Романовы и Годуновы: продолжение истории (ч.4)

Mar 09, 2008 12:00

Политика
Правление Бориса Годунова Московским Царством продлилось в общей сложности 20 лет (13- за царя Федора Иоанновича, и 7 лет - в качестве основателя новой династии). Если царствование Федора Иоанновича воспринималось как благополучное, то последние годы собственного царствования Годунова были горестными - они отмечены голодом 1601-1603 гг. в условиях закрепощения крестьян, что делало его последствия особенно тяжелыми, и нашествием первого Самозванца в 1605 году.
Михаил Федорович Романов процарствовал 32 года, и это царствование подразделяют на три периода:
1) первые 6 лет - 1613-1619 гг. - правят Боярская дума и приближенные царской матери, инокини Марфы, которые широко пользуются моральным авторитетом Земского собора - он часто созывается. Это время продвижения к власти новых лиц, первоначального становления новой династии и небывалых размеров казнокрадства, с которым будет бороться вернувшийся из Польши отец царя, Филарет.
2) 1619-1633 гг. - Филарет возвращается, становится патриархом, убирает временщиков и правит от имени сына, проводя курс на восстановление и укрепление самодержавия. В 1625 г. титул «самодержца» вводится в государеву печать. Боярская дума и Земские соборы теряют значение.
3) 1633-1645 г. - после смерти Филарета вновь правит Боярская дума, куда Михаил назначил новых лиц из числа своих приближенных, в том числе отставленных его отцом, а ныне возвращенных Салтыковых.

