Древности Российского государства 213

Sep 17, 2008 09:57




Одежда царская XVII в

Хотя в надписи наряд двух изображенных здесь государей Российских, Алексея Михайловича и сына его Петра I, ранее был отнесен к XVI
и XVII столетиям, но оба они, собственно, принадлежат к XVII столетию, а последний, означенный именем Петра Великого, есть не кто иной, как боярин Лев Нарышкин, о котором будет сказано ниже. Посему остается упомянуть здесь о первом, т.е. о царе Алексее Михайловиче.

Его изображение написано Солнцевым согласно с современными сему государю портретами и свидетельствами иностранных писателей. Царь представлен в полной царской утвари. На голове его шапка большого наряда, на персях его св. бармы и крест, в руках у него скипетр и держава. Становой его кафтан, или платно, из аксамита, украшенный драгоценными каменьями и жемчугами.
С изображением его любопытно будет сравнить приметы лица его, переданные нам очевидцами: англичанином Самуэлом Коллинзом в 1658 г., немцами Августином Мейербергом в 1661 г. и Яковом Рейтенфельсом в 1670 г. Первый так описывает Московского царя: «Он красивый мужчина, ростом около 6 футов, статен, больше дороден, чем худощав, здорового сложения, волосы светло-русые, а лоб немного низкий. Его вид суров, но взор его величествен, стан красив, борода окладиста; волосы, по обычаю, обстрижены в кружок, так что уши совершенно открыты». Почти в тех же чертах представляется царь Алексей у Мейерберга: «Стан его строен, взор нежен, тело белое, щеки румяные, волосы белокурые, борода окладистая; но царь гораздо дороднее, нежели как бы следовало ему быть по летам его». Последний свидетельствует, что Царь Алексей Михайлович росту среднего, лицо имеет полное, несколько красноватое, тело довольно тучное, волоса цвету среднего между черным и рыжим, глаза голубые, поступь величавую; на лице его выражается строгость вместе с милостью; взглядом своим он внушает каждому надежду, никогда не возбуждая страха». Так изобразили нам иностранцы распространителя и законодателя России, покровителя наук и ремесел. Во Франции в 1667 г. на вопрос Дюка де Лирио о наружности Московского царя русский посланник Потемкин отвечал: «Его Царское Величество ныне в совершенном возрасте, 40 лет, а дородством, разумом, красотою лица, милосердым нравом и всеми благими годностями Всемогущий Бог украсил его, Великого Государя нашего, хвалам достойного паче всех людей».
Одни из лучших, современных царю Алексею Михайловичу портретов находятся: в Санкт-Петербурге в Романовской галерее Зимнего дворца, писанный голландцем на холсте, и миниатюрный на бумаге, в рукописи советника священно-цесарского и королевского величества Леопольда I и геральда Священно-Римского государства Лаврентия Хурелича. Рукопись сия с миниатюрами поднесена была автором царю Алексею.

Из гравированных портретов сего государя известны:
1. При «Уложении» издания 1737 г., с надписью внизу:
«Алексей Михайлович, Царь и Самодержец Всероссийский, родился марта 9-го дня, 1629. Взошел на престол в 1645-м, а скончался по 31-летнем владении, в 1676 г., февраля 8-го дня. Alexe Michailowicz Czaar und Selbstbeherscher von gantz Russland, geboren d. 9 Marty 1629 folgt Seinem Herrn Vater in der Regierung 1645, die Er auch Selbst nach 31 Jahren 1676 d. 8 February durch den Todt beschliesset».
В других экземплярах Уложения находится портрет особой гравировки, с русской подписью имени царя, еще другой с обозначением. Wortmann direx. Mattarnovi, sculps. 1736.
К 6-му изданию «Уложения» 1788 г. приложен портрет, гравированный грубее прочих.
2. В книге Elogii di capitani illustri, Venet. 1683 г. находятся также портреты царей Михаила Федоровича и сына его Алексея.
3. В «Собрании портретов», изданных в конце XVIII столетия лейденским книгопродавцем Петром Ван дер Аа.
4. В числе портретов царственного дома Романовых, изданных Бенкером.
5. Между портретами российских государей, гравированных в Лондоне в 1800 г. И. Чепменом.
6. К «Историческому описанию одежды и вооружения российских войск» (ч. I), приложено изображение царя Алексея Михайловича, снятое с его портрета в Императорском Эрмитаже.

Изображения огненника и стрельца заимствованы из картин возведения на престол царя Михаила Федоровича. Огненники, или пламенники, вероятно, получили сие название от красного платья, какое они надевали сверх кафтана, или от жезла с наконечником в виде пламени (flammula). Подобный носили пред западными императорами1. На голове у огненников был род красного шишака, в руках жезлы с наконечником. Служители сии употреблялись в духовных церемониях в Успенском соборе. Так, при поставлении патриарха Филарета было двенадцать огненников, из них шесть стояли у нареченного святителя, а шесть охраняли его единоглавец, т.е. орлец святительский, чтобы никто не наступил на него. Огненники не встречаются ни в Пименовом описании венчания греческих императоров, ни при коронации первых царей русских, но являются в первый раз при коронации царя Михаила Федоровича и при поставлении его отца Филарета в патриархи.

Не менее замечательно оборонительное и наступательное оружие стрельца в начале XVII века. Здесь представлен стрелец в служилом платье красного цвета, похожем на ферезь, только с отложным воротником, с петлицами и с откидными назад рукавами. Голова у стрельца защищена шишаком, или шапкой, с наушками и крюком, опушенной мехом. К берендейке, или перевязи через плечо, привешен рог с порохом и кожаная сумка с пулями, пыжами и прочим снарядом. На руке, которой он держит самопал с бердышом, висит на темляке подсошка, т.е. подставка с развилиной. К кожаному поясу, перехватывающему платье, прицеплена сабля. Такова одежда и вооружение пеших стрельцов, кои разнились от стремянных, или конных, цветом служилого платья и самим оружием (см. «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» с рисунками, составленное по высочайшему повелению, ч. I. СПб., 1841).

царская одежда, одежда и вооружение, древности Российского государства, 17 век, Алексей Михайлович, государи московские

Previous post Next post
Up