БЫТЬ САМИМ СОБОЙ. Цитаты Г.С.Померанца

Oct 27, 2015 15:09




Я пришел к убеждению, что вселенная не сводится к времени, пространству и материи, бесконечно делимых на секунды, века, тысячелетья, на метры, километры, парсеки и т.п.
У нее есть другое лицо, целостное во всех своих проявлениях, как океан планеты Солярис, в котором нечего считать. Океан, способный стать для каждого тем, что раскрывает душу (через муку или через блаженство - все равно).

Лет через двадцать после юношеской медитации я внезапно пережил целостную ипостась реальности как внутренний свет, длившийся несколько часов.
Этот опыт просыпался, когда я искал спасения от страха или созерцал стихийные иконы в лучах заходящего солнца или иконы, собранные в Третьяковской галерее, или лучшие создания буддийского искусства. Постепенно я понял, что в иконах переплетался образ всемогущей, вечной творческой силы и хрупкого, смертного человека. Это особенно ясно проступает в образах Троицы - рублевской или в деревянной раскрашенной скульптуре, хранимой в Наре, бывшей столице Японии VIIIв. Приглядевшись к Рублевскому Спасу, я и в нем разглядел то же самое: Бог-Дух, веющий повсюду, - и человек в своей смертной оболочке. Вечное и мгновенное переплетается в мистической интуиции".
(Лекция 9 октября 2009 года "По ту сторону чисел")
***

Дьявол начинается с пены на губах ангела, идущего в бой за святое и право дело...
Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца.
***

Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию.

Я не верю в правду одного принципа, я верю в правду диалога.
Но стиль полемики важнее самого предмета полемики, важнее победы в споре. Судьба правды быть разделенной.
***

Религия - это ориентация к живой вечности. Другое дело, что на социокультурном уровне религии исторически очень искажены.
Но в своей глубине они сходятся и говорят об одном: о добре, мире, любви и милосердии. Чтобы пережить и понять это, нужны духовные усилия. Но другого пути нет.
***

Нет готового пути, который гарантированно ведет к Истине.
Но есть пути, которые проходят близко от нее.
Чтобы войти в истину, надо свернуть с дороги, самому проложить путь вдоль следа Божия.
***

Существует зло, которое есть инерция добра.
Всё, что становится инерцией, становится злом. Бог - это вечная динамика, это открытость и риск.
Инерции опасны для религии. Именно инерция заставила людей думать о будущей жизни вместо того, чтобы воскреснуть в этой.
Инерция увела людей от Царствия Божия внутри нас к поискам теплого места за гробом.
***

Понимание многогранности истины противоречит фундаментализму - иудейскому, христианскому и мусульманскому, но оно не противоречит Христу.
Его (Христа) отношение к законам и принципам - скорее индийское, чем иудейское или византийское. Он свято почитал Моисея и смело отступал от него всякий раз, когда буква традиции становилась нравственным абсурдом. Так же относится к традиции и Атоний Сурожский. Его учение о Божьем следе - соль, которую можно выпарить из рассказов о поведении Христа, столкнувшегося с Законом.
***

Для того, чтобы нечто из опыта вечности передать не только одиночкам, а задеть этим весь народ, нужны особые слова и другие знаки, нужны иконы, обряды,, нужна музыка соответствующая. Но откровение по своей природе не все вмещается в слово и знак. Поэтому возникают сразу две опасности. Первая опасность - это буквально понимание слов. Понимание слов, сказанных, допустим, пророком, как всей полноты истины. И вера сводится к тому, чтобы буквально принять сказанное слово. <…> противоположная ересь (я условно пользуюсь здесь этим термином) - это рациональная попытка растолковать слова, в которых как-то передан опыт вечности, опираясь на обыденный здравый смысл. <…>
Догму же (в хорошем смысле) то есть правильное понимание, мне кажется очень хорошо выразил схимомонах Силуан, живший в конце XIX- начале XX века, умер в 1938 году.
"То, что написано Святым Духом, может быть прочитано только Святым Духом".
***

Что такое Ветхий Завет? Завет с народом, с группой народов, священные основы государственного порядка.
А Новый Завет - завет с личностью, для которой простая покорность Богу не насыщает сердца, с личностью, ищущей бытия в Боге.
***

Каждая мировая религия - колодец в глубину, где горит вечно живой огонь.
Но за тысячи прошедших лет колодцы стали самостоятельными святынями, более важными, чем сама глубина.
***

Глубина каждой из великих религий ближе к глубине другой великой религии, чем к собственной поверхности.
Это не значит, что они тождественны, но, если жить на глубине, то между великими религиями возможен диалог, основанный на том, что Святой Дух отпечатал себя в каждой из великих цивилизаций: христианской, мусульманской, индийской и дальневосточной. В каждой из них по-своему выражена некая высшая точка зрения, иногда она выражена в одних словах, в других. Причем эти формулировки на словах различны.
***

Сила русской культуры - в тяготении к цельности в порыве, который редко достигал законченной формы.
Цельность, к которой тянется русский гений, это цельность вселенская, цельный образ того, что разбросано в в национальных ликах Европы (и не только Европы). <…> Как ни отличается русский хаос от европейского порядка, главные задачи современной духовной культуры - одни и те же. Мы все ищем новых образов Бога, способных обновить "ценностей незыблемую скалу" (О. Мандельштам) в нашем знании. И извечное русское стремление из хаоса к цельности может внести здесь свой вклад.
***

Главное, что толкает людей к религии - это этический кризис, понимание, что безрелигиозная этика упёрлась в угрозу хаоса.
И в религии часто ищут опору для практического поведения.

человек, философия, цитаты, духовность, Померанц, религия, персона, вера

Previous post Next post
Up