Основные направления политики Бориса Годунова (за все 20 лет) и Михаила Федоровича вкратце:
1) В течение царствования Федора Иоанновича правитель подверг гонениям представителей знатнейших боярских родов, пытавшихся противиться его власти. Сделавшись царем, он попытался привлечь крупную аристократию на свою сторону, затем опять стал подвергать опале тех, в ком видел противников (Богдана Бельского, Романовых).
При Михаиле Романове родичи новой царствующей династии заменили у власти старые княжеские роды, бывшие в родстве с Рюриковичами. Шереметевы, Морозовы, Салтыковы сменили Шуйских и Мстиславских. Древнюю аристократию заменили при власти люди, выдвинувшиеся на царской службе и лично близкие к государевой особе. «Смута положила историческую грань между боярской Русью и дворянской Россией». (А.Е. Пресняков).
Кроме того, с восстановлением самодержавия разрослась и усилилась бюрократия, весьма до чужого добра жадная, - приказные.
2) Мера экономической политики Годунова, снискавшая ему самую дурную славу в русской исторической традиции, - закрепощение крестьян, отмена Юрьева дня, в который они могли переходить к другим хозяевам - была продиктована предыдущей политикой и первоначально входила в систему шагов по упорядочению финансов. Возвращение крестьян прежним землевладельцам считалось временной мерой, но затем сделалось постоянным. Одного специального закона об отмене Юрьева дня не было - была именно система постепенно вводившихся мер, которые Годунов продолжал. В 1597 г. указом царя Федора Иоанновича был установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян. Считается, что Борис проводил политику в интересах дворян, «служилых людей», тогда как верхи общества - бояре - и его фундамент - крестьянство сделались его врагами. Но в 1601 году, стремясь преодолеть последствия голода, Борис возобновил право выхода в Юрьев день сроком на 1 год для средних и мелких поместий. Это противоречило интересам мелкого дворянства, и, волей-неволей, Борис Годунов, под воздействием обстоятельств, восстановил против себя все слои русского общества.
При Михаиле начале соблюдался 5-летний срок сыска крестьян, кроме Троице-Сергиевой Лавры - ввиду особых отношений с престолом для нее был установлен 9-летний срок. Затем, под давлением дворян, сроки сыска несколько раз продлевались: с 5 до 9 лет для всех, затем - до 10, а для крестьян, насильно увезенных в чужие имения - до 15 лет.
3) Самая отвратительная мера правовой политики Бориса Годунова на исходе его царствования, содействовавшая падению его авторитета - поощрение доносов. В царствование Михаила Романова по почину его отца был основан (1619 г.) Сыскной приказ с широкими полномочиями, который должен был принимать жалобы на «сильных людей», - средство расположить в свою пользу тьмы притесняемых и расправляться с неугодными. Первые процессы в связи со «словом и делом государевым» возникают именно при первом Романове. Колдовские процессы тоже были. Я думаю, что могу понять страх перед вражьими чарами и у Годунова, и у первых Романовых, даже и без ссылки на маниакальное суеверие Бориса - династия-то новая, недоброжелатели есть, боялись сглаза. Чувствовали свою уязвимость.
4) Важнейшая мера церковной политики Годунова в царствование Федора Иоанновича - учреждение Московского патриаршества (1589) - способствовала возрастанию международного авторитета русской православной церкви и в конечном итоге также работала на укрепление власти Московского государя. Федор Никитич Романов, постриженный в монахи по воле Бориса для того, чтобы быть лишенным возможности занять царский престол, в конце концов сделался патриархом. При царе-сыне это дало отцу еще больше власти и позволило определять и светскую, и церковную политику в стране.
5) Борис Годунов предпринимал меры к развитию городов, правда, такие, которые соответствовали логике устройства феодального общества. Михаил Романов покровительствовал столичному купечеству, собравшему большие богатства и участвовавшему в его избрании. Из иностранных купцов Борис оказывал поддержку больше всего англичанам, Михаил - голландцам. Борис в царствование Федора Иоанновича заложил Архангельскую пристань. Михаил из Архангельска начал продавать в Европу русский хлеб, потому что во время Тридцатилетней войны европейские цены на хлеб подскочили.
6) Видимо, то направление политики, в котором больше всего проявилась преемственность между Годуновым и первым Романовым - строительство укреплений на южной границе и колонизация, особенно продвижение на Восток, в Сибирь.
Борис Годунов признается великим градостроителем. В царствование Федора Иоанновича были построены, в том числе, Самара, Саратов, Царицын (назван в честь царицы Ирины), на южной окраине - Воронеж, Белгород, Курск, в Сибири - Тюмень, Тобольск, Пелым (этот город «насадили» угличанами, высланными из родного города в наказание за мятеж, произошедший после гибели царевича Дмитрия Иоанновича, и утверждения, что смерть мальчика была насильственной), Березов, Сургут и другие. Уже в царствование собственно Бориса в Сибири стали строиться Верхотурье (1598), Мангазея (1601), Туринск (1601), Томск (1601).
Помимо этого, были построены каменная крепость в Астрахани (1589 г.) и каменные стены Смоленска (1596 г.) - они сослужат службу в Смуту.
При Михаиле Федоровиче - огромное расширение страны на Восток до берегов Тихого океана, активная колонизация Восточной Сибири, начало освоения ее природных ресурсов. Построены Красноярск (1628 г.), Братский острог (1631 г.), Якутск (1632 г.) В 1621 году в Тобольске была основана Сибирская епархия, при ее содействии начали составлять сибирские летописи. В Москве в 1637 году создан Сибирский приказ - ведомство для управления новыми территориями. Получая от коренных народов Сибири драгоценную пушнину, московский царь принимал меры к тому, чтобы новые местные власти их сильно не теснили: запрещал покупать и продавать, а также насильно крестить местных жителей. В этом отношении политика Михаила также была продолжением политики Бориса Годунова.
7) Борис Годунов много строил в Москве. Это преследовало двойную цель: себя прославить (а если речь идет о храме то, конечно же, прославить Бога) и дать людям работу. В Кремле был построен водопровод, планировалось возвести великолепный собор Святая Святых. При Михаиле каменное строительство возобновилось, для чего был создан специальный Приказ Каменных дел. Значительные территории в Москве в царствование Михаила Романова давались под застройку иноземцам.
