С прелюдией и... впрочем, обойдёмся без эпилогов.
Пробегясь в прошлый раз по верховьям Чертановки в обзоре
про Зюзинско-Ясенскую дорогу, внезапно обнаружил, что по нижнему течению сей эпической и былинной реки у меня обзоров почти нет, потому - что? Правильно, немедленно соорудил небольшую экспедицию в район, всё облазал об чём и докладаю!
Это было КДПВ, а для начала, шоб добраться до Чертановки, до неё же надо дойти, не`c па? Поэтому начало у нас будет от станции Павелецкой железной дороги "Коломенская".
Вот она, кстати, в начале 80-ых:
Видите слева от путей выход подземного перехода под путями от станции метро "Варшавская" торчит? Вот из этого хода я и вылез, направляясь в своё псевдо-путешествие.
Кстати, видите лесок между ж/д путями и Каширским проездом, идущим слева? Так вот, в конце 80-ых на его месте возник стихийный базар. Деревья раскорчевали, наставили контейнеров, палаток, начали торговать всяким сникерсом, бухлом, цистернами портвейна с Москворецкого завода - вобщем, всем чем ни попадя. Ну, понятно, резали друг друга, убивали всяко, трупы кидали на пути и в дреннажные канавы "Начальникама, он сам паравоз прыгнуламэ, да?" - ну и всё такое.
Чуть цивилизовавшись, базар обрёл некое помещение с крышей, цивильными павильончикаме, вторым этажом, оброс культурно-досуговыми учреждениями и до недавнего времени выглядел вот так:
Справа в углу мы видим надстраевуемую над выходом подземного перехода крышу, а прямо перед нами как раз тот "ТЦ "Варшавский".
Только простояв лет 20 он не устоял перед Собяниным и был разобран в октябре прошлого года как незаконный самострой, поэтому когда я выбрался из перехода на его месте я обнаружил пустырь:
Вот я зашёл чуть правее, шоб пути было видно:
На той стороне дом 87 по Варшавскому шоссе с тыльной стороны,
о котором у нас надысь разговор был, да...
Впрочем, наш путь лежит на юг, к Чертановке и когда-то там располагавшейся деревне Котляково. Для удобства понимания маршрута я вот карту нарисовал:
Цыфраме обозначено:
1 - Выход подземного перехода, пустырь на месте снесённого ТЦ "Варшавский"
2 - Ямы в лесополосе, предположительно следы зенитной батареи, прикрывавшей станцию "Коломенская" с юга.
3 - Москворецкий пивзавод. Бывший.
4. Рабочая общага Москворецкого пивзавода
5 - Раньше здесь был переход через ж/д к Варшавскому шоссе и остановке троллейбуса-автобуса "Рыбзавод"
6. Проходная Рыбзавода, здание середины 30-ых годов
7. Дом Культуры Рыбзавода.
8. Ещё один переход через ж/д ведущий к Метродепо и Балаклавке.
Это, так сказать, предварительная часть маршрута до, собственно, Чертановки. Пока же я топаю вдоль ж/д на юг по Каширскому проезду:
Вот в зарослях вдоль железной дороги имеются непонятные ямы и бугры (цифра 2 на карте):
Не исключено, что это следы от стоявшей тут в войну зенитной батареи, прикрывавшей важную станцию "Коломенская", аналогично как такая же стояла северней станции, где следы схранились лучше... Впрочем, топаем дальше.
На другой стороне улицы видим бывший Москворецкий пивзавод:
На трубе раньше была дата постройки - 1939. А вот сохранившееся с тех годов производственное здание в полуразрушенном виде:
Сам завод до войны запустить не успели, он был достроен и пущен уже после Победы. Впрочем, об этом у меня
уже был большой обзорный пост, потому дальше!
Доходим до поворота улицы от ж/д. Здесь начинается 1-ый Варшавский проезд, раньше он напрямую соединялся с Варшавским шоссе, но в 90-ые его перекрыли, построили гаражи и чо-то ещё (цифра 5 на карте):
С той стороны Варшавки торчит елитный ЖК "Коктебель" (Варшавское ш. д 94), мы его отовсюду будем видеть, такой длинный.
Первое же здание по 1 Варшавскому проезду - заводоуправление Рыбокомбината 1936 года постройки (цифра 6 на карте):
На другой стороне тот же цех Пивзавода торцом стоит:
И общага пивзавода (цифра 4 на карте):
Столовую, похоже, тут закрыли. Жаль.
Труба котельной пивзавода:
Коптит!
