Древности Российского государства 43

Sep 26, 2007 09:21




Старинная свеча, или подсвечник, в церкви Ризположения и деревянная раскрашенная верхняя доска скамьи в Благовещенском соборе в Москве

В Ризположенской церкви Московского Кремля перед местными образами стоят четыре вощаницы, или тощие расписные свечи, на медных поддонах с тремя левиками. Они состоят из деревянного столба высотой в 5 четвертей, обложенного воском, по коему наведены мозаично восковыми красками травы и цветы вроде энкаустики, известной грекам и римлянам. Три вощаницы сохранены в первоначальном своем виде, а четвертая после 1812 г. возобновлена по образцу первых. Сверху над ними утверждены медные шандалы, каких прежде не было, ибо свечи вставлялись в середину вощаницы. По крайнему ободу идет вязью надпись, которая показывает нам время устроения сих узорочных свеч в патриаршество Иосифа, правительствовавшего с 1642-го по 1652 г., вместе с тем свидетельствует о существовании тогда при этой церкви Патриаршего двора. Передаем надписи с двух свеч, кроме третьей, где слова большей частью изгладились или обломались, и кроме четвертой, на коей вновь изображены они согласно с первыми.

1. Лtта /--зр`на поставлена сїm свtща предъ образомъ Пресвmтыm Богородицы Ризъ Положенїm, повеленїемъ Великаго Господина Свmтtйшаго IBосифа Патрїарха Московскаго и всеm Рuсиї въ церкви Ризположенїm, что на Патрїаршемъ дворt.
2. Лtта /-- зр`нг Октmбрm въ є` день повtленїемъ Великого Господина Свmтtйшаго IBоси`fа Патрїарха Московского иb всеа Рuсиї въ церквt Пречистые Богородицы Ризположенїе, что на ево Госuдарm Патрїарше дворt, предъ мtстой образъ Пресвmтые Богородицы Одегитрїе поставлена сїа свtща.

Представляя здесь памятник церковного благолепия из XVII в., нельзя оставить без замечания, что прежде не в одной Ризположенской патриаршей церкви, но и в соборах и церквях, кроме подсвечников и лампад, находились такие вощаницы у образов, на поклоне в алтарном иконостасе, и назывались поставными, тощими, местными, а выносные свечи - ослопными. Подобно как у греков православных, у русских нередко бывали вощаницы и лампады обетными и неугасимыми, кои горели пред образами или св. мощами день и ночь; в середине их вкладывалась свеча, которую и зажигали. Такие вощаницы ставили великие князья пред чудотворными иконами и раками угодников Божьих, также и пред гробами родительскими. Иногда всем Новгородом и Псковом сооружаема была, по обещанию, неугасимая свеча в Софийский или Троицкий соборы. Так, великий князь Василий в 1509 г. устроил пред Св. Троицей в Псков и пред Софией Премудростью Божией свещи неугасимые2. Царь Иоанн IV в 1569 г. прислал в Новгород к мощам св. Никиты, епископа Новгородского, местную свечу, которая поставлена была на каменном белом стуле. Летописи наши нередко упоминают о чудесном самовозгорании свечей в церквях. Св. Алексий Митрополит взял с собой в Орду для исцеления Тайдулы свечу от вощаницы, затеплившейся в Успенском соборе.

Перед гробами отеческими великие и удельные князья ставили неугасимые свечи с тем, как они оговариваются в духовных своих грамотах, чтобы «не перестала память родителей и свеча бы их не угасла». Загасить свечу над гробом, по объяснению Арцыбашева, значило то же, что шевелить костями. Но также после отпевания загасить и положить свечу на гроб усопшего знаменовало вечное забвение всякой вражды. Ближайший пример тому встречаем в Новом Иерусалиме, где при переделке пола, на гробнице Никона Патриарха найдены положенные восковые зеленые свечи, какие царь Федор Алексеевич устроил для его отпевания. Поставление свечи у гроба родительского почиталось делом столь важным и священным, что сын Даниила Галицкого прислал в 1294 г. к умиравшему Волынскому князю Владимиру Перемышльского святителя Мемнона выпросить у него Брест «на свечу для гроба Даниилова». Кроме того, при свадебных обрядах государей, сверх обручальных, употреблялись свадебные вощаницы, похожие на ризположенские местные. На них были обручи большие, широкие, края чеканные, оба золоченые. Так, на свадьбе царя Михаила Федоровича с Евдокией Стрешневой государева свеча была в три пуда, а государыни - в два.

Таково назначение давали свечам в отечественной церкви, где они, составляя необходимую принадлежность при богослужении, имеют духовное, символическое знаменование.




Старинные восковые свечи (находятся в церкви Ризположения в Москве)

древности Российского государства, утварь

Previous post Next post
Up