На радиостанции "
Эхо Москвы" - интересное интервью с руководителем Департамента культуры Москвы
Сергеем Капковым:
Две цитаты:
О чемодане:
- Я посмотрел: объем, конечно, излишне большой для территории Красной площади. Я думаю, что это было основной причиной, потому что никто не ожидал, что такого размера будет этот павильон.
О ценах на билеты в музеи:
- Если билеты в кино в Москве стоят 250-350 рублей, то музейная композиция, над которой работало большое количество специалистов с высшим образованием, эксперты, историки, не может стоить дешевле.
ЖУРАВЛЕВА У нас в студии руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. Естественно, мы сейчас не можем не воспользоваться такой возможностью, использовать Сергея Капкова как корреспондента. Вы только что были на Красной площади.
КАПКОВ Это правда.
ЖУРАВЛЕВА Что с чемоданчиком?
КАПКОВ Начинается демонтаж, постепенно чемоданчик будет демонтирован в течение ближайших дней.
ЖУРАВЛЕВА Вам удалось выставку посмотреть?
КАПКОВ У меня есть альбом, каталог выставки, есть какие-то видеоинсталляции самих чемоданов. Предметов там нет, потому что они в хранилище. Я видел выставку, я думаю, что мы если к нам обратится фонд «Обнажённые сердца» Натальи Водяновой, мы будем искать место и возможность разместить эту выставку в Москве, потому что она благотворительная.
ЖУРАВЛЕВА Потому что она благотворительная или потому что она еще и как выставка хороша. Вы для себя как-то это оцениваете?
КАПКОВ Мы больше оценим, что это благотворительный проект. Деньги от которого пойдут в помощь детям.
ЖУРАВЛЕВА Понятно, что не ваша епархия в данном случае размещение на Красной площади чего бы то ни было. У вас нет в департаменте таких прав по поводу Красной площади.
КАПКОВ Даже у города нет таких прав.
ЖУРАВЛЕВА Тогда скажите, пожалуйста, а надо было его демонтировать-то?
КАПКОВ Я посмотрел объем, конечно, излишне большой для территории Красной площади. Я думаю, что это было основной причиной, потому что никто не ожидал, что такого размера будет этот павильон.
ЖУРАВЛЕВА А когда вы в своем департаменте решаете вопрос о том, разместить, не разместить некий объект, арт-объект, выставку, павильон временный и так далее, каким образом это прописывается? Говорят, 25 метров на три или еще что-то.
КАПКОВ Смотря, какая территория. Чьей она принадлежности, то ли парки города, то ли улично-дорожная сеть. Пешеходная улица. В зависимости от статуса участка. Дальше мы согласовываем это, включая цветовую гамму с Мосархитектурой. С префектурой, с главным художником города и дальше конечно безопасность, вопрос подключения к электричеству если нужно.
ЖУРАВЛЕВА И еще несколько слов о Красной площади. В обсуждении оскорбленных чувств, неуместности и так далее Марат Гельман, например, высказал мысль, что вообще Красная площадь, сам Бог велел там устраивать какие-то мероприятия, она для этого и хороша была бы. Департамент не сожалеет о том, что Красная площадь все-таки не включена в основную туристическую программу города?
КАПКОВ - Если быть откровенным, то нет. Потому что все-таки Красная площадь это продолжение архитектурного ансамбля Кремля. У нее конечно особый статус. И те мероприятия, которые нам позволяют там проводить или другим организациям, общественным организациям, это всегда мероприятия федерального уровня. Давайте так говорить. Потому что Красная площадь это не главная площадь Москвы или не только главная площадь Москвы, но это главная площадь страны. Поэтому очень важно всегда контекст и контент, что происходит на Красной площади.
ЖУРАВЛЕВА А не может ли в принципе такого состояться, чтобы Кремль и прилегающие территории стали просто действительно как старый город, то, что во многих городах существует. Ни административной, ни официальной части там бы не было. Были бы музеи, места для прогулок, возможно, еще какие-то коммерческие заведения съестные и так далее. Но он бы стал жить как центр города во многих других местах.
КАПКОВ Я думаю, что это возможно, но только тут нельзя рассматривать отдельно Кремль. Вот сейчас появится Парк Зарядье, саму Красную площадь сейчас посещает 20 миллионов человек. И когда это будет большой комплекс пешеходный, тогда возможно и по-другому заживет вся эта часть города. Потому что сегодня Красная площадь это либо конечный этап путешествия по центру города, либо приезжают туристы, пофотографировались на фоне Кремля, мавзолея, ГУМа и поехали дальше по маршруту.
ЖУРАВЛЕВА Посетили, может быть, какие-то музеи.
