По традиции день 14 августа я предваряю рассказом о трёх замечательных праздниках - по народному названию - трёх Спасах. Они неодинаковы по своей значимости, однако у всех трёх Спасов поводы для торжества связаны со Спасителем.
Первый Спас - Медовый - 14 августа - Происхождение (изнесение) древ Креста Господня
В царской сокровищнице в Константинополе в храме Святой Софии хранилась реликвия - частицы древесины креста, на котором распяли Христа. Эти частицы обладали чудотворной силой, исцеляли и могли останавливать эпидемии в Византии.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста".
В этот день начинается Успенский пост, он длится с 14 по 27 августа. По своей строгости он такой же, как и Великий пост. Нельзя есть ни мясного, ни молочного, ни рыбу (рыба разрешена 19 августа). Впрочем, как всегда, можно вкушать гадов морских, типа мидий или осьминогов.
Картина
Гаянэ Добровольской. Монастырская пасека
Первый Спас называется ещё «медовым»: соты заполнены мёдом, пчелам пора устраиваться на зимовку. Следовательно, можно попробовать свежего мёда. У первого Спаса есть и ещё одно название - «Маковей»: в это время на юге Руси поспевал мак. В этот же день отмечается память семерых святых Ветхого Завета - мучеников Маккавеев.
Преображение Господне - 19 августа - в народе называемое Яблочный Спас
Это Великий Двунадесятый Праздник. Самым известным его обрядом стало освящение плодов и злаков в церквях. По традиции люди приносили для окропления святой водой отборные яблоки, аромат которых завораживал всех присутствующих в церкви людей, как в Преображенских уголках Эдема. В средней полосе Руси считалось, что яблоки уже поспели к этому дню и их можно начинать есть.
Из трёх праздников, которые называются Спасами (они получили такое название, потому что посвящены чудесным делам Спасителя), только этот праздник, или Второй Спас, входит в число двунадесятых праздников. Он посвящен решающим событиям для убеждения учеников Христа, что перед ними - Спаситель. Взойдя на гору вместе со своими учениками, Христос стал молиться, и вскоре Его лицо и одежда воссияли. Явились к Нему пророки Илья и Моисей, которые уже давно покинули мир. Раздался небесный глас Господа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».
Третий Спас - 29 августа - Перенесение Нерукотворного образа Господня.
Еще его называют «дожинками», т.к. заканчивается уборка хлебов, или «хлебный». А так как к этому времени поспевают орехи, этот Спас носит еще и название «ореховый».
Истинное происхождение этого праздника уносит нас в далекую историю. Князь Эдессы, Авгарь, заболел проказой. Он лечился довольно долго, но все безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины. Это был Иисус Христос. Князь послал к нему гонца. Господь после умывания вытер своё лицо полотенцем, на котором запечатлелось изображение лица Господа. Гонец отвез это полотенце князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания князя, а затем и исцелило его совсем. Полотенце (убрус) Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы, так как оно спасло владыку. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской. Отсюда берёт истоки ещё одно название праздника - «Спас на полотне».
С Праздником всех!