Поздравляю всех уважаемых краеведов с праздником Входа Господня в Иерусалим! Пользуясь случаем, хочу спросить про интересный факт, приведённый в
эссе Р.Рахматуллина, посвящённое известному Московскому "Шествию на осляти".
Как известно, ежегодно совершался уникальный Ход, посвящённый церковному празднованию Входа Господня в Иерусалим. Париарх, восседая на загримерованном под осла жеребёнке, изображая Христа, шёл из Кремля на Красную площадь, в собор Покрова "что на Рву", называемом иногда в источниках "Иерусалимом". Под узцы "ослика" вёл царь.
Там же Рустам пишет: "В ХVII столетии стали ходить, наоборот, от храма в Кремль. Эта недавно обнаруженная по бумагам перемена прослеживается с 1656 года и может принадлежать к числу никоновских. Несколько раньше, при Михаиле Федоровиче, Спасская башня была надстроена до высоты Покровского собора, его центрального столпа, приобретя известный миру вид. По смыслу этих перемен Кремль после Смуты оспорил у Покровского собора право отождествляться с Иерусалимом."
Вопросов целых два- что за источник, исследование, на которое ссылается Рустам и неужели только с этой перемены Кремль стал звучать в Горне- Иерусалимской теме Москвы?
Г. Мокеев
в своей статье приводит источник, по которому ещё в 1659 году ходили от Лобного места в Храм Покрова.
"Царь, сопровождаемый всеми боярами и дворянами... отправляется в церковь, называемую "Иерусалимом". Неподалеку от церкви царь восходит на одно плоское возвышение (Лобное место) и молится. Потом вступает в церковь и через час возвращается оттуда, держа в правой руке поводья патриаршего коня... Патриарх сидит боком на коне, держа в руке богатый крест, и благословляет народ. Бояре и дьяки несут вербы. Большой отряд войска лежит, распростершись лицами к земле... Между тем все оглушены гудящими колоколами, потому что здесь колокола самые большие на свете" (Самуил Коллинс. ЧОИДР, I, 1846, январь, ч. III. c. 6).