КАПКОВ Музей Кремля сейчас выносит часть своей экспозиции. Рядом с ГУМом появится парк со своим выставочным пространством. Появится новое здание через несколько лет Третьяковской галереи, будет пешеходный маршрут через территорию Красного Октября на Крымскую набережную. Пешеходную. Дальше можно посетить уже новое здание Третьяковки, Центральный Дом художника и через Парк Горького можно попасть и на Воробьевы горы тоже. То есть это станет интересная большая территория с возможностью путешествовать как пешком, там и на велосипеде.
ЖУРАВЛЕВА То есть вы создаете центр города чуть смещенный. Не в самом Кремле…
КАПКОВ Город стал намного больше, поэтому даже такой центр как Кремль это маленький центр для города.
ЖУРАВЛЕВА Вы просто боитесь такой мысли, что не будет находиться власть в Кремле.
КАПКОВ Она всегда находилась там, поэтому я не могу себе представить, чтобы верховная власть страны находилась где-то вне Кремля.
ЖУРАВЛЕВА Ещё один вопрос от слушателя. «Хотели с девушкой сходить в Оружейную палату, были в шоке. 700 рублей за билет. Та же история с другими музеями. На ваш взгляд непомерные цены на доступ к культурным достопримечательностям ускоряет культурное развитие москвичей?»
КАПКОВ Я считаю, что нет, к сожалению. На цены даже федеральных музеев или таких больших музеев мы влиять не можем. Хотя бы потому что они находятся в мировой конкуренции за туриста. Им эти деньги нужны. Но что мы делаем в Москве, у нас 24 бесплатных дня посещения всех наших московских музеев. А их около 70. И я думаю, что просто количество бесплатных дней посещения для граждан туристов, именно граждан России должно быть больше. Потому что это конечно всегда мотивирует интерес людей к посещению музеев.
ЖУРАВЛЕВА А вот эти музеи федерального масштаба они включены…
КАПКОВ - Когда мы проводим «Ночь музея», общероссийскую, общеевропейскую даже можно сказать акцию, они тоже включены и всегда это отдельные специальные выставки. Это фактически круглосуточная работа музеев. И Пушкинского и музея Кремля и всех, всех.
ЖУРАВЛЕВА - Вы сказали слово «экономика» применительно к музеям. Вообще культура она в Москве скорее убыточная или все-таки приносит какой-то доход?
КАПКОВ Она приносит не прямой доход, это сейчас новое понятие, оно активно разбирается уже экономистами новых взглядов. Это так называемая экономика счастья. То есть культура влияет на ваше восприятие личное, на восприятие жизни, страны, государства. На ваше эмоциональное спокойствие. На ваше психологическое здоровье. И конечно это часть…
ЖУРАВЛЕВА То есть это инвестиции в наше психологическое здоровье.
КАПКОВ Это инвестиции просто в личность. Потому что любое государство, любой город заинтересован, чтобы его жители, граждане были здоровые, счастливые, образованные, конкурентоспособные и каждое поколение было лучше, счастливее и конкурентоспособнее, чем прошлое.
ЖУРАВЛЕВА А у вас есть ваш любимый вид искусства? Я понимаю, что при слове «культура» вы должны хвататься за пистолет. Вот куда вы ходите действительно с удовольствием, вы лично.
КАПКОВ С удовольствием хожу в театры, потому что их огромное количество. Драматические. Музыкальные. И с удовольствием я хожу в кино, когда есть интересный фильм.
ЖУРАВЛЕВА Прежде чем задать кучу неприятных вопросов, я вам скажу несколько приятных слов.
КАПКОВ А с чего вы взяли, что прошлые вопросы были приятные?
ЖУРАВЛЕВА «Спасибо вам за Парк Горького. Живем рядом, постоянно ходим, очень здорово», - сообщает Даня.
КАПКОВ Спасибо. Приходите.
ЖУРАВЛЕВА К Парку Горького какая главная претензия? За что вас упрекают?
КАПКОВ Что дорого.
ЖУРАВЛЕВА - Дорого то, что там можно получить. Все удовольствия дороги.
КАПКОВ - Но мы с этим боремся, что это дороже, чем в городе.
ЖУРАВЛЕВА - А как с этим бороться можно? Вы же сами там устроили определенного уровня сервисы и питание и так далее. Теперь…
КАПКОВ - Потому что мы конкурируем с другими объектами, которые есть на территории города. Как мы с этим боремся. Если брать людей старшего поколения, которых нам очень хочется привлечь в любые парки, особенно в Парк Горького, чтобы именно была видна связь поколений. Мне кажется магия Парка Горького в том, что там же не изменились дорожки, деревья, которые росли еще во время в 50-х годах.
ЖУРАВЛЕВА - Я была в Парке Горького в день своего выпускного вечера....
