Образ Донской Богоматери
Местный образ Донской Богоматери в московском Благовещенском соборе достопамятен не одной древностью письма, но и знаменит в отечественной истории воспоминаниями и чудесами.
Высотой он 1 аршин и 3 1/2 вершка, шириной 15 вершков. На одной стороне его изображен лик Богоматери с Предвечным Младенцем, на другой - Успение Пречистой Девы. Из сего можно заключить, что эта икона, утвержденная на древке, была или запрестольной, или служила воинской хоругвью.
Так как обратная сторона иконы закрыта, то мы осмотрим только главную, открытую. Образ Богоматери писан под влиянием византийского стиля; рисунок, ограниченный редкими чертами, строг, отчетлив и верен преданию; колорит от преобладания санкира темный, но плавкий; в лицах заметна отживка, или блики, на высоких местах, а в доличном - подводы под краску и гвенты. Разительную противоположность в стиле составляют написанные вокруг образа на досках, миниатюрно, поясные изображения восемнадцати праматерей с соответствующими им изречениями из Св. Писания: Евы, Сарры, Ревекки, Лии, Рахили, Раввы, Деборы, Иаили, Анны, Руфи, Есфири, Иудифи, Ависанны, Суматянины, Сусанны, Тарефтанины, Авигеи, Мариамны. Такие произведения фламандской школы относятся к началу XVIII в., когда западный стиль вошел в употребление на Москве и нередко заменял византийский, усвоенный себе Православной церковью и освященный многовековой давностью.
Благоговение русских государей к этому чудотворному образу издревле украшало его разными драгоценностями, которые сделались добычей поляков при нашествии их на Москву в начале XVII в.; потом он вновь облечен был в прежнюю лепоту усердием царственного дома Романовых. Из переписных Благовещенского собора книг 1680 и 1681 гг. видно, что икона Донской Богоматери украшена была золотым окладом с золотыми на нем плащами, на коих наведены чернью двенадцать господских праздников; сверх того, на ней были жемчужное ожерелье, древние золотые кресты, панагии, серьги и цаты, вероятно, приклады царские, отобранные в Святейший синод по указу Петра I 20 апреля 1722 г. Она стояла тогда в затворном киоте у Царских дверей. По описанию 1792 г., золотой оклад на ней весил 26 ф.; одного жемчугу было 2 ф. 75 золотн. В 1812 г. похищены неприятелями золотая риза и большая часть драгоценностей иконы, но уцелела от них на полях ее золотая рама в 12 ф., которую они почли за медную. Следы неудачного испытания металла видны еще на этой раме. Прежняя риза заменена теперь новой с венцом, убранным изумрудами, алмазами и розами.
Наименование иконы Богородичной Донскою производится преданием от того, что донцы поднесли ее великому князю Дмитрию Донскому, когда он шел ратью на Мамая; она была его спутницей в Куликовской битве. Донской, после победы своей, поставил в коломенском Успенском соборе этот образ, пред коим царь Иоанн Васильевич там молился во время похода своего на Казань. Вероятно, не прежде, чем по завоевании Казанского царства, сия заветная святыня перенесена в Благовещенский собор, вновь сооруженный в 1483 г. и обгоревший снаружи и внутри в 1547 г. Перед нею патриарх Иов нарек на царство Бориса Годунова. При нашествии на Москву крымского хана Казы-Гирея она стояла в обозе на Воробьевом поле, где в память победы, приписанной ходатайству Богоматери, основан был Донской монастырь и учрежден 19 августа крестный ход, в коем прежде носили икону Донской Богоматери из Благовещенского собора в Донской монастырь. Точный с нее список оставлен в монастыре, а подлинник в ряду местных образов Царского храма.
Образ Донской Богоматери (изображение 2)
Образ Донской Богоматери (изображение 3)