400 лет Венчанию на царство Михаила Федоровича Романова

Jul 20, 2013 10:43


В этом году мы уже не раз обращались к теме четырехсотлетия Дома Романовых, и вот, наконец, подошло время рассказать о венчании на царство того, с кого все и началось.

Страшным было для России Смутное время - время Междуцарствия. И наиболее тяжелым оно было для простого народа, который уже не знал, кому можно верить и хотел спокойно жить под властью единого лица. Для решения этих проблем после освобождения Москвы осенью 1612 года были разосланы грамоты, созывающие в столицу людей «изо всякихъ чинов», «изо всѣхъ городовъ» на Земский собор для избрания государя. Об этом собрании и последующем венчании на царство Михаила Федоровича Романова мы бы и хотели рассказать далее.

Итак, в феврале 1613 года собрались выборные люди от разных сословий со всего государства на Великую Земскую Думу. После трехдневного поста и молебствий они приступили к совещаниям. Было решено выбирать царя не из чужеземцев, а непременно из русских бояр. Никак не удавалось выборным прийти к единому соглашению: каждый предлагал своего избранника, но наконец 21 февраля 1613 года все сошлись на одном - избрать на Русский Престол шестнадцатилетнего сына митрополита Филарета (в миру боярина Федора Никитича Романова), Михаила.

Спросили народъ съ Лобнаго места, кого онъ хочетъ иметь царемъ? Михаила Феодоровича, - отвечалъ народъ. Тогда провозгласили царемъ Михаила Феодоровича.

Новоизбранный Царь в это время жил со своею матерью, инокиней Марфою, в Костромском Ипатьевском монастыре.


Туда 2 марта и направились послы с грамотой, извещающей о его избрании. Конечно, для Михаила его избрание было неожиданным, и в первую минуту он отказался его принять, да и мать тоже отказывалась отпускать сына в Москву, ссылаясь на его молодость и тяжелое положение государства.


Портрет инокини Марфы (Ксении Ивановны Шестовой). Неизвестный художник, 1771
Кроме того, они оба говорили, что нельзя принять престол без благословения отца, митрополита Филарета, бывшего в то время в плену у поляков.


Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов)
Но послы слезно молили Михаила и его мать... Они ему указывали на то, что Отечество гибнетъ отъ безурядицы, и что спасти его можетъ только твердая десница державнаго государя, которымъ все хотятъ видеть его одного... Тогда решимость Михаила поколбалась, и он дал свое согласие; архиепископ Феодорит благословил его и вручил ему жезл.

19 марта Михаил Федорович выехал из Костромы, и 2 мая въехал в Москву.


На рисунке слева - город Кострома, в середине вдали - село Новоселки, справа - Ипатьевский монастырь. На переднем плане - шествие, присланное из Москвы, и встреча его Михаилом Федоровичем.
Народъ густыми толпами вышел далеко за город навстречу своему избраннику.


Вдали видна та часть Москвы, где сейчас Сретенка. Народ, выходящий из Сретенских ворот, встречает Михаила Федоровича 2 мая 1613 года
Прямо с дороги новый Царь отправился в Успенский Собор, где отслушал молебен, после которого пожаловалъ всякихъ чиновъ людей къ руке.

Молодой государь назначил днем своего венчания на царство воскресенье 11-го июля 1613 года, канун дня своего Ангела.

В день своего венчания государь пожаловал саном боярства своего родственника князя Ивана Борисовича Черкасскаго и славного вождя нижегородского ополчения, стольника Дмитрия Михайловича Пожарского. А затем в день своего Ангела, 12-го июля 1613 года, «пожаловалъ государь въ думные дворяне Кузму Минина».

Накануне во всех московских церквях служили всенощную и пели молебны Чудотворцу Сергію. Утром все бояре собрались в Золотой Палате, среди них был и только что пожалованный в бояре князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Дворец наполнился князьями, воеводами, думными дворянами и чиновниками, весь Кремль-войсками и народом. В виду недовольства, высказанного некоторыми боярами относительно „местъ", Государь приказал в день своего Коронования всемъ быть „безъ местъ".