КАПКОВ - И ты понимаешь, что это было 50-70 лет назад и сейчас это по-другому. Да, просто изменился дизайн и внешний вид лавочек и сейчас лимонад наливают не через смешивание сиропа с газированной водой, а уже по-другому. Но ты понимаешь, что это связь поколений. Для меня это есть патриотизм. И соответственно мы хотим, чтобы люди старшего поколения не чувствовали это местом чужим. Поэтому мы сделали сейчас каждый вторник до обеда каток для людей пенсионеров. Он бесплатный. Приходите, катайтесь, и хотим такой опыт развить во все остальные парки. Потому что нам важно, чтобы именно была связь поколений. Когда ты в любом европейском городе выходишь гулять по старому городу, ты видишь людей всех поколений, всех национальностей, всех рас.
ЖУРАВЛЕВА - Ты видишь семьи, которые везут свою бабушку в кресле.
КАПКОВ - Ты видишь своих на самом деле. Лицо горожанина. Мне кажется те люди, которые ходят в московский Парк Горького есть те новые москвичи. Но хочется вернуть и людей старшего поколения. Они больше любят парк Сокольники, парк Музеон, больше любят тихие места.
ЖУРАВЛЕВА - То есть вы хотите, чтобы при всей любви к тихим местам Парк Горького все равно был чем-то привлекателен.
КАПКОВ - Да, мы хотим найти эту уникальную стилистику, где будет всем комфортно. Это касается не только Парка Горького, а многих учреждений культуры, я уже, по-моему, рассказывал, мы делали большое исследование, москвичи, особенно женщины старше 55 лет не ходят в московские кинотеатры. И второй вопрос, когда мы спрашиваем на тему, не нравится вам кинопоказ или что не нравится, хотя большинство кинотеатров же частные. Они говорят: нет, мы чувствуем, что это не наше место. Это попкорн, кальян, мы ощущаем себя там самыми старыми. Потому что там молодежь, там круглосуточно подростки что-то делают, какие-то игральные автоматы. Живут в этих кинотеатрах. Будь то отдельные кинотеатры, либо в торговых центрах. То есть люди не ощущают это своим местом. То есть в нашу молодость было по-другому. Не вопрос качества кинопоказа, потому что фильмы бывают удачные, бывают неудачные. И вот эта задача наша поменять, что третье место оно для всех.
ЖУРАВЛЕВА - Вы можете сформулировать свою главную концепцию. Ваша личная концепция культурного пространства в Москве она именно эта общность, община или что. Что самое главное?
КАПКОВ - Это солидаризация. Это мы все вместе конечно. Это наш город, мы здесь живем. Это наше место. И ваше и мое. И любого человека.
ЖУРАВЛЕВА - Нужен ли в Москве Музей СССР? Это очень в параллель звучит тому, что вы говорите о Парке культуры и отдыха. Музей СССР такая идея появилась. Михаил Швыдкой о ней говорил.
КАПКОВ - Давно обсуждали.
ЖУРАВЛЕВА - В Москве нужен?
КАПКОВ - Я думаю, что да, возможны какие-то варианты. Можно рассмотреть в разных местах. Советский период, начиная от дизайна, заканчивая советской наукой, ее можно где-то всегда применить, найти.
ЖУРАВЛЕВА - А Музей бытовой культуры.
КАПКОВ - Коммуналка? Таких идей много, мы смотрели, это сделать в Музее Москвы. Но вот возможно мы можем найти где-то такое место на ВДНХ. С учетом того, что сейчас ВВЦ становится полностью в московской юрисдикции, я думаю, что это было бы интересно. Потому что это конечно была целая эпоха для страны.
ЖУРАВЛЕВА - «Четыре роскошных здания в Москве переданы под Музей Шилова, - пишет слушатель, - Глазунова, Церетели и Андрияки. Москвичи финансируют содержание этих заведений. А вам, Сергею Капкову лично, а не влиятельному чиновнику по вкусу творчество названных мастеров кисти?»
КАПКОВ - Я знаком с каждым из этих мастеров кисти.
ЖУРАВЛЕВА - И резца я бы сказала.
КАПКОВ - Поэтому буду отвечать индивидуально. По каждому. То, что передано Церетели это передано не ему лично, а Академии художество. По Галерее Шилова, это одна из самых старых галерей современной России, это вы будете удивлены, но было не московское решение, а решение первой госдумы.
ЖУРАВЛЕВА - Вы сейчас с себя ответственность снимаете…
КАПКОВ - Нет, нет, я рассказываю. Просто юридическую часть. Андрияки была построена большая академия, где сейчас много студентов, много учащихся. И социальную функцию академии Андрияки выполняет как никто другой. Кого четвертого спрашивали?
ЖУРАВЛЕВА - Глазунов.
КАПКОВ - Глазунов тоже - Художественная галерея Глазунова. И я к этому спокойно отношусь, это данность. Если смотреть цифры, это одни из самых посещаемых музеев. У них есть свой потребитель, свой зритель. Есть люди, которые это любят. Кто-то слушает «Эхо Москвы» а кто-то слушает… Поэтому и те и те имеют право на учреждение культуры для себя. То, что эти учреждения находятся на самых видных, хороших, заметных местах…
ЖУРАВЛЕВА - В хороших особняках.
