. Впрочем - вернёмся к посёлку.

Во первых строках сего описания невозможно не отметить  Клуб "Нагорный", тем паче что и по Электролитному проезду он стоит первым, хоть и числится 3 к 1. Не удивляйтесь - на этом дурацком проезде вообще наплевали на чётные-нечётные стороны, а строения имеют самую замысловатую нумерацию ,вплоть до дома 3 корпус 19 при имеющихся ещё буквенных обозначениях корпусов. Впрочем ,сие неважно. Вот сам клуб "Нагорный", бывший им. Молотова:










Детальки всяки:










Исходя из того, что на ул. Нагорной отродясь клубов не было, имею подозрение, что именно этот клуб имел в виду Высоцкий написав "Клуб на улице Нагорной стал общественной уборной". Художественное преувеличение налицо, хотя...

Ладно, бросим издеваться над избушкой и пройдём чуть дальше от "железки" по этой стороне.

Вот, дети, знакомьтесь - это банк! Электролитный 3 к 12




Ладно ,не переживайте так. Счас его отреставрировали слегонца.







Дальше по этой стороне стоит Ветклиника:




Обратите внимание на кладку и детальки. Пожалуй, это чуть не дореволюционное!




Ну, может - двадцатые... С улицы:




Между банком и ветклиникой в глубине спряталось г-образное недоразумение:







Такое вот недоразумение. Уже на карте 52 года видно, что какие-то ансамблирующие элементы он утратил уже тогда...

Ладно, перейдём к другой стороне улицы - там стоят типовые домики. Прям напротив клуба - дом 1Б Типичненький такой четырёхэтажник.




Канструктивизьм закамуфлированный!




В глубине, за 1 Б виден дом 1 А:







Однотипнички!

Дальше вместо двух домов на карте 1952 года под номером 1 к 3 стоит уёбище металлическое.




Давно тут стоит - что строить собирались - никто уже не помнит.

Дальше - ещё 2 домика однотипных и симметричных 1-А и 1-Б - в глубине - дом 4, а торцом к улице - дом 1 к 5




Дом 1 к. 5:




А это - дом 4:




Видите, перед ним хрень стоит? Знаете, что это? Ни за что не догадаетесь! Постамент от памятника В. М. Молотову, в честь которого прозывался посёлок! Вот он без снега:







Аккуратненько товарища Молотова выпилили!

Вощем-та на этом достопримечательности сего злачного места весьма иссякли, да и я как-то примерз слегка вас развлекать глупостями, потому вприпрыжку побёг домой. Краеведение - краеведением, а обед - по расписанию! Впрочем, кой-чё успел зацепить по дороге.

Вот площадь у метро "Нагорная". Крайний справа "Вулых" - как раз тот дом 19 по Криворожке, с коего сделаны первые 2 фотки сего дыбра.




Тут же прикольная проходная кирпичного завода:




А в соседней калитке -




А напротив ещё стояла умопомрачительная "Нива":




Впечатлившись сим произведением сумрачного гения джихад-авторемонта я рванул к шанежкам домой, вконец уже в растрёпанных чуйствах.

Вот такой вот сокрушительный удар я нанёс по взомнившим о себе "северным"! Это вам не фотки с гугль-мапс тырить, утырки! :)))

Всем спасибо, извините, до свидания!

дворы, Котловка, Нагорный, железная дорога, ЮАО, домики

Previous post Next post
Up