История соткана из лжи, в которую все верят.
Наполеон I Бонапарт.
Когда сына забирали в армию, то среди прочьего в "комплекте молодого бойца" ему выдали и ритуальный наборчик от РПЦ МП.
Наборчик этот состоял из двух дешевых поделок религиозной индустрии:
иконки-ламината с изображением т.н. "Святого Александра Невского" и карманной брошюрки "молитвослов православного воина".
Подарок этот сопровождался и наличием служителя культа МП на торжественном построении.
Тандем государства и православной церкви в деле армейской повинности можно было понять в Российской империи, где греко-кафолическая вера восточного исповедания была ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ, и, соответственно церковь - была государственным институтом.
Но, сейчас, вроде теоретически ситуация изменилась?
Государство у нас светское и РПЦ МП (так же, как и другие религии и церкви) - дело сугубо личное.
Да - государство, вроде как должно обеспечивать удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих разных конфессий - но открыто пиарить МП, вроде не функция МО.
Вот как, например, должны отнестись к таким подаркам новобранцы мусульмане, иудеи, или буддисты (я уже молчу об атеистах)?
Учитывая, что "ты уже в армии, сынок", и особо против подарков от начальства уже не повозмущаешься - могут и нарушение дисциплины пришить.
Или загнать за можай - определить в часть изобилующую чеченскими героями-патриотами России, или отправить исполнять интернациональный долг, защищая сирийских диктаторов от укро-фашистов.
Поэтому разумный боец с первых дней знает, что рот лучше держать на замке и преданно есть глазами начальство.
Как говорится: подальше от начальства, поближе к кухне. Дабы через 365 дней вернуться домой живым (и желательно, со всеми конечностями).
Но, это всё - ПРИСКАЗКА.
А сама СКАЗКА
О Наполеоне - полководце великом века девятнадцатого,
и попах - обманщиках великих века двадцать первого.
Религиозная брошюра "подаренная" молодым военнообязанным, изготовлена на дешевой бумаге, но с цветной обложкой.
И, даже - с иллюстрацией (назовём её условно иконой).
Иллюстрация эта не подписана, но любой мало-мальски продвинутый адепт РПЦ МП скажет вам, что это "Георгий победоносец, побивающий змея".
О том, что эта картинка - безбожный плагиат, еще много лет назад писал и говорил Евгений Понасенков.
Но, торговцы ЗАО РПЦ МП, не стесняясь, продолжают тиражировать грубую подделку великого европейского искусства.
А чо, париться, пока "нивы побелевшие" продолжают исправно приносить доход? :)
В основе этого малокачественного полиграфизделия для потомков Полиграф Полиграфыча,
лежит картина французского художника Жака Луи Давида "Наполеон на перевале Сен-Бернар":
Видимо, Жак Луи, предчувствуя алчные настроения клерикалов будущего, которые станут доказывать, что это Святой Георгий, но одетый по моде 19-го века - даже подписал внизу на камешках "BONAPARTE" ;)
Как говорится: НАЙДИТЕ ДЕСЯТЬ ОТЛИЧИЙ. ;)
Мастерство исполнения полотен, конечно, сравнивать не приходится: всё-таки Давид - академический художник, а копию 20-го века рисовал безымянный герой из начальной школы рисования, обремененный "батюшкиным благословением".
Но, православный люд не взыскателен: "богословие в красках" приобретает иногда такие уродливые формы, что волосы дыбом становятся - на них не то что молиться, смотреть при колеблющемся свете свечи (Хичкок отдыхает) страшно :(
Мне бы вот на парадный портрет Наполеона молиться было бы эстетически более приятно - хотя я не шовинист :)
Теперь - еще такой момент.
Иконопись такая форма религиозного искусства (или изобразительного самовыражения), которое требует соблюдение канона.
Канон - это количество реплик первоизображения, помноженное на количество столетий, когда эти реплики "писались". Т.е. художник может самовыражаться, но в пределах матрицы канона. Если нарисованное калькируется с первоисточником - икона канонична.
Ежели - нет: неканонична :(
Например, изображение Богородицы топлес на иконе "Млекопитательница" - канонично, потому что так спокон веку писалось: есть византийские и древнеафонские списки (что двигало рукой монаха-пустынника, давшего обет безбрачия - другой вопрос);
А вот такие Богородичные иконы неканоничны - потому что написаны недавно:
Или: "Троица рублевская" - канонична;
а "индейская Троица" - нет:
Сейчас не Средневековье - на костре не сожгут, глаза не выколют и даже руки не отрубят (дабы вы своими "богомерзкими шарованьями" (рисованьями) не угождали сатане).