КАПКОВ - Это же тоже часть эпохи. Это давалось когда, они получали помещения за заслуги прошлого и получали вдобавок, когда становилась современная Россия, нужны были символы. Вот наш великий российский художник. Я все это понимаю, достаточно спокойно к этому отношусь.
ЖУРАВЛЕВА - Но просто в вопросе слушателя явно сомнение в чем. В том, что выбор именно этих людей, которые не для всех являются великими русскими художниками, обижает поклонников других видов искусства. Ну или других художников. Почему если предоставлять шикарный особняк, то обязательно этим художникам, а почему не другим. Почему не музей выдающегося абстракциониста устроить. Кстати, по-моему, Волкова собираются делать музей.
КАПКОВ - Я думаю, что появится ряд музеев и абстракционистов, и мы рассматриваем предложения от больших владельцев коллекций, которые готовы построить здания и разместить там свои коллекции. Наверное, даже подарив их государству, городу. Это же исторические этапы. Тогда эти люди были востребованы, обласканы властью, они получили это. Сейчас такой системы нет.
ЖУРАВЛЕВА - Это просто последствия обласканности властью и нужно с этим просто смириться.
КАПКОВ - Невозможно пересматривать итоги, они работают, они популярны. К ним ходит, еще раз повторюсь, зритель.
ЖУРАВЛЕВА - Пишет Дмитрий: "по 250 рублей с человека за каждую экспозицию в Парке Победы это тоже нормально? Скрепы дороги?"
КАПКОВ - Поклонная гора. Да, это тоже федеральное министерство культуры, это их музей. И цена меняться не будет, потому что я знаю логику, на которой в нашем музейном сообществе основано, если билеты в кино в Москве стоят 250-350 рублей, то наверное музейная композиция, над которой работало большое количество специалистов с высшим образованием, эксперты, историки, не может стоить дешевле.
ЖУРАВЛЕВА - Если можно о вашем любимом роде искусств. «Наверное, вы знаете, - пишет Марианна, - и расскажете нам о причине ухода Константина Богомолова из МХТ».
КАПКОВ - Я знаю только по косвенным данным. Я сегодня даже разговаривал с Олегом Павловичем Табаковым. Мы не поднимали этот вопрос. Я доверяю тем заявлениям, что делал Константин, что он больше не хочет работать в театре, и как я слышал, там были какие-то претензии творческого плана к его спектаклю. Но спектакль же сейчас идет.
ЖУРАВЛЕВА - Вы не видели спектакль?
КАПКОВ - Нет. И «Идеальный муж» я даже не видел.
ЖУРАВЛЕВА - Но вам интересно?
КАПКОВ - Мне вообще интересно сходить на какие-то спектакли.
ЖУРАВЛЕВА - Так, ушел от ответа.
КАПКОВ - Нет, ну просто.
ЖУРАВЛЕВА - Ещё одна театральная тема. А вообще вы должны разрешать такого рода конфликты. Творческие они или политические, как вы определяете? Идеологический, творческий, финансовый или какой.
КАПКОВ - Я расцениваю всегда в любом случае несмотря на то, какая мотивация художественного руководителя, как творческий. Есть Олег Павлович Табаков, который художественный руководитель Московского Академического Художественного театра и еще руководитель Табакерки. Театра Табакова. Поэтому мы с ним в двух ипостасях встречаемся. Он пригласил режиссера. Выделил на это финансирование. Несет за это ответственность. Он профинансировал спектакль. Дальше его право участвовать в этом спектакле, не участвовать. Может быть конфликт. Мотивация этого конфликта меня не интересует. Ответственность на нем.
ЖУРАВЛЕВА - Тогда если можно про Таганку. Скажите, пожалуйста, что происходит с выставкой юбилейной на Таганке.
КАПКОВ - Она идет и продолжается. Выставку снимать мы не будем. Мы не можем отменить юбилей театра.
ЖУРАВЛЕВА - Но если в самом театре этот юбилей в такой форме вызывает протест, нет никакой проблемы?
КАПКОВ - Если протест юбилей вызывает у 7 актеров театра, из которых 3 востребованы в труппе, а 3 не участвуют в спектаклях, то мы на это не реагируем. Потому что театр это не закрытая площадка, театр это для людей, для зрителя. Для театральных критиков, театральной общественности. Театр это для всех. Это не местная лавочка.
ЖУРАВЛЕВА - Понятно. Но в принципе перспективы Таганки вы сейчас как оцениваете. Приблизительно год назад вы по этому поводу были у нас…
КАПКОВ - Такие же, как и год назад.