Когда в Успенский Собор, где приготовили великое царское место с малым Персидским Престолом для Государя и стулом для Митрополита, пришел с духовенством Митрополит Ефром, Михаил Феодорович вышел в Золотую Палату. Князь Пожарский и казначей Траханиотов принесли Царскую утварь: венец, державу, скипетр и наперсный крест, - и Государь приложился к кресту. Царскую утварь понесли в Успенский Собор. Крест понес царский духовник в сопровождении боярина Морозова, державу - князь Пожарский, скипетръ - князь Д.Т. Трубецкой, венец-дядя Государя, боярин Иван Никитич Романов.


После начался колокольный звон со всех кремлевских колоколов. Митрополит Кирилл встретил пришедших в Собор князей и бояр, принял от них царские регалии и передал их Митрополиту Ефрему. Он положил их на аналой перед Царскими Вратами Храма. По окончании этих предварительных церемоний, в Успенский Собор отправился сам Государь, в сопровождении окольничьих и десяти стольников. Впереди Царя шествовал боярин Морозов. Народ соблюдал благоговейное молчание, стрельцы оберегали путь Государя.


Шествие Государя из Золотой палаты в Успенский собор
Когда Михаил Федорович остановился в Соборе у Патриаршего места, стали служить молебен. Окольничие и стольники устанавливали в порядке народ, а два Архимандрита, ключаря и диакона ходили между рядами выстроившейся в церкви толпы и убеждали народ „стоять со страхомъ и трепетомъ, молить Бога, Богоматсрь, святыхъ чудотворцевъ и всехъ святыхъ за Царя,-да совершитъ его Господь царскимъ венчаніемъ, умножитъ лета живота его и устроитъ царство его мирно и вечно въ родъ и родъ".

Воцарилась глубочайшая тишина. Митрополит Ефрем возвел Царя на Царское место, приготовленное среди храма и представляющее из себя широкую площадку, покрытую парчей и богатыми материями, куда вели двенадцать широких ступеней. Взойдя, Государь сказал краткую речь:
„Волею Божіей Царь Феодоръ Іоанновичъ преставился и безчаденъ оставилъ земное Царство. Избранные Цари Борисъ Феодоровичъ скончался, а Василій отрекся отъ царства. Ныне вы, богомольцы наши, Митрополиты, Архіепископы, Епископы, весь Священный Соборъ, бояре, дворяне, приказные люди, дети боярскія, атаманы, казаки, гости, служилые, жилецкіе люди, всенародное множество городовъ всего великаго Россійскаго Царства, избрали въ Цари насъ, Михаила. По Божіей милости и по данной вамъ благодати Святаго Духа, по вашему и всякихъ чиновъ всего Московскаго Государства избранію, богомольцы наши, благословите и венчайте насъ на наши великія государства царскимъ венцомъ и діадимою, по прежнему царскому чину и достоянію".


В ответ на слова Государя Митрополит Ефрем обратился к нему с такой же речью, с какой в предыдущие коронации к венчающимся Царям обращались современные Первосвятители. Митрополит Ефрем прибавил только в конце несколько слов: „Прими же Государь", - сказалъ он: „превысочайшую честь и вышехвальную славу, венецъ царствія на главу свою, венецъ, его же взыскалъ отъ древнихъ летъ предокъ твой, Владиміръ Мономахъ. Да процвететъ намъ отъ вашего царскаго, прекрасноцветущаго корени, пресветлая и прекрасная ветвь, въ надежду и наследіе всемъ великимъ государствамъ Россійскаго Царства!". Закончив свою речь, Митрополит возложил на Государя наперсный крест Мономаха, прочел молитву, положа руки на голову юнаго Венценосца, облек его в бармы, возложил венец, отвел на Царское место и преклонился предъ ним. Государь сел на трон и принял скипетр и державу. Духовенство спело многолетие „Богов венчаному и поставленному Царю Михаилу". Затем Государь принял поздравления от духовенства, бояр, князей, воевод, дворян и чиновииков, и Митрополит Ефрем обратился к новопоставленному Царю с поучениемъ:


