ЖИТИЕ СВ. ПРЕПОДОБНОГО НЕОТА КОРНУОЛЛЬСКОГО (июль 31)
Родился в первой пол. IX века. Он происходил из королевского рода, все оставил по любви к Богу. Поступил и принял постриг в м-ре Гластонбери. Постом, добродетелями, смирением и молитвами стяжал дар чудотворения. Святой был маленького роста, подобно Закхею, при служении Божественной литургии вставал на железный стул. С этим и было связано чудо. В обитель пришел некий знатный человек и постучался у святых ворот, где находился св. Неот. Из-за своего малого роста святой не мог дотянуться до замка, и силой Божией замок опустился до его рук. После этого чуда, которое многие видели, святому не стало покоя от людей, приходивших в монастырь, жаждавших его видеть, умолявших об исцелениях, просивших совета. Толпы людей осаждали святого и он, чувствуя волю Божию, и с благословения, ушел с единственным спутником - своим духовным другом-монахом по имени Бэрри в Корнуолл, где поселился в глухом месте и жил отшельником. Это была уединенная, защищенная со всех сторон лесом, горами и морем, долина, которая в наше время называется Неотсток. Около десяти миль пути от долины - сокровенного убежища старцев был монастырь св. Петрока в Бодмине. По прошествии 7 лет святой Неот совершил паломничество в Рим, чтобы получить благословение Папы и получить совет и наставление, какой подвиг ему избрать в своей жизни. Папа Римский назначил ему проповедовать Слово Божие людям. И по возвращению св Неот построил монастырь, где собралось несколько монахов братии.
Подобно многим кельтским монахам, св. Элдхейму и другим кельтским святым, житию которых он подражал, святой Неот имел обыкновение петь псалмы, стоя в холодной воде. Однажды, за этим молитвенным занятием, он услышал множество всадников, скачущих по лесу. Не желая, чтобы его увидели, святой побежал, чтобы укрыться в келлии. Но он потерял ботинок во время бегства и отправил своего келейника принести его. Тем временем, проворная лиса уже успела прийти к тому месту и схватила ботинок. Внезапно лиса крепко заснула и умерла, держа в пасти застежки ботинка. Когда келейник принес обувь святому, тот велел ему никому не рассказывать об этом случае до его смерти.
В другой раз, когда святой пел псалмы в озере, дрожащая самка-лань выскочила из леса и упала у ног святого, умоляя и прося его помощи. Святой не замедлил подать помощь; когда собаки выбежали из лесу, они сразу же с визгом бросились назад, а святой Неот отпустил невредимой спасенную им лань. Охотник, наблюдавший это чудо, был так поражен им, что застыл на месте, а затем, прийдя в себя, выбросил свой лук и стрелы по совету святого отшельника. Позже, по слову святого, он оставил мир и сделался монахом в монастыре св. Петрока. Рядом с келлией святого был еще один пруд, в котором жили три рыбы. Ангел открыл святому брать из пруда ежедневно одну рыбку, оставляя две другие, число которых будет восстановлено Божественной силой. Однажды, тем не менее, случилось, что святой так сильно заболел, что почти ничего не ел; его келейник пожалел святого и поймал двух рыб из того пруда, одну сварил, а другую изжарил для болящего старца и просил того вкусить. На вопрос святого, откуда взялись рыбы, келейник Бэрри сказал правду. Св. Неот, испугавшись нарушить волю Божию, попенял ученику и сказал: «Почему ты это сделал? Где твой страх Божий? Почему ты произвольно решил действовать вопреки Божию указанию?». Затем повелел келейнику отнести обеих рыб к пруду, а сам простерся ниц в молитве и не подымался с земли, пока слуга не сказал, что рыбки ожили и плавают снова в пруду. После этого святой велел Бэрри принести одну из рыб и приготовить для еды; и как только святой съел ее, так тотчас исцелился от болезни.