В Московском Кремле Борис Годунов надстроил колокольню Ивана Великого, Михаил Романов - Спасскую башню. Два знаменитых «высотных» символа Московского Кремля - памятники двум семьям, враждовавшим между собой.
8) Внешняя политика Бориса Годунова была преимущественно миролюбивой и осторожной как в силу обстоятельств, так и вследствие осторожности Борисового характера. Внешняя политика Михаила Романова была вынужденно осторожной - страна сильно ослабела. Тот и другой унаследовали важную задачу от царствования Грозного: необходимо было вернуть порт Нарву, утраченный в Ливонскую войну, и возродить торговлю из Нарвы через Балтийское море (созданное Грозным и им же загубленное «нарвское мореплавание»). Без него объем торговли с Западом был очень невелик - по Белому морю ходить тяжело, многими опасностями чревато. Борису Годунову-правителю удалось частично пересмотреть в пользу России итоги Ливонской войны. В результате военной кампании против Швеции 1590 года были возвращены города Ям, Ивангород, Копорье, а по Тявзинскому миру - еще и крепость Корела. Но Швеция все же сохранила доминирование на Балтике, а Смута еще отдалила Россию от Балтийского моря, лишив ее устьев рек Невы и Наровы, так что Михаилу Федоровичу для торговли с Западной Европой пришлось ограничиться устьем Северной Двины и Белым морем.
Таким образом, ни Годунов, ни Михаил Романов задачу выхода к Балтике не решили (решил, как известно, внук Михаила Романова Петр). И Борис Федорович, и Михаил Федорович считаются плохими воителями, хотя, видимо, по разным причинам - Борис из-за осторожности, Михаил - по робости характера.
В царствование Михаила Федоровича была сделана отчаянная попытка вернуть России Смоленск, утерянный в Смуту по условиям Деулинского перемирия 1618 года. Инициатором выступил патриарх Филарет, умерший как раз во время Смоленской войны (1632-1634 г.г.). При подготовке была проведена реформа армии, и созданы полки иноземного строя - завербованные за границей военные должны были обучать русских ратному делу по европейскому образцу. Но надежда на иностранцев оказалась плохая: часть их перебежала к полякам. Русский командующий, воевода Михаил Борисович Шеин, в прошлом - герой обороны Смоленска, был окружен с войском в лагере и вынужден капитулировать. По условиям Поляновского мира 1634 года Россия согласилась на утрату Смоленска, но и новый польский король Владислав отказался от титула московского царя. Несмотря на то, что Шеину удалось сохранить армию, в Москве он был осужден и казнен за поражение как за измену - случай беспрецедентный и большая несправедливость. Полки иноземного строя были расформированы и в царствование Михаила более не возобновлялись. Еще одним свидетельством военной слабости после Смуты в конце царствования Михаила стал отказ удержать Азов, захваченный донскими казаками.
И.Е. Забелин сообщает, что при царе Михаиле «завязались самые любезные сношения с Персию». В 1625 г. шах Аббас прислал царю в дар Св. Ризу Господню. Впоследствии в царской казне и на московском рынке появилось много кизылбашских тканей.
9) Династические браки. Новой династии они должны были дать довольно много. Укрепить свое положение, еще возвыситься над боярами, получить основу для международных связей, союзнические отношения…Известно, как Борис Годунов искал жениха для своей дочери Ксении - от Швеции и Дании до Грузии. А наследнику Бориса, Федору, пыталась найти невесту Елизавета Английская. Михаилу Федоровичу, после неудачи его брака с Марией Хлоповой пытались сосватать либо датскую принцессу, либо сестру курфюрста Бранденбургского. Но в то время, после Смуты, международный авторитет Московского царства был уже слишком низок, да и сам Михаил не был расположен жениться на ком-то, кроме сосланной по навету Марии. Обращение в поисках родственных связей к странам Северной Европы могло бы поспособствовать и решению балтийской проблемы.
Однако и при Борисе Годунове, и при Михаиле Романове современники, даже ближайшие к трону, воспринимали затеи породниться с неправославными монархами как царскую блажь.
Несколько менее, чем трагедия Ксении Годуновой, известна печальная история царевны Ирины Романовой, старшей дочери царя Михаила. Отец планировал выдать ее замуж за датского принца Вальдемара, сына короля Христиана IV от морганатического брака. Вальдемар приходился племянником принцу Иоанну, внезапно умершему жениху царевны Ксении Годуновой, а, когда приехал в Москву, он жил в хоромах, построенных на месте бывшего годуновского двора. Царь Михаил и царевич Алексей регулярно ходили к нему туда, изъявляли дружбу и пытались убедить принять православие. Вальдемар был непреклонен, тем более что в Дании русскими послами ему было обещано, что перемены веры не будет. Вокруг резиденции принца усилили охрану, его свите было запрещено общаться в Москве с другими иностранцами, и Вальдемар предпринял попытку к бегству, - неудачную, закончившуюся кровавой стычкой. Российская сторона желала настаивать, но миром - царь Михаил даже приходил вести переговоры на дворе у Вальдемара несмотря на то, что датчане отказались принять его без оружия. Смерть царя Михаила положила конец сватовству, и Вальдемар уехал их Москвы. В 1655 году он погиб, воюя с Речью Посполитой на стороне шведского короля Карла X. Его несостоявшаяся невеста, любимая сестра царя Алексея Ирина Михайловна, умерла в 1679 году.
10) Такой щекотливый вопрос, как допуск в Россию иноземцев и открытие страны для западных влияний. Борис Годунов был готов к этому - он приглашал на царскую службу иностранных мастеров, которые могли стать и учителями: медиков, рудознатцев (Россия нуждалась в освоении своих природных богатств), суконников. Михаил Романов уже после смерти отца-патриарха допустил в страну иностранцев, которые основали первые мануфактуры и должны были готовить русских учеников. Сначала мануфактуры разыскивали руду золотую и серебряную, потом появились оружейники, а за ними - и мастера во многих других сферах. Смута привела к тому, что с одной стороны, страна закрыла двери от Запада как от губителя, доказавшего свою чуждость и враждебность, с другой - она уже не могла их намертво захлопнуть, потому что начавшееся интенсивное взаимодействие остановить было нельзя, а потребность в связях с Европой становилась чем дальше, тем очевиднее. Два первых Романова - и Михаил Федорович, и его сын, Алексей - были охранителями традиций Московского царства, но в то же время испытывали интерес ко всему иностранному, который старались не слишком афишировать.

