C Праздником!

Apr 08, 2012 02:34

Поздравляю всех уважаемых краеведов с праздником Входа Господня в Иерусалим! Пользуясь случаем, хочу спросить про интересный факт, приведённый в эссе Р.Рахматуллина, посвящённое известному Московскому "Шествию на осляти".

Как известно, ежегодно совершался уникальный Ход, посвящённый церковному празднованию Входа Господня в Иерусалим. Париарх, восседая на загримерованном под осла жеребёнке, изображая Христа, шёл из Кремля на Красную площадь, в собор Покрова "что на Рву", называемом иногда в источниках "Иерусалимом". Под узцы "ослика" вёл царь.

Там же Рустам пишет: "В ХVII столетии стали ходить, наоборот, от храма в Кремль. Эта недавно обнаруженная по бумагам перемена прослеживается с 1656 года и может принадлежать к числу никоновских. Несколько раньше, при Михаиле Федоровиче, Спасская башня была надстроена до высоты Покровского собора, его центрального столпа, приобретя известный миру вид. По смыслу этих перемен Кремль после Смуты оспорил у Покровского собора право отождествляться с Иерусалимом."

Вопросов целых два- что за источник, исследование, на которое ссылается Рустам и неужели только с этой перемены Кремль стал звучать в Горне- Иерусалимской теме Москвы?

Г.  Мокеев в своей статье приводит источник, по которому ещё в 1659 году ходили от Лобного места в Храм Покрова.

"Царь, сопровождаемый всеми боярами и дворянами... отправляется в церковь, называемую "Иерусалимом". Неподалеку от церкви царь восходит на одно плоское возвышение (Лобное место) и молится. Потом вступает в церковь и через час возвращается оттуда, держа в правой руке поводья патриаршего коня... Патриарх сидит боком на коне, держа в руке богатый крест, и благословляет народ. Бояре и дьяки несут вербы. Большой отряд войска лежит, распростершись лицами к земле... Между тем все оглушены гудящими колоколами, потому что здесь колокола самые большие на свете" (Самуил Коллинс. ЧОИДР, I, 1846, январь, ч. III. c. 6).

16 век

Previous post Next post
Up