В следующий раз воры пришли и украли быков у святого. После этого несколько самцов оленей вышли из лесу и, как ручные, подошли к братиям. Когда св. Неот увидел это, он велел надеть ярмо на оленей и впрячь их; и они долго выполняли работу быков. Когда воры услыхали об этом чуде, они покаялись, вернули все украденное и в смирении пришли к святому просить прощения. По совету святого они изменили свои жизни.
Иногда король Элфред Уэссекский приходил к Божьему человеку за советом. И святой порицал короля за его гордость и грубость, приводя ему в пример скромность и смирение царя Давида, и указывал на Саула, который был поставлен над всеми коленами Израиля, когда не мнил о себе, а смиренно судил о себе, будучи умаленным в своих глазах; а позже за гордость был низвержен. Затем святой пророчествовал, что по попущению Божию, варвары завоюют его земли, и он единственный спасется, блуждая как беженец по земле. «О, Король»,- сказал св. Неот - «ты много пострадаешь в этой жизни; никто не знает предела твоих страданий. Но теперь, любимое чадо, послушай меня и открой своё сердце моему совету. Оставь свою неправду. Загладь грехи свои милостыней и омой их слезами покаяния». И он убедил короля не отчаиваться, когда он увидит исполнение пророческих слов святого, но укрепиться сердцем и действовать мужественно, как подобает мужчине. После продолжительных молитв святой умолил Господа о милости и получил откровение, что Элфред снова будет восстановлен в его прежнем благополучии и процветании, как только тот перестанет творить зло и покается о своих грехах. А затем святой велел Элфреду отправиться в Рим с дарами для православного Папы и убедил короля дать свободу Английской Школе в Риме. Эти добрые дела помогут королю в грядущих бедах. Элфред выполнил в точности совет и указание своего святого духовного отца: послал дары Папе и получил благословение от Папы вместе с несколькими святыми мощами и частицей Святого Животворящего Креста Господня.
Перед смертью святой Неот, наставив братию жить в мире и указав им путь спасения, поднял свои руки к небу и предал свою святую душу в руки Создателя. Это случилось 31 июля 877. Дивное благоухание исходило от его тела, умиротворяя и исцеляя множество людей, приходящих проститься со святым. Даже земля с его могилы, когда принималась с верой, исцеляла людей и животных.
Вскоре с точностью исполнилось пророчество святого о короле Элфреде. Неожиданно напали датчане-варвары, и король вынужден был бежать от завоевателей и жить в хижине свинопаса в великом унижении. Однажды, горько каявшемуся королю после того как он плакал от унижения и оскорбления, нанесенного ему женой свинопаса, явился св. Неот и сообщил, что король Элфред одержит победу над врагами в 7 неделю после Пасхи, и что датский язычник король Гутрум и его придворные примут святое крещение. В ночь пред битвой при Эфандуне в деревне Илэй, святой вновь явился королю. Он походил на ангела, таким был прекрасным его вид: волосы сияли как золото, а одеяние блестело и переливалось. Святой Неот держал в руках оружие и сказал королю: «Вставай быстро и готовься одержать победу. Когда ты пришел сюда я был с тобой и помогал тебе. Итак, вот завтра ты и твои люди пойдут на битву, и Господь будет с вами, наш Бог Христос силен и могуществен в бою, и Он дает победу царям. И я буду неотступно с тобой в бою, и ты сметешь врагов острием этого меча». На следующее утро невидимая рука подхватила знамя короля Элфреда и развевала им над английскими полками. В результате датчане смешались и убежали в беспорядке. Затем датский король Гутрум сдался и он был крещен в соответствии с пророчеством.
At length the holy man, exhorting the brethren to live in peace and showing them the way of salvation, lifted his hands to heaven and committed his soul into the hands of his Creator, on July 31, 877. A wonderful fragrance came from his body, which brought comfort and healing to many coming from far and wide. And even the earth from his grace, when received in faith, was found to give healing to both men and animals.