ЖУРАВЛЕВА - Вы хотите, чтобы театр был сохранен, чтобы легендарная площадка была.
КАПКОВ - Какой театр должен быть сохранен. Легендарная площадка и так сохранена, и будет сохранена. Театра Любимова, любимовской Таганки не существует. Существует золотухинская Таганка? Тоже не существует. И очень удивительно, тех артистов театра, которые травили Любимова, писали мне же на него подметные письма, после смерти Золотухина подделывали подпись Золотухина и писали также, что он завещает свое место другому директору, и мы чуть ни сверяли подписи, что это настоящая подпись. Но еще сейчас обсуждать, что мы не можем праздновать юбилей, потому что у нас нет Любимова и нет Золотухина. По-моему Любимова вы сами выжили из театра. И я уговаривал Юрия Петровича вернуться в театр, и он отказался. И я уговариваю Юрия Петровича в каждый определенный период времени не снимать свои спектакли. Если Юрий Петрович заберет свои спектакли, там, по-моему, 8 спектаклей останется на год. Новых спектаклей-то нет. И я не театральный критик и не театральный эксперт, но я думаю, что те спектакли, где написано: постановка Юрия Любимова, уже не являются постановкой, которую Юрий Петрович Любимов ставил 15-20-30 лет назад.
ЖУРАВЛЕВА - Я понимаю, как сложно, наверное, любить театр, когда все время ты сталкиваешься с какими-то дрязгами. Действительно с творческими людьми работать тяжелее, чем с остальными.
КАПКОВ - Тяжелее, но интереснее.
ЖУРАВЛЕВА - «Официально мэрия Москвы, - пишет слушатель, - выступает против точечного строительства и разрушения памятников архитектуры. Однако строительное лобби живет по своим законам: в настоящее время сносится флигель усадьбы Соколовых-Сибиряковых 1830-х годов, до этого была снесена постройка около Покровского монастыря, идут работы в Козихинском переулке. Прокомментируйте, пожалуйста, эту досадную разницу между словами и делами. В какой мере департамент культуры решает эти вопросы?»
КАПКОВ - Ни в какой. Потому что есть департамент культурного наследия. Те памятники, которые находятся у нас на балансе, мы постараемся аккуратно и бережно к ним относиться. То, что есть везде в любом городе мира архитектурное лобби, строительное лобби это всегда так.
ЖУРАВЛЕВА - У Тани вопрос совсем личный: «Мэр предлагает вам программу работы или все ваше решение?»
КАПКОВ - Нет, все, что мы делаем, мы всегда согласовываем с мэром. Потому что мы живем все-таки в программах. Культура Москвы, так и называется программа «Развития индустрии, туризма и отдыха» это программа по паркам. У нас есть регулярный раз в три недели режим, когда мы кроме рабочих встреч фактически ежедневных, где мы докладываем мэру, как мы реализуем программу. Когда я приходил, и Сергей Семенович звал меня на работу, средняя зарплата по отрасли была 27 тысяч рублей. Сейчас 40 тысяч рублей. То есть у нас есть определенные показатели финансовые.
ЖУРАВЛЕВА - А горожанам эта средняя зарплата по отрасли как-то…
КАПКОВ - Там очень много факторов. Фактор один - зарплата работников культуры. Важно ее поднимать. Потому что это бюджетники. Количество посещаемости наших театров, музеев, объектов культуры. Количество, объем ремонта парков. Мы по каждой позиции отчитываемся. То есть, есть какие-то точки реперные, по которым мы отчитываемся. Если брать 2010 год, все парки города посещало 10 миллионов человек. В пятницу я буду докладывать мэру, мы сейчас посчитали, долго считали, 29 миллионов человек на первое ноября этого года. То есть в три раза мы увеличили количество посещаемости людей.
ЖУРАВЛЕВА - «Моя мама была экскурсоводом Парка Горького. Есть фотографии. Я родилась в Парке и поэтому я вас люблю», - пишет Алевтина.
КАПКОВ - Спасибо.
ЖУРАВЛЕВА - Как трогательно. Хотя есть и другие высказывания. Что дрянь ваш Парк Горького, уступает европейским в тысячу раз.
КАПКОВ - Согласен. Так и мы, слава Богу, не в Европе. Но с другой стороны мы в следующем году, сейчас уже проектируем и строим 10 парков, которые делают не только российские архитекторы, но и в соавторстве с западными архитекторами. Там есть и англичане, и голландцы. И даже один японец. И вот мы построили парк Лианозовский на улице Руставели и Гончарова, этот парк нам помогали делать русские архитекторы Юрий Григорян, но там много идей европейских, голландских, я думаю, что можно кино снимать про заграницу. Про Европу. Там как попадаешь внутрь, ты вообще не понимаешь, что это не Россия. Там, начиная от детских площадок, заканчивая лавочками, хотя это все сделано в России, это сделано по международным интересным большим дизайнерским проектам.
