Мои родные на Войне: Василий Константинов

May 07, 2015 08:30



К юбилею Победы рассказываю о своих родных - участниках войны.

Василий Иванович Константинов был призван на срочную службу в 1937 году Первомайским РВК Москвы. Срок службы в РККА тогда был два года, но в скором времени по указу Верховного Совета СССР его на год увеличили. Однако и по истечении трёх лет снять военную форму не пришлось: уговорили остаться на сверхсрочную, назначили старшиной роты. Было это в Елгаве, в Латвии.

Из воспоминаний бабушки. Собрались в 1940 году его родственники-мужчины и стали отговаривать: не оставался бы ты, Вася, в армии. Ясное дело, что война впереди - погибнешь первым. В итоге войну пережил он один, став профессиональным военным.

Великая Отечественная война началась для Василия Ивановича в ночь на 22 июня с объявления тревоги. Поначалу все было спокойно. 7-й дальний бомбардировочный полк, в БАО которого он служил, слетал два раза на бомбежку в район Кёнигсберга, но никаких официальных заявлений о начале войны еще не было. Все с нетерпением ждали полудня, так как было объявлено, что в двенадцать часов будет передано важное правительственное сообщение. Однако полуденные известия начались с репортажа о параде физкультурников в столице солнечной Грузии - Тбилиси, и только после этого началось известное выступление Молотова.

День 22 июня закончился без происшествий, а во вторую ночь боевые действия коснулись их аэродрома. Полк вылетал на очередную бомбежку. В это время немецкие бомбардировщики незамеченными приблизились к аэродрому и дали ракетами условный сигнал: "срочно прошу посадку". Взлет очередного самолета был приостановлен, ВПП осветили прожекторами, а врагу этого и было надо. Первыми же бомбами был подожжен бомбардировщик, старт которого был отложен, в результате чего всякие меры по светомаскировке стали бесполезными. И начался ад… В роте один солдат, даже, сошел с ума.
Военная обстановка быстро менялась не в нашу пользу и авиаполк перебазировался на восток. Старшине Константинову пришлось задержаться и возглавить работы по уничтожению запасов горючего и авиабомб, которые не было возможности вывезти.

Потом началось отступление: Псков, Порхов, Бежецк, Кашин, Калязин, Углич, но нигде подолгу не задерживались, пока не расположились в селе Староселье около Рыбинска.

Весной 1942 года старшину Константинова перевели во вновь формируемую 256 отд. стр. бр., где назначили командиром взвода. Формировали бригаду в Подмосковье, близ станции Алабино. Там, после учений, на которых присутствовал Маршал Климент Ворошилов, которому понравились действия командира взвода Константинова в качестве командира роты, Константинову было присвоено звание младший лейтенант, и он был назначен командиром роты. Фото вверху того времени.

Доформировывали бригаду в Ясной Поляне, под Тулой. Оттуда повезли на фронт со скоростью курьерского поезда. Остановки были столь короткими, что не успевали раздавать пищу. Поначалу ехали в восточном направлении. После Саратова повернули на юг. Думали, что везут в Сталинград, но он остался в стороне, а привезли на станцию Бузан в дельте Волги перегрузили на баржу, успели доплыть до Астрахани, и тут случилась задержка - вспышка холеры. После карантина поплыли дальше. Вывел их речной буксир в открытое море, а морской в назначенный срок не пришел. Начался шторм. Трое суток волны перекатывались через баржу стоящую на якорях. Баржа была наливная, и все размещались на палубе. Несколько человек смыло за борт, но в роте Константинова обошлось без потерь до Махачкалы, где один солдат при выгрузке оступился и, упав в воду между бортом и пирсом, утонул.

В Махачкале погрузились в эшелон и поехали. Сказать что к фронту нельзя, поскольку фронта как такового в то время на Северном Кавказе не существовало, и его только следовало создать. Везли до тех пор, пока где-то к западу от Грозного не кончились рельсы - далее путь уже был разобран. Пока выгружались, местные в соседнем батальоне стащили два автомата.

Поначалу оборону занимали в безводной степи. Воды не было. Первое не готовили, а каша была такая, что тяжело поддавалась ложкам. Для питья собирали по утрам росу с травы. Запомнилась мимолетная встреча в соседнем ауле. Василий Иванович зашел в один из домов, там сидит чеченец, очень грозный, в папахе. Попросил воды, хозяин не реагирует. Может не слышит? Попросил еще… Хозяин показал на воду, стекающую со скотного двора и говорит: "Вот, пей! Это все, что мне дала советская власть". Рассказал об этом случае особисту. А тот удивился: "что ж ты его не пристрелил, ведь немцы придут, им служить пойдеёт…"

А из боевых эпизодов запомнился жестокий бой за высоту в районе станицы Вознесенской. После этого боя командир бригады дал роте три дня отдыха - единственную награду, которая была в его власти. Первый день отсыпались, второй - мылись и стирались. Мыла не было, но в окрестностях оказались залежи мылкой глины, которую и местные жители всегда вместо мыла использовали.

А самые яркие впечатления оставил бой, который не состоялся. Немецкая танковая атака на боевые порядки батальона. Бой обещал быть очень тяжелым. И тут позади и над обороняющимися с душераздирающим грохотом возник огненный шквал. Но когда он пронесся, наступила блаженная тишина, и только потрескивали горящие в долине немецкие танки. Огненный шквал, который поначалу напугал ещё больше, чем атакующие танки, оказался залпом реактивных минометов - "катюш".

6 октября 1942 года в боях за поселок Картофельный города Малгобек младший лейтенант Константинов был ранен. Госпиталя. Потом командование ротой в 220-м зап. стр. полку. Учеба на курсах "Выстрел" при Закавказском фронте. После них попал на 1-й Украинский.

1943 год. Приезжает крупный политработник, собирает офицеров - членов и кандидатов в члены ВКП(б). Объявляет:
- Наша армия скоро войдёт в Германию, вы будете направлены на курсы комендантов немецких городов. Вопросы есть.
Встаёт офицер:
- Капитан Иванов. Разрешите отказаться от курсов комендантов.
- Разрешаю. Выдайте рядовому Иванову его новые погоны.

По окончании курсов комендантов был назначен волостным комендантом в Любачувский уезд. Тоже не простая служба. На фронте враг с одной стороны. Здесь он может выстрелить из-за любого угла, Территория бывшей Австро-Венгрии, бывшей Речи Посполитой Польской, два года входившая в состав Советского Союза и вновь возвращаемая Польше. Групп и группировок разной политической ориентации было более чем достаточно: и бандеровцы, и аковцы, и еще Бог знает кто… Его предшественника лейтенанта Бородкина расстреляли прямо в комендатуре за рабочим столом. Потом комендатура в Вейсвассере, уже в Германии.

После Победы служил в комендатуре в Аннаберге, а потом еще более полутора десятка лет в разным местах нашей страны, на разных должностях, но это уже другая история.

К Жукову относился отрицательно. При Ельцине в 1996 году всем фронтовикам вручили медали Жукова. Деду Васе принесли медаль на дом. Он наказал сыну: ты не вздумай её рядом с моими боевыми наградами повесить...

война, мои родные на войне

Previous post Next post
Up