А вот ДК Рыбокомбината накрывается медным тазом уже более 10 лет (цифра 7 на карте):
Как я понял - лазий кто хошь, делай что хошь, всё нараспашку. Какие-то тёмныя личности лазиют...
В задней части, впрочем, горит свет, какие-то помещения функционируют:
Впрочем, за ДК я опять повернул на юг, к Чертановке, я ж её искать собиралсе!
Вот я и дошел до цифры 8 - мне надо взобраться на железнодорожную насыпь, чтоб потом по ней выйти к коллектору Чертановки:
За ж/д видны дома у ст. метро Чертановская...
При выходе на насыпь меня чуть не сбила древняя электричка:
Но я всё одно смело ступил на насыпь и пошёл в снежную хмарь. Железная дорога тут опускается под уклон к руслу Чертановки, после которой опять идёт вверх к платформе "Чертановская"
Слева от ж/д вовсю кипит строительство Южной хорды - дорога должна будет соединить Балаклавский проспект с Пролетарским:
БОльшая часть трассы уже проложена, Варшавку вознесли на эстакаду, осталось только прокол под железкой сделать. Вот вид вправо, в сторону долины Чертановка вверх по течению, видна новая эстакада Варшавки, у опоры ЛЭП по центру снимка располагается Нижний Чертановский пруд:
Ну и говно ЖК Авеню-77 торчит, куды ж без него?
Трасса будущей хорды проходит по левому берегу Чертановки:
Да, для понятия где тут чо, вот вам ещё карта этой части маршрута, от переезда и до конца путешествия:
Цыфрами обозначены:
1 - Переезд к Метродепо
2 - Стройплощадка Южной хорды на левом берегу Чертановки
3. - Вскрытый коллектор Чертановки
4 - Овраг правого притока, идущий с юга к Чертановке
5. - Устье притока, место где ковыряется экскаватор
6 - Переход через Чертановку, речка проходит под ним в трубе, здесь я спустился к реке и пошёл вдоль неё по левому берегу
7, 8 - порталы коллектора Чертановки под Южной хордой
9 - Портал коллектора под 1-ым Котляковским проездом
10. Коломенско-Котляковские очистные сооружения
11. - Перекопанный овраг над трассой Царицынской ветки метро
12 - Выход коллектора над метро, путь по оврагу
13. - Остатки противотанкового рва
14. - Портал под Пролетарским проспектом
15 - Церквуха на ул Колобашкина, конец .
Впрочем, вернёмся к нашему путешествию. У самой ж/д, в месте будущего прокола под нею ковырялся "Хёндай":
Спускаться к речке тут я не стал. Ибо знаю коллег. Если они с утра в субботу копают мёрзлый грунт, значит, что бебяки у них нет, они злые, а потому могут и шлангом по горбу охерачить всяких праздных краеведов. У нас это быстро, чо.
Поэтому я прошёл по насыпи дальше. И не зря! Справа я увидел, что ранее закопанный коллектор под ж/д вскрыли:
Раньше тут болотце было, а теперь, видимо, в интересах стройработ коллектор вскрыли, переложили, или чо... А мы можем запечатлеть редкий кадр, да!
Теперь кидаем взгляд налево, к востоку от ж/д:
Здесь вдоль ж/д с юга идёт довольно глубокий овраг с ручейком, впадающим в Чертановку. Как раз на месте их слияния что-то копал экскаватор (цифра 5 на карте):
Сам овраг слева от ж/д (цифра 4 на карте):
Здесь я решил спуститься и перейти ораг. Он довольно глубокий, однако!
В овраге:
Мне пришлось карабкаться на высокий противоположный склон, продираясь сквозь заросли. Но я одолел подъём, и утвердившись на высоком мысе между притоком и Чертановкой зафоткал её и место впадения ручья сквозь заросли:
Сама Чертановка тут же ныряла в коллектор, представлявший из себя 2 здоровенных бетонных трубы диаметром по метра полтора каждая:
Коллектор проходил под насыпью, связывающей два берега. Возможно, когда-то тут была плотина и пруд:
А мож здесь исстари дорога и мост были. Вот, например, на карте второй половины 19-ого века примерно тут и какая-то дорога через речку обозначена:
Впрочем, нам что гадать? Нам спускаться вниз надо! Вон туда -
Спустилсе! Коллектор в две трубы снизу:
Сверху, оттуда где идёт стройка дороги текли какие-то ручьи:
Имелись мега-ямы:
И вывалы грунта:
То ли бетоновозы промывают, то ли ещё чё. Непонятно.