It came about that when the saint’s prophecy had been fulfilled, and Alfred was fleeing from the barbarians, the saint appeared to him in his misery one night, and told him that he would triumph over the enemy in the seventh week after Pascha (878), and that the Danish King Guthrum and his nobles would be baptised. Then, on the night before the battle of Ethandune, in the village of Iley, the saint again appeared to the king. He looked like an angel, his hair white as snow, his garments glistening and fragrant. He was carrying armour with him, and said to the king: “Arise quickly and prepare for victory. When you came here, I was with you, I helped you. So now you and your men go out to battle tomorrow, and the Lord will be with you, the Lord strong and mighty, the Lord mighty in battle, Who gives victory to kings. And I will go before you to the battle, and your enemies shall fall by your arm before my eyes, and you will smite them with the edge of the sword.” The next morning, during the battle, an invisible hand seized Alfred’s standard and waved the English on. As a result, the Danes faltered and fled in confusion. Then the Danish King Guthrum surrendered and was baptised, in accordance with the prophecy.
Много лет спустя, когда монастырь был построен в Эйнесбери в Кембриджшире, выяснилось, что у монахов не было мощей.
Many years later, when a monastery was being founded at Eynesbury in Cambridgeshire, it was found that they did not have any relics. В тайне был заключен договор с хранителем у раки мощей св Неота в Корнволле. So a conspiracy was formed with the warden of St. Neot’s shrine at Neotstoke in Cornwall. 30 ноября 974 г он похитил мощи святого и прибыл в Эйнесбери (позже переименованным в Св Неот) 7 декабря. Но корнуэльцы вскоре обнаружил пропажу, нашли вора On November 30, 974, he stole the body of the saint, and arrived with it at Eynesbury (later renamed St. Neot’s) on December 7. But the Cornishmen soon discovered the theft and и выследили мощи в Эйнесбери. traced the body to Eynesbury. Они были так разгневаны, что король Эдгар приказал выслать вооруженных воинов для того, чтобы выдворить корнуэльцев из деревни. So angry were they that King Edgar was forced to send out an armed force to drive the Cornishmen out of the village.
The relics of St. Neot at Eynesbury were inspected by Archbishop Anselm in 1086, who declared them authentic and also complete except for one arm left in Cornwall. Anselm himself gave his monastery in Bec a relic of St. Neot’s cheekbone. Мощи св Неота были осмотрены епископом Энсельмом в 1086, который признал их подлинными и почти целыми за исключением левой руки, оставленной в Корнволле.
Джон Леланд, путешествуя по Англии в 1540-х, видел тунику св Неота и его расческу, сделанную из маленькой кости шириной в два пальца, в которую были вставлены маленькие зубы рыбы, все это выглядело как челюсть щуки.
John Leland, travelling through England in the 1540s, saw the tunic of the saint in St. Neot’s and his comb “made of a little bone of two fingers’ width, into which were inserted small fishes’ teeth, the whole having the appearance of a pike’s jaw”.
St. Neot is commemorated on July 31.
Память Неота 13 июля.
Holy Father Neot, pray to God for us!
Св преподобный отец наш Неот, моли Бога о нас!
(Sources: An early twelfth-century Vita S. Neoti in Latin, and an eleventh-century homily on the saint in Anglo-Saxon, in John Whitaker, The Life of Saint Neot, The Oldest of All the Brothers to King Alfred, London, 1809; David Farmer, The Oxford Dictionary of Saints, Oxford: The Clarendon Press, 1978, pp. 289-290; Nick Mayhew Smith, Britain’s Holiest Places, Bristol: Lifestyle Press, 2011, pp. 192-193)
76. SAINT NON, NUN OF CORNWALL
Святая Нон, монахиня из Корнуолла
76. SAINT NON, NUN OF CORNWALL
Святая Нон, монахиня из Корнуолла
Св преподобная мать наша Нон (Нан или Нонна или Ноннита) была дочерью Кинира из Каэр Гвоч в Меневии, Восточный Уэльс, и Анны, дочери Гворвефира Фендигейда. Кинир был наместником короля области, которая впоследствии стала известной как Пебидьг или Дэвизлэнд. Кинир также был отцом сыновей: Гвена, Банхалена и Гвестлана или Гуистлиана, епископа старой Меневии.