ЖУРАВЛЕВА - А как принимают вообще этот международный дизайн, когда он внедряется в Москве.
КАПКОВ - Он должен быть комфортный. Вот мы с вами сидим на удобных стульях в студии. Мы не знаем, где они сделаны. Но они сделаны удобно, комфортно. Это же вопрос комфорта. Человек не задумывается, лавочка сделана в России, в Чехии, или по голландским чертежам, но в России в Подмосковье. Также и фонари. Также пешеходная набережная Крымская. Карельская плитка, карельский гранит. Наша российская трава, наши российские деревья. Но выглядит это по-другому. Наша задача стилистику менять.
ЖУРАВЛЕВА - Вот о стилистике пишет Наталья. «Оставьте народу зоопарк, вы делаете из него балаган, второй Парк Горького, это не место для шумных увеселений и развлекухи».
КАПКОВ - Согласен. Мы и не делаем из него никакого балагана. В следующем году зоопарку 150 лет. Зоопарк находится достаточно в стесненных условиях. Потому что это когда-то был зверинец, это фактически в центре города.
ЖУРАВЛЕВА - Это в первую очередь научное учреждение или в первую очередь учреждение культуры.
КАПКОВ - Это в первую очередь научное учреждение. У нас по науке никаких замечаний совсем нет. У нас извините, рожают и гориллы, и другие животные. Можно уже посмотреть, летом мы их предъявим.
ЖУРАВЛЕВА - Меня всегда восхищало, потому что в этой духоте, в этом узком пространстве на Баррикадной среди этого всего, все нагромождено, огромные толпы людей, как они там вообще…
КАПКОВ - 4,5 миллиона человек посещает парк по билетам. С учетом того, что там большой очень объем социальных льгот, дети, пенсионеры бесплатно... Поэтому это большое очень потребление, посещение людей, но вопрос про Парк Горького. Понимаете, уже меняется благоустройство города, пешеходные зоны получаются, парки города и люди, когда приходят в зоопарк, думают, что это какой-то большой интересный… культуры. А если там не поменял плитку, не сделал освещение, не сделал удобные ступеньки, съезды для мам с колясками, инвалидов, то стилистически людей это начинает раздражать. Они требуют от нас, чтобы мы это благоустроили. Это правда нужно. Мы наоборот убрали все аттракционы оттуда, мы хотим, чтобы это было интересное место для посещения и взрослыми и детьми.
ЖУРАВЛЕВА - Скажите, пожалуйста, возвращаясь к концепции. Все-таки коммерция преобладает в такого рода публичных проектах. Все-таки это должно давать какие-то доходы. Или пусть будет меньше заведений общепита и всяких продаж сувениров, пусть больше что называется культуры.
КАПКОВ - Лучше, конечно чтобы было больше культуры. Мы максимально стараемся найти вот этот паритет. Просто мы с вами обсуждаем тот же зоопарк, 4,5 миллиона человек приходят с детьми, приходят погулять.
ЖУРАВЛЕВА - За деньги катаются на лошадке, за деньги фотографируются с дельфинами. Потом покупают вату сладкую.
КАПКОВ - И ситуация такая, что зоопарк это парк, который требует отдельного путешествия в течение дня. То есть это семья, давайте Москву брать, из Жулебино на метро или автомобиле поехала. То есть они поехали на целый день. Они погуляли два часа, посмотрели. Сфотографировались, где-то бесплатно, где-то за деньги. Дальше они хотят поесть, они приехали с ребенком. Ребенок не хочет уходить из зоопарка, ему здесь нравится. Это вопрос удобства и сервиса, который должны предоставлять учреждения.
ЖУРАВЛЕВА: Приходят вопросы, общая суть которых сводится к тому, что культура в центре - это понятно, но очень многие дальше своего района не выезжают. Почему бы не сделать больше небольших выставочных залов по медвежьим углам города? Спрашивают, как обстоят дела с различными парками, с библиотеками, с книжными магазинами, с тем, что ближе к дому. Здесь у вас есть какая-то концепция?
КАПКОВ: Вся наша работа на следующий год будет посвящена децентрализации культуры. Потому что город живет до сих пор по генплану прошлого, так называемый сталинский генплан, когда 80% объектов культуры находятся в пределах третьего транспортного кольца. Почему мы активно занялись библиотеками? Потому что мы хотим из библиотек сделать московские городские гостиные. Почему мы активно занялись парками? Потому что парк - это огромное привлечение людей. Парк «Северное Тушино», который у нас находится в Северном Тушине, это второе учреждение культуры, там дом культуры и парк, больше ничего нет. Поэтому задача - в парке сделать всё, от пляжа до детского клуба, потому что это уже большая территория, которая сама должна быть большим объектом культуры. И наша задача - идти на нестандартные объекты: школы, торговые центры, подземные переходы и везде-везде находить возможность, некое пространство для культуры. С выставками, концертными залами, с образованием, с поэтическими чтениями - вообще с гуманитарным, эстетическим образованием.
