Как помочь семье в кризисной ситуации

Mar 30, 2011 01:24


Вызвался, или напросился, прочитать лекцию о возможностях социальной и психологической помощи семьям подростков в кризисной ситуации. Лекция состоится в ближайшую среду, 30 марта, в МГППУ, на Сретенке, 29.

Главное, что побудило меня заявиться на проведение лекции - парадоксальная ситуация, когда наряду с обилием заявлений о необходимости работать с семьями в трудных ситуациях сохраняется крайний дефицит практики социальной и психологической помощи, если не считать традиционные формы социального обслуживания и контроля, которые уже давно показали пределы своей эффективности. При этом опыт эффективной помощи семье есть, и не только в других странах, но и у нас, и опыт достаточно разнообразный.


Я не перестаю удивляться способности специалистов - психологов, педагогов, социальных работников, не обращать внимание на внутреннюю противоречивость своей позиции. Так, большинство специалистов связывают проблемное поведение ребенка с семейной ситуацией. И при этом сосредотачивают свою активность на ребенке. Ситуация несколько меняется когда ребенок становится подростком. Тогда внимание к родителям может возрасти, но чаще принимается решение, что «уже поздно, раньше надо было».

Можно предположить, что в основе этой позиции лежит идея, что влиять надо на того, кого легче изменить, кто имеет меньше ресурсов, и, следовательно, может оказать меньшее сопротивление изменениям. Проблема только в том, что на ребенка продолжает оказывать влияние и семейная ситуация, и не менее успешно. Ребенок становится «полем битвы» разных влияний.

Почему же специалисты избегают работы с семьей? Главное объяснение - это такая семья, с которой все бесполезно, родители ничего не хотят менять, мы им уже говорили. Справедливости ради отмечу, что с родителями, которые проявляют заинтересованность в помощи специалистов, работают чаще. Но и в этом случае все же чаще предпочитают индивидуальную перспективу, и лучше - с ребенком. А родителям даются рекомендации. Семейное консультирование пока не получило слишком широкого распространения даже в практике психологов.

Почему же родители, даже встретившиеся с очень трудными ситуациями, действительно избегают встречи со специалистами? По моему опыту ответ достаточно прост - они ожидают, что участие специалиста принесет им не облегчение, а дополнительные трудности и осложнения. В первую очередь - прямые или косвенные обвинения, сопровождаемые требованиями и угрозами. Родители не воспринимают участие специалистов как предложение помощи! А так ли они в этом не правы? Многие из них уже имели на самый приятный опыт взаимодействия с различными социальными структурами.

Таким образом, мы можем увидеть цикл взаимодействия: специалисты ожидают (и не без оснований) сопротивления со стороны родителей их вмешательству, и ищут способы эффективного воздействия на них. В свою очередь, родители, ожидая воздействия и давления, ищут способы его избежать, а в идеале - избежать контакта со специалистами в принципе.

Насколько неизбежна эта ситуация? Наш опыт, а также опыт наших коллег, и не только за рубежом, позволяет нам с уверенностью говорить - решение возможно! Один из вариантов - практика социальной терапии, реализуемая службой «Помощь семьям в кризисной ситуации» Центра «Перекресток» МГППУ.

В основе нашей работы лежит определенная позиция специалиста по отношению к семье, встретившейся с трудной ситуацией:

·         Встречаясь с проблемным поведением ребенка или подростка мы помним, что оно реализуется в социальном контексте, связанно с ним. Это поведение может доставлять неприятности как самому ребенку, так и его близким. И мы полагаем, что изменение этого поведения может произойти значительно быстрее и экологичнее  (т.е.с учетом интересов близких ребенка) если в этом процессе примут участие значимые участники проблемной ситуации. В первую очередь, это, конечно, родители и другие члены семьи. А также учителя, родственники, а возможно и друзья, соседи и т.д.

·         Мы рассматриваем родителей как людей, встретившихся с трудной ситуацией, но при этом наиболее заинтересованных в счастливой судьбе ребенка. Даже если они проявляют недоверие к специалистам, мы расцениваем это как неверие в полезность его действий и способность действительно помочь. Наша задача - услышать в чем заключается озабоченность самих родителей, ребенка, других членов семьи, и предложить им помощь именно в этом направлении.

·         Даже когда мы работаем по запросу социальных институтов (школы, Комиссии по делам несовершеннолетних, суда), мы помним, что наша основная задача - помощь людям, попавшим в трудную ситуацию, ребенку, подростку, родителям, семье в целом. Мы полагаем, что если мы поможем семье эффективно решить трудности, с которыми она встретилась в своей жизни, изменится и социальная ситуация вокруг нее. При этом часто необходимо изменение в действиях и самих социальных институтов. И это тоже забота наших специалистов.

В многолетних поисках способов помощи семьям подростков мы смогли адаптировать различные методы психологического консультирования и психотерапии, в первую очередь - семейной, к контексту социальной работы, мы создаем и собственные практики помощи. И я буду рад рассказать об этом на лекции в среду, а также ответить на вопросы, которые, я надеюсь, возникли уже после прочтения этого поста, и возникнут в процессе лекции.

Информация об открытых лекциях и регистрация - на сайте МГППУ:  http://www.mgppu.ru/lektoriy/2010-2011/30.03.11.php

ювенальная юстиция, семья, подростки

Previous post Next post
Up