Впрочем, продолжаем двигаться вниз по течению:
Текут ручейки из-под склонов оврага:
Местами приходилось продираться сквозь заросли, в том числе гигантского ядовитого укропа-убийцы:
Но я укропа не боюсь! Взгляд вверх по течению на пройденный путь:
Впереди показался ещё один портал коллектора под насыпью дороги:
Это новенький коллектор, его заделали под новой Южной хордой (цифра 7 на карте)
Плавали тут и утачке, пока я их не спугнул...
Над речкой имелась теплотрасса, мёртвые опоры которой кто-то сделал весьма оригинально - обнажившиеся оползнем сваи, висящий в воздухе кубик бетона, отлитый не в опалубку а в сетку...
Кто так строит-то, э?!
Тут я выбрался на новопостроенную дорогу, взгляд в сторону Балаклавки:
А туда - Пролетарский.:
Дорога пуста, ездить пока по ней некуда, хотя полностью готова - есть освещение, даже знаки расставлены
Ну а нам надо дальше!
Восточный выходной портал снизу (цифра 8 на карте):
Путь по левому берегу мне преградил ручей:
Вытекавший из промоины в насыпном склоне:
Не исключено, что это один из притоков, раньше текших в оврагах, а теперь в трубе. Вот, например, на карте середины 19-ого века обозначены разные овраги:
Под цыфрой раз здесь тот, что я преодолел спускаясь с железной дороги, а под номером два - как раз вот этот...
На берегу лежал некий артефакт:
Приглядевшись, я опознал почти целую сварочную каску! Даже светофильтр целый! Немой свидетель какой-то страшной трагедии, не иначе! Какой-то строитель спешил в бебячную палатку, но видимо не успел, и недопохмел сразил отважного трудягу на середине пути, оставив только сварочную маску в назидание потомкам. Вечная память всем сварщикам, это достойная строителя смерть, его ждёт посмертная Вальхалла, в краю, где нет ёбли и печали... Аминь!
Хлебнув припасённое за упокой неизвестного строителя двинулся далее... Дорогу перегородили съехавшие прям в русло заросли:
Ориентируясь по собачьим следам сумел преодолеть и эту преграду, и вышел к опоре ЛЭП:
Опора №24 участка "Академическая Южная" - написано на ей. Опору окружали заросли укропа-убийцы. Ничо не понял, пошёл дальше...
Тут речка делала зигзуг обтекая выступающий мыс с гаражами над ним:
А за этим мыском и обнаружился коллектор уходящий под 1-ый Котляковский проезд (цифра 9 на карте):
Над коллектором был форменный завал из говна и палок:
Впрочем, на насыпь проезда вела симпатишная лесенка:
Направившись к ней обнаружил ещё один, ещё более загадочный артефакт - СИНЮЮ каску с надписями на ей "Чечня-95":
Что тут творилось-то, ваще?! Говорил же мне как-то Бэрримор между делом: "Холмс, никогда не ходите на болота ночью, когда силы зла всесильны, если вам дорога жизнь и не хотите встретить старость в дурдоме!". Или он это Мориарти говорил? Не помню, а, впрочем, и не важно! Всё одно полез же. Что теперь делать-то?
Взобравшись по лесенке вышел к автобусной остановке, между прочим. Направление на юг, в сторону Тарной улицы:
Когда-то на месте этого проезда проходила
главная улица деревни Котляково, расположенной на обоих берегах Чертановки. Теперь никаких следов не осталось, равно как и следов Котляковского ручья, впадавшего в Чертановку слева восточнее деревни, вдоль которого она и стояла, потом расстроившись и на правый берег Чертановки.
Дальше у меня появилась проблема, ибо за 1 Котляковским проездом коллектор уходил под землю и в Коломенско-Котляковские очистные сооружения. Если хоть кому-то интересно, могу схемку оных показать:
Только учтите, что план кверх ногами. Север тут снизу, а Котляковский проезд нарисованный справа на самом деле слева должен быть. Справошная информацыя:
Приняты в эксплуатацию 11.07.1995 г.. Общая площадь 2,48 га.
Очистные сооружения предназначены для очистки поверхностных и близких к ним по составу производственных стоков предприятий-абонентов двух промзон города: промзоны № 32 "Котляково" и промзоны № 30 "Коломенское" от взвешенных веществ и нефтепродуктов.
Проектная производительность очистных сооружений - 18,75 тыс. м3/сут.
Общая площадь водосбора промзоны составляет 338,9 га.
Очистные сооружения обслуживают наряду с городскими территориями и территории промышленных предприятий.