ЖУРАВЛЕВА: Уже не один слушатель попрекнул вас тем, что исчезают книжные магазины. Жалуются, что на Каховке закрыли книжный магазин, вместо него открыли пивной ресторан. Это тоже какая-то тенденция?
КАПКОВ: Большинство книжных магазинов у нас частные. Но надо отдать должное Москве - Москва сохранила сеть книжных магазинов «Москва». Это и Дом книги на Новом Арбате, и на Тверской. И пытается это сохранять. Я знаю, что большое количество жалоб и от предпринимателей из книжной отрасли, что они не могут платить такую аренду и всегда проигрывают вот именно пивным ресторанам, потому что у них совершенно другая оборачиваемость денег, другой покупатель. Мы планируем договориться с большими книжными издательствами, с книжными магазинами, что они могут продавать книги в наших библиотеках. Либо они могут это делать как пункт выдачи. Вы приходите в библиотеки, попросили некие книги, вам их заказали через Интернет, говорят - приходите через 2 дня, вот пункт выдачи. Вы получаете свои книги. Мы планируем это делать вот так.
ЖУРАВЛЕВА: Хорошая идея.
КАПКОВ: Но также мы планируем развить свою книжную сеть в наших московских библиотеках, только в наших, 28 миллионов книг, чтобы наши библиотеки обновляли свой фонд так, что вам не надо покупать книгу, а как в Советском Союзе, когда книга вышла из издательства - через неделю должна появиться в библиотеке. Вот мы хотим ускорить (хотя это сложно - через конкурсные процедуры, тендер, который длится 45 дней), сделать так, чтобы это было быстро, чтобы жители могли брать книгу в библиотеке. У нас около 600 библиотек по всей Москве. Соответственно, я думаю, мы постараемся решить эту проблему.
ЖУРАВЛЕВА: Они хорошо работают? У них богатая культурная жизнь?
КАПКОВ: Все по-разному.
ЖУРАВЛЕВА: Просто я иногда прохожу мимо детской библиотеки, я вижу, что там поют, там горит свет, там какой-то вокальный вечер, там интересно.
КАПКОВ: Такие библиотеки есть. Я приглашаю вас в библиотеку «Проспект»: Ленинский просп., 127. Когда мы ее отремонтировали, там было 2 тысячи подписчиков. За неделю еще 400 прибавилось. Библиотека имени Достоевского на Чистопрудном бульваре. И мы сделаем еще 9 таких библиотек на следующий год. Поймите, что культура инструкциями не управляется, телефонное право здесь не действует.
ЖУРАВЛЕВА: Вы хорошие слова сказали.
КАПКОВ: Человек сидит на месте в Бутово, Жулебино, в Северном Тушино, да в центре города даже, если он вокруг себя не объединяет единомышленников, не видит, для кого он работает, то жизни никакой не будет. И это не важно, центр это города либо окраина. Задача как раз найти этих агентов изменений, тех людей, которые будут работать для жителей города. А желающих командовать Большим театром, Манежем, Пушкинским музеем, их хоть отбавляй, их очень много.
ЖУРАВЛЕВА: Вопрос только в том, насколько эту культурную инициативу на местах поддерживает Департамент, насколько не приходит Департамент строительства и не задавливает своими делами, насколько не приходит кто-то еще и не мешает тому, что уже само есть. Есть такая проблема или нет?
КАПКОВ: По нашим учреждениям нет. Я думаю, что такие проблемы есть у энтузиастов и людей, которые как частный или как малый бизнес развивают какие-то культурные объекты. Я думаю, что мало шансов открыть студию рисования для детей.
ЖУРАВЛЕВА: Почему?
КАПКОВ: Потому что жилищный фонд очень ограничен, помещений мало. Это же иллюзия, что вся недвижимость в городе Москве - за это отвечает Москва, Москомимущество. По-моему, Москомимущество управляет 5 млн. квадратных метров имущества. Всё остальное уже частное. Мы уже 20 лет живем в другой стране, когда это уже продано, перепродано, приватизировано, это уже принадлежит частным компаниям, частным людям. И когда у них есть альтернатива сдать задешево книжному магазину или задорого пивному ресторану, как правило, алчность побеждает.
ЖУРАВЛЕВА: Все заинтересовались концепцией Роскомнадзора об информационной безопасности детей. Интересные пункты в этой концепции по поводу того, от какой информации надо ограждать. В частности, всевозможная классическая культура эротического содержания, скажем так. Давид Микеланджело, стоящий в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Я, например, изучала историю искусств в детстве, мы зарисовывали буквально эти произведения мировой живописи. Скажите, пожалуйста, вы интересовались этой концепцией? Вас она не пугает? Или вы просто выполните инструкцию Роскомнадзора, какая бы они ни была? Закроем музеи для всех, кто моложе 18-ти. Или Давида занавесить. Кстати, его копия на пьяцца Синьории, она стоит с фиговым листочком. Выглядит идиотски, но, тем не менее, она такая.