Нон, которая была прекрасной девушкой, стала монахиней в монастыре Ту Гвин в Маокэне рядом с заливом Уайтсэнд. Однажды она встретилась с Сэнтом или Сэнктусом, королем народа Кередигион. Он влюбился в нее без памяти, и принудил ее стать его возлюбленной на лугу. От этого насилия родился великий святой Давид или Дэви, как его называют уэльсцы. Есть предание, что во время зачатия св Дэви появились два огромных камня, не видимых там доселе: один у головы св Ноны, в другой - у ее ног. А также забил источник у часовни, которая сохранилась до наших дней, и вода из него целебна. С этого времени, по уэльскому преданию, святая Нон жила на хлебе и воде и более не знала ни одного мужчины. Тем не менее, по ирландской традиции, она считается также матерью св. Сетны и Мор, матерью св Элтина. Это привело современных исследователей к заключению, что могла выйти замуж за Сэнта и стать монахиней после его смерти.
Однажды беременная св Нон пришла в церковь, чтобы подать милостыню и помолиться о благополучном рождении ребенка. По преданию, это была церковь Каэрформа в Морфа Эзгоб. В то время проповедник - в разных версиях считается, что это был св Гилдас, св Эйлбэ или св Патрикий - проповедовал в церкви. Когда вошла будущая мать, он онемел. Когда прихожане спросили его, почему он прервал проповедь и онемел, он ответил: «Я могу просто беседовать с вами, но я не могу проповедовать. Выйдите и позвольте мне остаться здесь одному, чтобы понять, могу ли проповедовать в таких условиях». Прихожане вышли, но святая Нон спряталась в углу, желая услышать его слова.Then the preacher again found himself unable to preach. Вновь священник не смог проповедовать. В испуге он крикнул громким голосом: «Я умоляю того, кто прячется от меня, кем бы он ни был, выйти и объявиться». Она ответила: «Я прячусь здесь». Затем он сказал: «Выйди из церкви, и пусть войдут прихожане». Они так и поступили, и он стал проповедовать как обычно, а не косноязычно. Затем будущая мать созналась, что она беременна; и всем стало очевидно, что она родит в мир одного из отцов церкви, чье учение и проповедь превзойдет всех учителей Британии.
По соседству жил правитель, который слышал от предсказателей, что в его царстве родится мальчик, который будет сильнее всех в стране. Они сообщили ему, где он родится, и он отправился туда, чтобы не пропустить это событие. В тот же самый день св Нон шла по дороге к месту рождения младенца. Вдруг поднялась гроза с громом и молнией, ужасная стихия не давала людям выйти на улицу, но место, где стонала молодая мать в муках рождения сияло, озаренное ярким светом, как освещенное солнцем. Позднее на этом месте была построена церковь, руины которой сохранились до наших дней.
Спустя некоторое время после рождения сына, св Нон взяла его в Элтэрнон в Корнуолле, возможно потому, что ее сестра св Гвен была женой Сэлифа, князя Корнуолла, который жил в Гэллевике «между Тэмэр и Линхэр». Действительно, существовала красивая церковь, посвященная ей, в Элтэрноне, с источником со святой водой и старинным стоящим крестом, и другая церковь, носящая ее имя в Брэстоне в Дэвоне рядом с Тэмэр. А также дальше есть св источники, посвященные ей, в тех местах: Пелинте, Бойтоне, Грампаунде и Портскафо, а также в районе св Давида в Уэльсе.
В соответствии с корнуэльским преданием, тело св Нон лежит в Элтерноне. lies at Altarnon. Тем не менее, более вероятно, что она умерла в шестом веке во время ее земного паломничества в Дириноне, рядом с местом Брэст в Финистэре, Британия, где находится часовня с ее могилой и святой источник. В Дириноне также часто показывают скалу, на которой она преклонялась в молитве, на которой даже видны следы ее коленей. Вдавленные в камень. В Бретонском предании говорится, что на ее могиле совершалось множество чудес, и бретонцы почитают ее даже больше, чем ее сына.
Память св преподобной Нон 3 марта.
Преподобная мати Нон, моли Бога о нас!
Источник: Преп. Беда Достопочтенный.