Успенский собор от южных дверей. Эпизод венчания Михаила Федоровича (он  уже во всех знаках царского достоинства)
„Ведай, Царь Великій, Михаилъ Феодоровичъ, яко отъ Бога дается Царямъ держава и отъ Вышняго сила. Богъ возноситъ васъ, Царей, на престолы и полагаетъ у васъ милость и животъ. Пріявъ правленіе, не токмо о своихъ, о себе, о своемъ житіи подобаетъ пещись Царямъ, но все ими обладаемое спасать, соблюдать стадо свое отъ волковъ невредимо, бояться наказующаго серпа небеснаго и не давать волю злотворящимъ, погубляющимъ душу съ теломъ. Какъ, не сущу на земли солнцу, все темно и неразсудно, такъ не сущу въ душ наказанію все размешено бываетъ. Отъ всего стяжанія на земле едина добродетель безсмертна. He пріемли же, Государь, языка льстива и слуха суетна, не верь злому, не слушай оболгателя. Смотри въ самого себя, Царь Боговенчанный! Мудрость всего честнее и тщательнее, и подобаетъ тебе мудрымъ быть или мудрымъ последовать, на нихъ яко же, на Престоле, Богъ почиваетъ. Не блага міра сего, по добродетель украшаетъ Цаpей. He презирай писшихъ себя: надъ самимъ тобою есть Царь; и если Онъ о всехъ почется, ты-ли о комъ нибудь нерадеть будешь. Возмогай-же, Государь, возмогай: да когда прідетъ часъ суда твоего, ты возможешь безбоязненно стать передъ Господомъ и сказать смело: Се я, Господи, и люди Твои, которыхъ далъ мне Ты! Сказать и услышать гласъ Царя и Бога Твоего: Благій рабе, Царю Россійскій Михаиле! Въ мале былъ ты Мне веренъ, надъ многими тебя поставлю!"...

Вслед за поучениемъ преосвященный Ефрем благословил Государя Животворящим Креотом, и все зрители священного обряда громко пропели многолетие Царю и Царскому роду.


Прослушав литургию в Царском Сане, Государь подошел к Святому Миропомазанию. Обряд совершался по тому же образцу, какой был при Борисе Годунове. Венец держал дядя Государя боярин Иван Никитич Романов, скипетр - боярин Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, державу - боярин Дмитрий Михайлович Пожарский. Помазавшись Святым Миром и причастившись Святых Таин, Государь пригласил всех присутствующих к Царскому столу и вышел из храма через южные двери. Здесь встретил Государя боярин князь Мстиславский и трижды осыпал его золотыми и серебряными монетами.

Та же церемония повторилась при выходе из Архангельского и Благовещенского Соборов. Когда Государь вошел в Царские палаты, народ бросился к Царскому месту и разделил между собою лоскутки парчевых и других материй на вечную память объ знаменательномъ дне 11-го іюля 1613 года.


Шествие Михаила Федоровича по совершении венчания. Государь изображен в нескольких местах, где он по обычаю был осыпан серебряными и золотыми деньгами: при выходе из Успенского собора; при выходе из Архангельского собора; при паперти Благовещенского собора; и, наконец, идущим к Середней лестнице Золотой палаты
По доброму старому обычаю не были забыты в день царского венчания и обездоленные судьбой бедняки. Следуя тому же обычаю, Царь давал по случаю «своего венца» честные пиры духовенству, боярам и вельможам.


Стол в Грановитой палате. По левую руку от Царя находится так называемый кривой стол, за которым сидит все высшее духовенство. Отличием этого стола от светского является наличие на нем рыбы. По правую руку - так называемый большой стол для светских властей.
Три дня продолжались пиры, раздача милостыни, колокольный звон и народное веселье. Но при всем своем желании юный Государь не был в состоянии одарить народ, войска, чиновников и бояр различными милостями, как это практиковалось при царях Федоре Иоановиче и Борисе Годунове. Междуцарствие истощило и народное благосостояние, и государеву казну, а заем, который Михаил Феодорович решился сделать у именитых купцов Строгаовых, еще не успел состояться. Но вся Россия ликовала и без обычных в дни царских венчаний подарков. И несмотря на то, что впереди предстояло множество дел по укреплению порядка и восстановлению страны, радостное сознание того, что Смута побеждена, и Русь «не безгосударна», окрыляло наших предков и помогало им в их тяжелой работе. Люди чувствовали, что настала новая эра, и они не ошиблись.


Михаил Федорович явился родоначальником династии Всероссийских Самодержцев, царствовавшей на престоле Русских Государей в течение 304 лет.

палаты бояр Романовых, 17 век, миниатюры, парсуны, государи московские, Михаил Федорович, венчание на царство, кресла царские

Previous post Next post
Up