Но - ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ.
Такой бизнес - узкокорпоративный и каноничный...
Так вот, насколько канонична икона Егория Змееборца, списанная с картины Давида - основоположника французского неоклассицизма?
Вопрос этот требует отдельной искусствоведческо-теологической (есть такие науки) конференции на самом высоком уровне.
Желательно - за счёт бюджета и с банкетом в столичном ресторане.
И дело даже не в том, что насчёт Жака Луи Давида сложно установить, какой конфессии он принадлежал - а вдруг еретик, или того хуже, безбожник. Ведь вольнодумство и вольтерьянство было популярно в то время во Франции.
Здесь имеет место быть и большая эсхатологическая и герменевтическая проблема!
Ведь поход армии Наполеона на армию Александра I рассматривается православным догматическим богословием, как "нашествие галлов и двунадесяти языков", а сам Наполеон - как предтеча АНТИХРИСТА!***
Т.е., получается, что портрет Наполеона - это портрет антихриста, а грубая стилизация его под изображение Змееборца - это попытка маскировки!
ЖУТЬ КАКАЯ!
Здесь уже засмердело конспирологией и заговором жидовствующих - похоже одной конференции маловато будет :/
Нужен еще сход православно-патриотических активистов. Есессенно - тоже с банкетом, но уже в каких-нибудь "Граблях", или "Корчме"...
Хотя мне, честно говоря, агиографический образ Бонапарта глубоко симпатичен.
Хотя бы потому, что человек он был гениальный :)
Выходец из низов, оказавшийся в своё время в своем месте.
Буря французской революции дала возможность реализоваться его талантом и довела до престола Императора Франции.
Власть не испортила Наполеона и он не стал тупым и жадный диктатором, а стал основателем Новой Франции (подробнее о том, чего он сделал для государства и нации - можете почитать в других местах, слава Богу много написано).
А как мы с вами знаем по личному опыту - диктаторы бывают разные: кто-то создаёт новые империи, а кто-то добивает и то, что ему досталось (((
Как полководец, Наполеон был тоже велик. Русская военная история того же времени, увы, ничего рядом поставить не может.
Тот же распиаренный мифологической имперской историей Кутузов ни одного сражения у Наполеона не выиграл :(
Да и как великий имиджмейкер и мейнстримный пропагандист, Наполеон был человеком 20-го века.
"Легенда Наполеона" была во многом создана им самим. Но, создана не безосновательно.
Не то, что легенда о "рейтинге в 86%" :)
Да, и к вопросу о метафизике!
Для икон, кроме каноничности, другой немаловажной функцией является чудесность.
Так вот, главной святыней событий 1812-го года со стороны русской армии была Смоленская икона.
Сначала эта смоленская реликвия не защитила Смоленск и пришлось её саму "спасать" из взятого ворогом города; потом и Москву не "покрыла честным омофором" - пришлось и из "белокаменной" эвакуировать.
Была эта икона и на Бородинском поле - об этом известно всем, кто читал "Война и мир". Перед ней усердно молилось "христолюбивое воинство" во главе с главнокомандующим Кутузовым.
Михаил Иларионович так уповал на заступничество Небесного воинства, что большую часть сражения благополучно продремал.
Но, увы - "лягушатники" и "шаромыжники" не обратились вспять.
Отступить вынуждено было российское православное воинство (видно, для смирения).
Для смирения, позже и из Москвы драпанули - оставив захватчикам "по русской традиции - только пожарища" (К.Симонов), ну и своих тяжелораненых (не с собой же их тащить).
Во время Бородинского сражения перед штабной палаткой Наполеона стоял портрет его малолетнего сына, накануне привезенный императору из Парижа.
Французские солдаты, идущие в бой "За свободную Францию!" салютовали своему полководцу и его сыну...
Получается, что в противостоянии французско-русских святынь портрет младенца Бонапарта оказался сильнее :)
***Ради справедливости следует отметить, что и это - пропагандистский миф, вкрученный в бошки крепостного воинства, которое нужно было бросать на пушки и штыки более профессиональной и боеспособной французской армии.
Сам Наполеон к религии относился довольно трезво (что и свойственно любому гениальному человеку):
"Общество без религии - как корабль без компаса. Без религии человек ходит во тьме. Только религия указывает человеку на его начало и конец. Христос полезен государству".
"Религия - отличное средство, чтобы утихомиривать чернь".
Да и "нашествие" было лишь ответом императора Наполеона на многолетние провокации отцеубийцы-императора Александра I, который за военные авантюры против революционной Франции получал гонорар в фунтах стерлингах.