КАПКОВ: Я читал по диагонали эту концепцию в Интернете. Я недолго, всего два года работаю в культуре и видел столько разных инициатив, которые создаются для того, чтобы отпиарить каждого инициатора данных нововведений, что я не верю в их реализацию. Я не думаю, что это всё реализуемо. Ну, кто-то сказал, потом забыли. Поэтому я спокоен. Я делаю то, что нам возможно по закону, по должностным инструкциям, то, на что у нас есть финансирование. А кто там фантазирует, как это можно делать…
ЖУРАВЛЕВА: Была введена эта система маркировки всевозможных культурных мероприятий по возрасту. Когда я слышу, что опера «Аида» 12+, каждый раз начинаю думать: что случилось с оперой? Почему туда нельзя придти с ребенком, если ему 8?
КАПКОВ: Как правило, всё равно на это закрывают глаза, и вас пустят.
ЖУРАВЛЕВА: Вы хотите сказать, что, какой бы закон ни был, всё равно выполнять его не будут и можно всем расслабиться.
КАПКОВ: Я могу сказать по опыту своей депутатской законотворческой деятельности, что, если закон дурацкий, вы никогда население не заставите его выполнять. Поэтому законы должны быть грамотные.
ЖУРАВЛЕВА: Я очень рада, что вы эти слова произнесли. Мне они просто как бальзам на души. А теперь еще пару гадостей. Скажите, пожалуйста, туалеты в парках - это ваша епархия?
КАПКОВ: Сейчас постепенно становится наша. Просто большая бюрократия нам досталась. Раньше ГУП «Мосзеленхоз» владел рядом парков. Сейчас «Мосзеленхоз» закрывается, парки передаются нам. Туалетами в парках владели ГУП «Сантехработ». Т.е. это большая коммунальная инфраструктура. Поэтому мы всё это вместе с Москомимуществом передаем на баланс парков, и сами за это отвечаем. Туалетов не хватает.
ЖУРАВЛЕВА: А их вообще в городе не хватает. Это может быть учреждением культуры? Можно отвести в один департамент, чтобы люди не бегали, выпучив глаза, и не бегали под окно к жильцам этого района. Вообще, это к кому теперь относится?
КАПКОВ: Я хорошо цифры запоминаю. В Москве, по-моему, 11 000 нестационарных туалетов, таких кабинок, которые на улице, иногда платные, иногда бесплатные. Но это правда, Москва - большой город, некомфортный по климату, и туалеты - большая проблема для города, да.
ЖУРАВЛЕВА: Это к кому относится?
КАПКОВ: Это не имеет отношения к туалетам, это имеет отношение к политике первых этажей. В Европе, когда вы гуляете по центру города, там таких нет туалетов, если не брать Амстердам, который на каналах где-то. Там есть кафе. Вы зайдете, выпьете чашечку кофе за 2 евро и воспользуетесь всеми услугами. Во Франции еще со времен Наполеона законом запрещено отказать посетителю посетить туалет, даже если он ничего не купил. Т.е. у нас просто отсутствует политика первых этажей. Вы идете по центру - банк, бутик...
ЖУРАВЛЕВА: А вы хотите внедрять эту политику первых этажей в городе?
КАПКОВ: Мы постепенно этим занимаемся. Появились пешеходные зоны - мы понимаем, что банк уедет, потому что инкассацию не может произвести, закроются какие-то кассы авиакомпаний. Это постепенно будет меняться. Потому что если у вас везде автомобиль, то считается, что автомобилисту это не нужно. И постепенно мы эти туалеты убираем, конечно. Т.е. это перепрошивка улиц.
ЖуРАВЛЕВА: Потрясающе. Скажите, пожалуйста, какой объект или какая ситуация будет для вас личным достижением? После ухода Капкова с поста осталось вот это.
КАПКОВ: Я пока не собираюсь уходить.
ЖУРАВЛЕВА: Что внукам будет рассказать?
КАПКОВ: Мне очень важно, чтобы после того, как я уйду, осталась та система координат, остались те люди, которые будут новые, которые будут с новым взглядом и которые будут менять город и свои учреждения культуры, свои объекты, и это будет уже по-другому, это будет уже друге ощущение. Мы не Департамент культуры, мы департамент атмосферы и среды города. Если нам это всё удастся сделать, то и город будет другой.
ЖУРАВЛЕВА: Хотелось бы посмотреть на этот другой город.
Источник:
http://www.echo.msk.ru/guests/801605-echo/, здесь же можно послушать аудиозапись и посмотреть видео.