Заключение
Борис Годунов и Федор (впоследствии Филарет) Романов были врагами, но оба они были энергичными, любознательными людьми, которые не только жаждали власти, но были во многом достойны ее по своим личным качествам. Видимо, не будет ошибкой сказать: власть и государственная деятельность для каждого из них были не только целью, ради которой договаривались с совестью, но жизненным предназначением, которому ни один из них не мог изменить.
Рядом с ними Федор Иоаннович и Михаил Федорович были людьми, лишенными властолюбия по своему характеру, и принужденными подчиняться сильным родственникам без особого сопротивления. Но также, должно быть, не будет ошибкой сказать, что каждый из них имел перед своим сильным родственником преимущества нравственные.
Эти две пары как будто олицетворяют собою то самое единство противоположностей, которое попытался отразить в своей трагедии о царе Федоре А.К.Толстой: человек государственный и человек частный, но внешне облеченный царственным величием. Один ломает совесть, находя оправдания, другой хочет жить по совести. Сильный правитель как будто облегчает жизнь слабому царю, создает ему комфорт и снимает с него ответственность, но кто знает, так ли это безболезненно? Они союзники, они же - и противники, и накопившиеся обиды, противоречия не могут разорвать их союза, который нужен и полезен государству, но причиняет страдания человеку. Держава усиливается, но человек оказывается жертвой. Именно как частное лицо - и тот, чьим именем властвуют, и тот, который властвует, и политический противник, и подданный - потому что, по-научному говоря, общественный интерес доминирует над частной свободой. Но, может быть, это односторонний взгляд. Ведь и для защиты и благополучия частных лиц одно из условий - сильное государство. Другое дело, на каких правилах оно построит свои отношения с частными лицами.
Правление Бориса Годунова при Федоре и царствование Михаила Романова могут быть охарактеризованы как деятельность, направленная на восстановление страны - после царствования Ивана Грозного и после Смутного времени. Собственное царствование Бориса Годунова должно было стать эпохой преобразования страны и послужить к ее усилению - но этого не произошло. Царствование Михаила не могло быть для современников ничем большим, чем эпохой умиротворения, очень относительного, но оказалось - низким стартом для нового высокого взлета.
Естественно, что в политике Бориса Годунова и первого Романова оказалось довольно много общего - они должны были решать во многом сходные государственные задачи, унаследованные от предшественников и не зависевшие от их произвола. Но если пуститься в аллегории и представить себе историю как книгу - а более широко, как произведение - и сравнить ее с известными литературными произведениями на исторические темы, вот что интересно.
Несмотря на несходство темпераментов, и Борис Годунов, и Федор Иоаннович оказались героями трагедий - и в жизни, и в литературе. Федор Иоаннович пережил тяжелое царствование своего отца, гибель братьев, смерть дочери, а с его смертью угасла древняя династия, и возникли предпосылки для Смуты. Царствование Бориса начиналось многообещающе, а закончилось катастрофой: он увидел крах своих многолетних усилий, познал беспомощность, судьба его семьи была страшна. Федору-Филарету выпало много злоключений, но, на мой поверхностный взгляд, он в трагические персонажи не годится - в финале он всех сделал, даже насильственное монашество ему как будто пригодилось. Михаил Федорович Романов как частное лицо пережил трагедию в частной жизни, и не единожды. В детстве такой трагедией был разгром Годуновым его семьи, в юности весьма нелепо и жестоко сломали первую любовь царя Михаила - для него это, скорее всего, было трагедией, хотя для стороннего наблюдателя может показаться просто мелодрамой. Но в истории царь Михаил оказался второстепенным героем большой трагедии своей страны, который приходит в эпилоге, чтобы получить символический выигрыш - и, словно возвратясь по кругу, еще раз положить начало.

ЯКО РАДУЕТСЯ НЕВЕСТА О ЖЕНИХЕ ВОЗЛЮБЛЕННОМ, ЯКО РАДУЕТСЯ ВЛАСТОЛЮБЕЦ О ЦАРСКОМ ВЕНЦЕ НА СВОЮ ГОЛОВУ, ЯКО РАДУЕТСЯ ДОЧЬ КУПЕЧЕСКАЯ ЦВЕТОЧКУ АЛЕНЬКОМУ, А ШКОЛЯР - ТАТЬЯНИНУ ДНЮ,
ТАКО РАДУЕТСЯ ТВОРЧЕСКИЙ ЖЖ-ЮЗЕР VALYA_15, В ПЕРВОМ ЧАСУ НОЧИ ЗАКОНЧИВШИ ПОСТЫ СИИ. АМИНЬ.

статьи, Борис Годунов, 17 век, 16 век, государи московские, Михаил Федорович, Романовы, тексты, патриарх Филарет

Previous post Next post
Up