Очистные сооружения промливневых стоков. Принадлежат МГУП «Промотходы».
www.promotkhody.ru Очистные сооружения и блок производственных помещений общей площадью 5,4 тыс. кв. м. Оба объекта были построены в 1995 году. В 2013 г. запланирована реконструкция. После реконструкции площадь очистных сооружений увеличится на 200 кв. м.
Впрочем, все эти знания не давали ответа мне на один вопрос: как их обойти? Сначала я сунулся обойти справа, южнее по забору, по вершине правого берега оврага Чертановки:
Дошол примерно до середины:
Вот тут на фотке справа дыра в земле возле домика - это то, что на схеме очистных обозвано "Загрузочным резервуаром"
А чуть дальше, видимо, сами очистные бассейны:
Дальше было не пройти, мне показалось, поэтому я решил вернуться назад и обойти очистные севернее, по левой стороне оврага.
Ну и пошёл. Туда же примерно шла ЛЭП:
А вдали видны дома по Пролетарскому проспекту - туда мне и надо!
Обхожу очистные с севера:
Обогнув их упал в овраг. При этом на дне никаких признаков Чертановки. Только какие-то канализационные колодцы торчат, а больше ничего!
В овраге лежала большая куча и слегка парИлась. Я ничо не понял - что это?
Обогнул кучу, полез наверх, и тут приехал трактор и навалил ещё.
В воздухе завоняло хорошо прокисшим говном. "Атас, ребзя, счас пустят удушающие газы!" - сообразил я, и быстро начал карабкаться вверх, сам не разбирая уже куда.
Забравшись на гору я сообразил, что нахожусь где-то над веткой метро (цифра 11 на карте). И кругом хрен разберёшь что откуда взялось. Где склоны естественные, а где горы насыпные. Сориентировавшись по направлению решил просто тупо идти по компасу в сторону Пролетарского проспекта, и гори оно всё огнём! Мне опять пришлось лезть вниз
На дне обнаружил уютную фатерку бомжа, даже с матрасиком:
Но я-то здесь ночевать не собираюсь! Меня ж жена домой ждёт, детЯ, опять же! Пришлось опять лезть вверх по склону:
Влез. Оглядываюсь вниз. Да здесь метров 15-20 высоты будет, однако:
Зато с верха горы увидел домик серии П-3М, характерной дугой, определив его как дом 4 к 5 по ул Москворечье. Туда мне и надо!
Уклон вёл меня юг, вдали торчали высотки Сабурова-Москворечья по Пролетарскому...
Эврика! Я вышел к выходу коллектора Чертановки! Вон он, внизу!
Спустившись к порталу пошёл вниз по речке.
Места тут более-менее пролазные, даже обжитые, почти что...
Вдруг над кручей левого берега разглядел маковку неизвестной науке церкви:
Вон она, ма-а-асенькая на фоне огромного 24-этажного домика серии И-155 (чё они мне всё время попадаются последнее время, а?) по адресу ул. Москворечье д 4 к 6
У подножья горы за которой стоит церква, виднелись остатки противотанкового рва 1941-ого года:
Впрочем, мне разглядывать и искать ещё кой-какие артефакты войны тут имеющиеся было недосуг, да и
было уже про это, поэтому потопал дальше, к уже близкому концу путешествия...
Тут люди культурно отдыхают, чо:
Правый приток:
А вот и портал коллектора под Пролетарским проспектом, цель достигнута!
Выбрался в цивилизацию. Пролетарский и КОПЭшки на ём:
Вон в ту сторону течёт Чертановка дальше, но там она вся в коллекторе, поэтому мы туда не пойдём!
По крайней мере, не сегодня. Я и так подустал и замёрз чо-то.
Поэтому побрёл домой по ул. Колобашкина, а заодно завернул к церквухе, которую снизу заметил:
А, это ж та самая! "Храм апостола Фомы на Кантемировской", где попа какой-то фонатек зарезал! Помню, чо!
"Временная деревянная церковь на месте будущего каменного Храма пророка Даниила на Кантемировской. Возведена и освящена в ноябре 2006 года. Позже была расширена пристройкой длинной трапезной со звонницей над западным входом.
19 ноября 2009 года в помещении храма был застрелен его настоятель Даниил Сысоев. 10 декабря 2009 года исполняющим обязанности настоятеля назначен священник Иоанн Попадинец.
В настоящее время в храме ап. Фомы открыта церковная лавка"
(с) Сбор денег на мега-храм "по кирпичику":
На склоне оврага Чертановки на жопах съезжали дети:
И пофиг, кстате, что снега нету почти! Зато весело!
Ладно, кто-чё, а я домой!
Вобщем, такой вот забег получилсе. Впрочем, оно никому неинтересно, а засим - всем спасибо, извините, до свидание!